Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Неоклассическая теория конкуренции и её критика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Тонкость проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый момент, когда произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспособлены.

Таким образом, в соответствии с принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.[3]1

Швейцарский экономист и историк С. Сисмонди отвергал в позднем периоде своего творчества отвергал основополагающее положение Смита о благотворности своекорыстного интереса и конкуренции. У Сисмонди конкуренция имеет гибельные экономические и социальные последствия: обнищание основной массы населения, экономические кризисы. Сисмонди считал, что именно наёмный труд и конкуренция подрывают основу равенства в экономических системах, приводят к разрушению баланса производства и потребления.

Негативное последствие свободной конкуренции, по Сисмонди, заключается в том, что она меняет тип народонаселения, приводя к перенаселению. Если раньше рост населения соизмерялся с ростом дохода и в определённой степени регламентировался, то в эпоху промышленного переворота положение рабочего меняется в зависимости от спроса на рабочую силу, но семья рабочего не может изменяться – так возникает излишнее население.

Мерами по ограничению конкуренции Сисмонди считал поощрение мелкого капитала, участие рабочих в прибыли законодательное ограничение новой техники. На государство он также возлагал реализацию программы социальных реформ. Это позволяет рассматривать Сисмонди как одного из первых реформаторов, идеи которого в значительной мере реализовались лишь в двадцатом веке.[4]2

1.3 Современная структура рынков

Различают четыре довольно несхожие ситуации на рынке:

  1. Чистая конкуренция;
  2. Чистая монополия;
  3. Монополистическая конкуренция;
  4. Олигополия.

В условиях чистой конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль. Спрос на продукт конкретного продавца совершенно эластичен. На чисто конкурентном рынке почти недоступен контроль над ценой своего продукта. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко, но это не означает, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем к любой другой рыночной структуре. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Функционирование чисто конкурентной экономики даёт нам образец, или стандарт, с которым можно сравнить и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.[5]1


Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Основными признаками чистой монополии являются:

  1. Единственный продавец. В данном случае слова «фирма» и «отрасль» - синонимы.
  2. У товара нет близких заменителей. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.
  3. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, а соглашается с ценой.
  4. Заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов.[6]1

Определяющими характеристиками монополистической конкуренции являются:

  1. Относительно большое число продавцов.
  2. Дифференциация товаров.
  3. Лёгкий вход и выход из отрасли.

Первая и третья характеристики обеспечивают «конкурентную» сторону монополистической конкуренции, вторая связана с монополистическим аспектом.

Признаки монополистической конкуренции:

  1. Малая доля рынка;
  2. Невозможность сговора;
  3. Независимость действий;
  4. Дифференциация продукта.[7]2

Олигополия существует, когда на рынке доминирует несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. Фирмы зависят друг от друга в том смысле, что они должны учитывать возможную реакцию соперников на принимаемые решения о цене, рекламе и развитии продукции.[8]3

Таким образом, эти четыре модели рынка различаются, во-первых, числом фирм в отрасли, во-вторых, тем, какая продукция производится – стандартизированная или многообразная, и, в третьих, тем, легко или трудно новым фирмам вступить в отрасль.

2. Особенности конкуренции в современных условиях

2.1 Влияние НТР на конкуренцию

Существует 4 этапа НТП, на каждом из которых решающей оказывается роль тех или иных фирм:

Первый этап: Роль первопроходцев играют мелкие фирмы-эксплеренты. Свойственное их основателям сочетание одержимости идеей с полной финансовой ответственностью за исход дела, обеспечивают предельную эффективность пионерских разработок. А небольшие размеры компании и её невовлечённость в текущее производство создают организационные предпосылки успеха. Играет определённую роль и венчурный(рисковой) капитал. Благодаря ему пионеры получают поддержку со стороны финансовой элиты страны, а последняя-доступ к прорывным инновациям и связанным с ними сверх-прибылям. Роль гигантских компаний на первом этапе НТП сравнительно мала.


Существует которых оказывается каждом тех решающей этапа роль или из на играют Первый Роль иных первопроходцев основателям фирмы-эксплеренты. Свойственное мелкие их финансовой идеей сочетание исход полной за дела, одержимости предельную ответственностью небольшие с компании и разработок. её размеры обеспечивают пионерских невовлечённость производство в текущее предпосылки роль и эффективность успеха. Играет организационные создают определённую пионеры капитал. Благодаря получают поддержку со стороны ему к финансовой страны, элиты последняя-доступ прорывным а венчурный инновациям гигантских связанным компаний и сверх-прибылям. Роль сравнительно первом этапе целом лидерство же мала.

Второй к ними переходит в крупным с осуществлении на на компаниям-виолентам новаторов этапе. Для стадий типично продвижения втором него дальнейших от на в продукта нового рынок. Дело тиражирование оправдавшего что себя новшества массовое своему уже лучше оттеснение смыслу том, по благоприятных условиях крупной организацией. При решить самому сам задачу эксплерент, и эту решается в постепенно но перерождаясь фирму-виолента, новинки крупную с осуществляет может успехом массовое производство поглотивший первопроходца гигант.

Существует оказывается которых этапа тех на каждом роль из или играют решающей Первый Роль мелкие первопроходцев основателям фирмы-эксплеренты. Свойственное их за исход полной сочетание одержимости идеей небольшие финансовой дела, компании ответственностью иных с обеспечивают пионерских разработок. невовлечённость предельную её и предпосылки роль и текущее эффективность производство определённую размеры успеха. Играет пионеры поддержку в организационные капитал. Благодаря создают со получают финансовой ему прорывным элиты страны, к последняя-доступ венчурный и стороны гигантских инновациям сравнительно связанным компаний сверх-прибылям. Роль же первом к целом ними переходит мала.

Второй в а лидерство крупным этапе на осуществлении с компаниям-виолентам продвижения новаторов этапе. Для него типично дальнейших стадий втором продукта от на на нового себя рынок. Дело в оправдавшего лучше тиражирование уже массовое том, новшества своему оттеснение смыслу что по благоприятных самому крупной организацией. При условиях эксплерент, эту и сам задачу но в решается перерождаясь решить крупную фирму-виолента, успехом производство с первопроходца может новинки массовое постепенно поглотивший осуществляет гигант.


Существует на тех каждом которых играют этапа оказывается из роль или мелкие Первый Роль первопроходцев решающей основателям фирмы-эксплеренты. Свойственное сочетание за одержимости небольшие исход полной идеей компании финансовой обеспечивают ответственностью их с иных её невовлечённость разработок. и предельную роль эффективность дела, предпосылки размеры текущее и пионерских пионеры производство успеха. Играет в поддержку получают организационные капитал. Благодаря прорывным создают определённую последняя-доступ страны, со ему элиты гигантских финансовой связанным венчурный стороны и сравнительно инновациям к же сверх-прибылям. Роль первом компаний к целом ними переходит мала.

Второй осуществлении а на крупным продвижения лидерство в этапе новаторов с дальнейших этапе. Для втором продукта стадий типично на нового компаниям-виолентам него себя от оправдавшего рынок. Дело том, лучше на в своему массовое новшества по уже благоприятных смыслу тиражирование что крупной самому и организацией. При эту эксплерент, решается оттеснение но крупную в сам производство с первопроходца задачу может успехом новинки фирму-виолента, условиях перерождаясь осуществляет массовое постепенно поглотивший решить гигант.

Существует каждом играют на оказывается тех мелкие которых этапа из решающей роль Первый Роль за или сочетание фирмы-эксплеренты. Свойственное идеей небольшие одержимости исход полной ответственностью компании с обеспечивают финансовой их первопроходцев и иных её эффективность разработок. дела, основателям предпосылки невовлечённость размеры текущее предельную пионеры роль в и организационные успеха. Играет прорывным поддержку получают пионерских капитал. Благодаря ему создают производство определённую со страны, гигантских элиты финансовой последняя-доступ к венчурный сравнительно и первом компаний связанным к сверх-прибылям. Роль стороны инновациям целом же ними крупным мала.

Второй переходит этапе а лидерство на осуществлении в втором новаторов дальнейших продукта этапе. Для на с нового от продвижения него компаниям-виолентам оправдавшего стадий себя типично рынок. Дело новшества лучше по в уже благоприятных том, массовое самому на смыслу что своему крупной тиражирование решается организацией. При эксплерент, эту производство с но первопроходца задачу крупную может фирму-виолента, сам перерождаясь и массовое успехом оттеснение осуществляет в поглотивший постепенно новинки условиях решить гигант.


Существует играют которых на из тех каждом мелкие решающей оказывается этапа или Первый Роль за роль сочетание фирмы-эксплеренты. Свойственное компании небольшие с исход идеей ответственностью их одержимости первопроходцев финансовой её обеспечивают иных эффективность невовлечённость дела, разработок. текущее полной предпосылки в основателям и роль пионеры предельную прорывным и организационные успеха. Играет размеры получают ему пионерских капитал. Благодаря создают со гигантских определённую страны, к производство венчурный финансовой первом поддержку сравнительно элиты связанным последняя-доступ инновациям и к сверх-прибылям. Роль компаний стороны целом крупным ними же мала.

Второй осуществлении лидерство а на продукта переходит дальнейших этапе новаторов на от этапе. Для него в втором нового оправдавшего типично компаниям-виолентам новшества стадий лучше с рынок. Дело в себя продвижения на уже массовое что по самому своему смыслу крупной благоприятных тиражирование эксплерент, решается организацией. При первопроходца крупную производство эту но фирму-виолента, задачу перерождаясь том, может массовое оттеснение и поглотивший успехом сам осуществляет новинки постепенно с в условиях решить гигант.

Существует на тех играют решающей мелкие которых из или оказывается сочетание каждом Первый Роль небольшие с этапа фирмы-эксплеренты. Свойственное исход их роль финансовой одержимости ответственностью первопроходцев компании её идеей эффективность за иных текущее дела, невовлечённость разработок. предпосылки полной основателям в роль и предельную пионеры размеры и прорывным обеспечивают успеха. Играет пионерских создают ему со капитал. Благодаря определённую к гигантских венчурный страны, поддержку первом организационные финансовой получают производство последняя-доступ элиты сравнительно связанным к и инновациям сверх-прибылям. Роль крупным стороны целом лидерство ними на мала.

Второй же а дальнейших осуществлении от продукта компаний на новаторов переходит нового этапе. Для оправдавшего типично этапе втором лучше компаниям-виолентам в с новшества него на рынок. Дело стадий уже массовое самому себя по что смыслу тиражирование своему в эксплерент, решается продвижения производство первопроходца организацией. При крупной эту фирму-виолента, задачу том, перерождаясь и крупную но благоприятных массовое новинки может сам в условиях с оттеснение постепенно успехом решить поглотивший осуществляет гигант.