Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

указывающие н?а место на?хождения нос?ителей док?азательстве?нной инфор?мации и та?ктику следст?венных дейст?вий;

могущие быт?ь доказате?льствами пр?и соответст?вующих усло?виях интер?претации.

Глава 2. Организация контроля за оперативно-роыскной деятельностью

2.1. Вневе?домственны?й (внешний) ко?нтроль за о?перативно-роз?ыскной деяте?льностью

Субъектами, ко?нтролирующ?ими ОРД (ре?ализующими фу?нкцию внеш?него контро?ля), соглас?но законод?ательства, я?вляются: През?идент РФ; Фе?деральное Собр?ание РФ; Пр?авительство РФ; су?дья, санкц?ионирующий О?РМ, влекущ?ие ограниче?ние конститу?ционных пр?ав и свобо?д человека и гр?ажданина.

Президент РФ осуществл?яет непосре?дственное ру?ководство де?ятельность?ю, включая ко?нтрольные фу?нкции, сле?дующих федер?альных мин?истерств и с?лужб, котор?ым законом пре?доставлено пр?аво осущест?влять ОРД:

 Министерство в?нутренних де?л Российско?й Федераци?и,

 Министерство юст?иции Росси?йской Федер?ации (опер?ативное по?дразделение в Фе?деральной с?лужбе испо?лнения нак?азания),

 Служба вне?шней разве?дки Российс?кой Федера?ции,

 Федеральная с?лужба Росс?ийской Федер?ации по ко?нтролю за оборото?м наркотико?в,

 Федеральная с?лужба безо?пасности Росс?ийской Федер?ации,

 Министерство оборо?ны Российс?кой Федера?ции.

Контроль з?а ОРД осущест?вляется через соот?ветствующее по?дразделение А?дминистрац?ии Президе?нта РФ. Со?гласно Поло?жению о по?лномочном пре?дставителе През?идента РФ в фе?деральном о?круге, утвер?жденном Ук?азом Прези?дента РФ от 1?3.05.2000 № 84?9 (ред. от 28.07.?2016) «О по?лномочном пре?дставителе През?идента Росс?ийской Федер?ации в федер?альном окру?ге» президе?нтский контро?ль за осущест?влением ОР?Д в субъект?ах РФ осущест?вляется та?кже через и?нститут по?лномочных пре?дставителе?й Президент?а РФ в федер?альных окру?гах.

Следует от?метить, что д?анный вид ко?нтроля не пре?доставляет пр?ава вмешив?аться в те?хнологию О?РД, контро?лировать пр?авомерност?ь проведен?ия конкрет?ных ОРМ.

Президент РФ ру?ководит де?ятельность?ю вышеназв?анных федер?альных орг?анов испол?нительной в?ласти, вед?ающих вопрос?ами оборон?ы, безопас?ности, внутре?нних дел и не?которых дру?гих, утвер?ждает по пре?дставлению Пре?дседателя Пр?авительств?а РФ положе?ния о них и н?азначает и?х руководите?лей, а так?же осущест?вляет иные по?лномочия к?ак Верховн?ый Главноко?мандующий Воору?женными Си?лами РФ и Пре?дседатель Со?вета Безоп?асности РФ. През?идентскому ко?нтролю под?лежит также пр?актическое ис?полнение ФЗ «Об О?РД» и изда?нных им пр?авовых акто?в и поруче?ний по вопрос?ам, связан?ным с ОРД.


Таким образом, Президент РФ к?ак гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и граждан?ина, как высшее должностное лицо государства, осуществляет стратегичес?кий контроль за деятельностью федеральн?ых силовых органов, в полномоч?ия которых входит осуществле?ние ОРД.

Федеральное Собрание РФ - парламе?нт РФ - представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации РФ и Госу?дарственно?й Думы РФ, осуществляет опосредов?анный контроль за ОРД. Этот контроль происходит в рамках контроля з?а исполнением федерального бюджета, в отдельных статьях которого отражено выделение финансовы?х средств тем или иным органам, осуществляющим ОРД. Контроль за исполне?нием федерального бюджета в части, касающейся использования финансовы?х средств на ОРД, осуществляет образуема?я Советом Федерации РФ и Госу?дарственно?й Думой РФ Счетная палата РФ. Этим органом, подчинен?ным парламенту, контролируется обоснован?ность выделения денежных средств, правильность и эффективность их использо?вания.

Палаты Федерального Собрания РФ вправе возбуждать парламентс?кое расследование, создавать парламентс?кие комиссии по расследованию, например, фактов грубого или массо?вого нарушения гарантированных Конституц?ией РФ прав и свобод человека и гражданина, в результате работы которых подготавливается итоговый доклад комиссии, и по дан?ным, содержащимся в нем, возможно, в частност?и, судить о состоянии исполнени?я ФЗ «Об ОРД».

Осуществление общего контроля за исполнением ФЗ «Об ОР?Д» происходит при работе парламент?ариев с избирателями, рассмотрении обращений граждан, заслушивании информаци?и руководителей соответствующих министерст?в и служб на заседаниях палат парламента и их комитетов, рассмотре?нии документов и материалов, представ?ляемых органами государственной власти, в то?м числе при подготовке изменений и дополнений, которые необходимо внести в ФЗ «Об ОРД».

Таким образом, контроль Федерально?го Собрания РФ преследует цель оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюде?нием ФЗ «Об ОРД» как в целом по стране, т?ак и соответствующими министерствами и службам?и.

Следующим субъектом, контролиру?ющим ОРД, является Правительство РФ, осуществ?ляющее исполнительную власть в РФ. Оно со?гласно ст.ст. 12, 19, 20 Федерального конституц?ионного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочи?ями по общим вопросам руководст?ва федеральными министерствами, службами, агентствами, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России.


Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использов?ания органами силового блока предоставленных им полномочий по ведени?ю ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью через анализ соответствующей информаци?и, имеющейся в распоряжении Правительст?ва РФ, заслушивании отчетов, докладов и сообщений на заседании Правительст?ва РФ руководителей соответствующих федеральн?ых органов исполнительной власти.

Одним из направлений контрольно?й деятельности Правительства РФ являетс?я мониторинг законодательства, а также подзаконных актов, затрагив?ающих права и свободы граждан, имеющих межведомственный характер и актов, устанавливающих правовой статус государственных органов и организаций. Данная контрольн?ая деятельность осуществляется через механизм государственной регистрац?ии нормативных актов федеральн?ых органов исполнительной власти в Минюсте России. Там эти а?кты оцениваются на предмет соответст?вия Конституции РФ, действующему законодате?льству и и?м присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Минюст России полномочен вносить предписания об отмене незаконны?х актов либо устранени?и выявленных нарушений.

В полномоч?ия Правительства РФ входит проверка обоснованности расходования финансовы?х средств, выделяемых на ОРД, котор?ая возложена на Минфин России. Согласно ч. 3 ст. 1?9 ФЗ «Об ОРД» данный контроль осуществляется специально уполномоченными представителями Федерально?й службы финансово-бюджетного надзора Минфина России, которые д?ля этого предварительно проходят процедуру допуска к сведени?ям, составляющим государственную тайну. После прохождения такой процедуры представители Минфина России полномочны проводить проверку документов о финансиро?вании ОРД в полном объеме.

О суде, как субъекте внешнего контроля з?а ОРД, необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 ФЗ «Об ОРД» проведен?ие ОРМ, которые влекут ограничен?ие конституционных прав граждан, возможно только по решени?ю судьи. В перечень таких прав законодатель включил: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронно?й и почтовой связи, право на неприкосновенность жилища. Данный в?ид контроля за ОРД осуществляется: а) при р?ассмотрени?и судьей обращения оперативно?го подразделения для получения разрешени?я на проведение конкретного ОРМ, влеку?щего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина (ч.ч. 2, 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»); б) при про?длении начатых по разрешению судьи ОРМ и последующей проверке законност?и решений и действий оперативно-роз?ыскных органов( далее - ОРО) и и?х должностных лиц (ч.ч. 3, 4 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»); в) при р?ассмотрени?и жалоб на ОРО (ч.ч. 2, 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); г) при р?азрешении споров в вышестоящем суде между судьей нижестояще?го суда и ОРО в связи с отказом судьи дать разрешение н?а проведение ОРМ (ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»).


Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» судья рассматри?вает оперативно-розыскные материалы, касающиес?я производства ОРМ, единолично (т.е. не требуетс?я принятия решения на судебно?м заседании, а также рассмотре?ние поступивших оперативно-служебных документо?в конкретным судьей) и незаме?длительно (т.е. должностное лицо ОРО прини?мается в любой промежуток времени без какой-либо очереди, без неопр?авданных задержек).

Процесс рассмотре?ния материалов судьей, получивш?им от председателя данного суда полномочия по рассмотрению поступающ?их оперативно-служебных документов, заключаетс?я в обоснованности постановления руководите?ля ОРО о проведении соответствующего ОРМ. Для это?го согласно положению ч. 3 ст. 9 ФЗ «Об О?РД» по требованию судьи ему могут представляться иные материалы, касающиеся оснований для прове?дения ОРМ (з?а исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группировки, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществ?ляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содейст?вие на конфиденциальной основе, об орган?изации и о тактике проведения ОРМ).

По результатам рассмотрения материало?в об ограничении конституционных прав человека и гражданина при прове?дении ОРМ судья разрешает проведение данного ОРМ или отказывает в его про?ведении, о че?м выносит мотивированное постановле?ние, которое заверяется оттиском гербовой печати суда, выдает его инициатору проведени?я ОРМ с одновременным возвращением всех без исключения представленных ему (судье) материалов ОРО.

Срок действия вынесенного судом постановле?ния согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» исчисляетс?я в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Указанны?й предельный срок продлеваетс?я, как правило, при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характер?ных для конкретной оперативно-розыскной ситуации.

При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение н?а основании вновь представле?нных материалов( постановление, в которо?м излагается ходатайство о необход?имости продолжения ОРМ в течение определен?ного срока; оперативно-служебные документы, подтверждающие необходимость продления срока действия постановле?ния (например, справка с фактичес?кой информацией, полученной в результ?ате проводимого ОРМ); операти?вно-служеб?ные документы, которые судье представлялись ранее).

Отдельно следует указать на превент?ивный судебный контроль, осуществ?ляемый с целью соблюдения адвокатско?й тайны (т.е. любых сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю) при проведении ОРМ. В си?лу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 31.05.?2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельност?и и адвокатуре в Российской Федерации» проведение ОРМ в отношении адвоката (?в том числе в жилых и служебн?ых помещениях, используемых им для осу?ществления адвокатской деятельности) допускаетс?я только по судебному решению. В этом законном, обоснова?нном и мотивированном судебном решении должны быть указаны конкретный объект ОРМ и дан?ные служащие основанием для его про?ведения, с те?м, чтобы это мероприятие не привод?ило к получению информации о тех клие?нтах, которые не имеют непосредст?венного отношения к кругу лиц, изуч?аемых в ОР?Д.


В заключение подчеркнем, что ключе?вым значением для осуществления судебного контроля является беспристр?астность - качество, суть которого составляет требование непредвзято?го и справедливого отношения к каждому субъекту уголовного судопроиз?водства. Беспристрастность предполагает, что судь?я при рассмотрении материалов конкретно?го уголовного дела субъектив?но свободен от личных предубежде?ний или пристрастий в отношении участнико?в процесса, его действия должны исключать какие-либо обоснован?ные сомнения в этом отношении.

2.2. Ведомственный( внутренний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Ведомственный контроль за ОРД предусмотрен ст. 22 ФЗ «Об О?РД», в которой говорится, что руко?водители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюде?ние законности при организации и проведе?нии ОРМ. Порядок реализации внутренне?го контроля за законностью осуществле?ния ОРД определяется соответствующими ведомстве?нными нормативными правовыми актами. Данный контроль осуществл?яют руководители ОРО и иные должностн?ые лица, наделенные контролиру?ющими и инспектирующими функциями (должност?ные лица инспекторских, организа?ционных, кадровых и других подразделе?ний ОРО).

Контроль осуществл?яется следующими способами:

 личное участие руководителей в организ?ации, планировании( проведении) ОРМ;

 санкционирование заведения дел оперативного учёта;

 контролирование сроков ведения и обоснованности их прекращения;

 изучение материалов, полученных в результ?ате выполнения ОРМ, иных документо?в, имеющие отношение к ОРД, и пр?инятие по н?им решения;

 дача, как прав?ило, в письменной форме, указаний о дальнейшей работе по осущест?влению оперативной проверки;

 санкционирование заключения контракта с лицами, сотрудничающими с органами, осуществ?ляющими ОР?Д;

 составление мотивированных постановле?ний о проведении ОРМ, предусмотренных ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об О?РД»;

 заслушивание исполнителей ОРМ;

 назначение проведения служебных проверок;

 рассмотрение жалоб и заявлен?ий граждан.

Руководитель ОРО при уст?ановлении и?м фактов нарушения прав человека и гражданина, пренебре?жения правилами конспирации в ходе ОР?Д, разглашения сведений, составля?ющих государственную или служебную тайну, а также иных нарушений обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, включая восстановление и возмещение причиненно?го вреда, привлечение виновного к ответственности. В случае нарушения законности он также обязан проинформировать об этом прокурора.