Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Основы монополизации экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Регулирование деятельности монополий

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Современные экономисты выделяют несколько отрицательных последствий монополизации рынка.

Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязывают обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции[28].

Многие бизнесы лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица, инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.

Мы убеждены, что в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских других своекорыстных монополистов весьма значительна.

Последствие монополизации - усиление неравенства в доходах в обществе. Оно связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения[29].

Возьмем для примера РЖД. В 2011 году федеральная антимонопольная служба признала, что РЖД нарушало антимонопольное законодательство, не предоставляя клиентам подвижные составы и завышая стоимость железнодорожных перевозок. Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные жалобы на то, что доступность грузовых железнодорожных перевозок снижается, но одновременно, продолжается неконтролируемый рост их стоимости[30].

Следующий негативный момент монополизма - экономический застой и торможение научно-технического прогресса (НТП). Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов[31].


Против НТП действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна - к его развитию, другая - к торможению.

Наконец, последняя из негативных сторон монополизма - опасность для демократии, как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок).

Бесконтрольная деятельность монополий может нанести значительный ущерб для экономики за счет повышения тарифов и цен. Вопрос о регулировании деятельности монополий важен, особенно по отношению к естественным монополиям, высокая экономическая эффективность которых полностью исключает их деление. За последние несколько лет российская пресса пестрит жалобами на высокие железнодорожные тарифы, быстрорастущие цены на электроэнергию и т.д.[32]

Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

В настоящее время регулирование рыночных процессов в России подчинено единой федеральной политике и обеспечено конституционными гарантиями поддержки законной предпринимательской инициативы и конкуренции.

Важнейшее значение имеют гарантии, предусмотренные статьей 8 Конституции РФ, которая отнесена к основам конституционного строя России и в составе других статей главы 1 Конституции составляет первичную нормативную базу для всей системы российского законодательства (ст.16 Конституции РФ).

Статья гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, устанавливает равенство всех форм собственности, обеспечивая тем самым возможность состязательности различных субъектов хозяйствования.


Равенство возможностей субъектов рынка, как непременное условие конкуренции, гарантировано также статьей 34 Конституции РФ. Этой же статьей запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[33].

Включение последнего из этих положений в специальную статью, посвященную гарантиям экономических свобод, свидетельствует о том, что антимонопольным требованиям отводится особое место в системе правового регулирования экономики. Поскольку поддержка добросовестной конкуренции определяется как один из важнейших принципов экономических отношений и относится к основам конституционного строя Российской Федерации, ни одна норма права, независимо от того, где она закреплена, не должна противоречить этому принципу[34].

В условиях рыночной экономики важнейшей функцией государства является пресечение проявлений монополизма. Уже свыше двух столетий назад шотландский экономист Адам Смит отмечал, что «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и умышленно не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы…состоят ли они в заработной плате или прибыли… значительно выше их естественной нормы»[35].

Базовым законом в системе действующего антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с последующими изменениями. Данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти и организациями. Особое внимание уделяется тому, чтобы не допускать ограничения конкуренции со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих функции указанных органов или организаций. Им запрещено совершать действия или принимать акты, которые негативно влияют на конкуренцию. Важным аспектом этого закона является большое количество норм, регулирующих процессуальные вопросы применения антимонопольного законодательства.

Противоречия антимонопольной политики возникают и существуют в самой ее объективной природе. Они выражают единство и борьбу структурных элементов и являются движущей силой ее развития. Каждое экономическое отношение означает, что в нем имеются две стороны, которые находятся в определенном взаимодействии друг с другом. Между этими сторонами объективно обнаруживаются противоречия. Всеобщий закон единства и борьбы противоположностей не может сжать до некоего единства, вовлеченных в сферу его действия субъектов хозяйственной деятельности. Демонополизация выступает как единая и, вместе с тем, расчлененная система отношений, в орбиту которой вовлечены различные институты общества.


Противоречия процесса демонополизации, очевидно, берут свое начало как в сфере базисных отношений, так и в надстройке. Они взаимообуславливают существование друг друга, и при известных условиях могут трансформироваться друг в друга. Противоречия демонополизации соответствуют развитию базовых составляющих данного процесса, а также выражают противоречивое взаимодействие между указанными составляющими в ходе эволюции. Стимулом к решению противоречий демонополизации выступает современная экономическая практика, унаследовавшая нерешенные проблемы прошлого и не всегда эффективно сбалансирование решающая проблемы настоящего и будущего. И когда противоречия своевременно не устраняются, усугубляются такие явления, как несбалансированность и дефицитность производства; происходит замедление темпов научно-технического прогресса до критического уровня; усиливается дальнейший рост объемов незавершенного строительства и распыленности капитальных вложений; увеличение потерь продукции; становится нормой неэффективное использование производственных ресурсов[36].

Существенное влияние демонополизации на все стороны общественной жизни вызывает потребность в системном анализе противоречий демонополизации. Среди них можно выделить экономические и политические противоречия, а также противоречия, находящиеся на стыке экономики и политики.

Экономические противоречия демонополизации, являющиеся социально-предметными противоречиями, выражают отношения отрицания между противоположными сторонами процесса демонополизации. Они возникают между экономическими интересами субъектов демонополизации по поводу выбора конкретного направления, определения формы реализации и видения конечного итога практического воплощения демонополизации.

Процесс демонополизации имеет две противоположно направленные тенденции: с одной стороны, - стремление к устойчивости, сохранению наиболее активных элементов, стабильности; с другой - стремление к росту разнообразия, изменчивости и, как следствие, усложнение системы демонополизации и связей между ее элементами. Указанные тенденции определяются размерами, специализацией и размещением производственных единиц, технологичностью производства, ассортиментом выпускаемой продукции, транспортной и информационной инфраструктурами, социально-экономическими и властно-политическими взаимодействиями хозяйственных агентов в экономике[37].


Конкуренция и монополия - две противоположности экономической реальности. Одновременность их существования в рамках одной экономической системы является условием и потенциалом ее развития. Отношения между конкуренцией и монополией есть суть их противоречивого сосуществования. Оно находит свое выражение в их взаимозависимости и постоянном взаимопроникновении. Взаимодействие монополии и конкуренции в качестве противоположностей образует диалектическое противоречие, разрешение которого обеспечивает прогресс в общественном производстве. В нем по одним свойствам монополия и конкуренция «отрицают» друг друга. Монополия и конкуренция внешним образом противостоят друг другу, хотя и внутренне связаны между собой. Невозможно дать характеристику содержания понятия «монополия», не учитывая одновременно сущность понятия «конкуренция».

Точно так же и конкуренция, в собственном смысле, хотя и противостоит монополии внешним образом и благодаря которой она вообще возможна, и другого рода монополии - дающей превратиться конкуренции из потенциально возможной в действительную. Но даже в этом случае абстрактное могущество монополии и конкуренции не осуществляется в полной мере, так как монополия и конкуренция не могут полностью и окончательно уничтожить друг друга[38]. Диалектическая связь монополии и конкуренции означает невозможность полной ликвидации одной из сторон. Монополия вынуждена сохранять свое собственное существование, а тем самым и существование своей противоположности - конкуренции. В этом заключена положительная сторона антагонизма.

Развитие содержания демонополизации является условием оформления процесса демонополизации в его различных фазах. Устойчивость форм демонополизации предопределяется консерватизмом форм монополий. В этом кроется потенциальная опасность абсолютизации доминирования какой-либо одной формы демонополизации без учета реально сложившихся социально- экономических и хозяйственных условий. В целом же формы демонополизации можно подразделить на следующие обобщенные группы по функциональному признаку[39]:

1) пассивные - те, которые относительно инертны и традиционно адаптированы к структуре и видам монопольного давления. Основной задачей их использования является создание условий для ограничения расширения монопольной власти (например, контроль со стороны антимонопольных территориальных управлений);