Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Основы монополизации экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По его мнению, в экономической реальности цели монополии и эффективности связаны, т. е. укрепление монополий может быть оправдано с точки зрения экономии общественных издержек, а монопольное поведение фирм содействует росту общественной эффективности[13].

В настоящее время в отечественной науке продолжаются исследования роли монополий в экономике. Например, С. С. Сулакшин в монографии «Крупнейшие российские компании. Эволюция и проблемы» отметил эффективность существования естественных монополий при госрегулировании их деятельности через установление цен (тарифов) и неудачный опыт госкорпораций[14]. С. В. Клюзина в работе «Монополия и локальная монополия как ее тип: история вопроса, методология, теория и практика» исследует монополию во взаимодействии с конкуренцией и определяет феномен монополии в единстве позитивных и негативных эффектов[15] [3]. Итак, можно выделить 3 взгляда на монополизацию:

  1. Монополия сопровождается неэффективностью;
  2. Она обладает позитивными преимуществами;
  3. Взаимосвязь отрицательного и положительного влияний монополии на рынок. На наш взгляд, в современной экономике следует рассматривать монополию именно в 3-м аспекте, т.к. преобладающие отрицательные последствия монополизации должны быть отрегулированы государством, и только в данном случае монополии будут экономически эффективны.

По мнению Груничева А. С., монополию можно рассматривать как:

1) Исключительное право одного или группы на что-либо, на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами;

2) Предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке;

3) Форму рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями[16].

То есть, в самом общем виде, монополия - это крупная фирма, занимающая доминирующее положение в одной или нескольких сферах, действующая с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

Она зависит не от размеров компании, а от способности использования рыночной власти (диктование цен, подавление конкуренции). Понятие монополии тесно связано с монополизацией. Комолов О. О. отмечает, что «монополизация представляет собой социально-экономический процесс становления монополии в качестве хозяйственной структуры, сложного комплекса, элемента институциональной структуры общества»[17].


Монополии возникают вследствие разных причин, например из-за особенностей технологического производства и обслуживания потребительского спроса; из-за предоставления отдельным фирмам государством исключительного законного права на выполнение деятельности (госкомпании, подчиняющиеся власти); из-за завоевания монопольного положения своими усилиями благодаря развитию фирмы или объединению нескольких в одну. Иными словами, причины монополизации заключаются либо в целенаправленной стратегии предприятия либо в объективных факторах.

Монополии играют противоречивую роль в экономике, поэтому неоднозначно оцениваются и последствия монополизации. Одни видят в монополиях будущее, а другие обвиняют их в замедлении развития страны из-за снижения конкуренции на рынках. Положительные эффекты монополизации заключаются в том, что:

1) Монополия, пользуясь экономией от масштаба, ведет к уменьшению затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами;

2) Крупные предприятия могут инвестировать в научные исследования;

3) В период экономического кризиса монополии являются более устойчивыми.

Однако негативных последствий монополизации на порядок больше[18]:

1) Установление монопольных цен, которые создают дополнительную прибыль монополиям, обременяя потребителей вынужденной покупкой по данной цене; они могут вызывать искусственный дефицит на товары и услуги, стимулировать инфляцию;

2) Крупные компании становятся незаинтересованными в усовершенствовании своего производства и обеспечении НИОКР, если это не ведет к получению монопольной прибыли, т.е. получение сверхприбыли не зависит от улучшения производства;

3) Фирма может устанавливать различные цены на одну продукцию для разных групп покупателей (ценовая дискриминация);

4) Они не заинтересованы в снижении издержек, много тратят на укрепление рыночной власти;

5) Они порождают Х – неэффективность (неэффективность использования ресурсов).

В какой степени монополии реализуют свой потенциал позитивного или негативного воздействия зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования. Оно направлено на то, чтобы монополии осуществляли положительное влияние на экономику и общество, а не подрывали экономическую эффективность[19].

Монополизация проявляется на разных уровнях экономической системы. Она влияет на характер рыночных отношений, поведение фирмы, на цены и инфляцию, скорость НТП, на размеры инвестиций, темпы экономического роста, равновесие в экономике; распределяет ресурсы, определяет экономическое неравенство и т.д. Монополизация тесно связана с экономической концентрацией. «Рыночная власть фирмы как покупателя на ресурсных рынках зачастую тесно связана с доминирующим положением на рынках товаров. Это два проявления общественно-экономического влияния крупномасштабных корпораций, возрастающего в связи с разворачиванием транснациональных процессов концентрации производства и сбыта»[20].


Бурганов Р.А. утверждает, что концентрация определяется разделением труда и деятельности, ростом факторов производства, преобладанием рыночной власти организаций. Она дает возможность фирме получить максимальную прибыль и навязывать свои условия. Уровень концентрации также определяется уровнем специализации и кооперированием производства, т. к. в соответствие с узкой специализацией предприятий он может быть ограничен размерами фирмы. По его мнению, в качестве критериев, учитывающихся госорганами для принятия решений о монополизации рынка, следует использовать следующие:

1) Компания и ее продукция должны быть относительно просты;

2) Фирма не является новатором;

3) Большая рыночная доля не как результат мастерства или крупного производства;

4) Получение сверхприбыли; расследование дела не приведет к снижению стоимости акций предприятия[21].

Для того чтобы охарактеризовать степень монополизации рынка, применяют индексы концентрации. Наиболее известные из них, это индекс концентрации (CR), индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), индекс энтропии (E), индекс Линда (IL). Одним из итогов экономической концентрации может стать расширение монополистической деятельности и недобросовестная конкуренция.

Обратимся к характеристике изменений в экономической ситуации России на протяжении последних лет. Так, в 2014 г. российская экономика испытала внешнеэкономический шок, который вызвал глубокий конъюнктурный кризис. С нашей точки зрения, экономика России является высокомонополизированной, и данный фактор серьезно сдерживает ее развитие.

Несмотря на то, что острая фаза кризиса закончилась, отмечает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева, последствия, которые были вызваны серьезными потрясениями экономики, вряд ли удастся ликвидировать в ближайшей перспективе. Если ставить задачу быстрого поднятия уровня жизни, то тогда необходимо направить денежные средства из ФНБ на социальные, инфраструктурные проекты, провести масштабную политику по поддержке малого и среднего бизнеса, создавать рабочие места, симулировать промышленность[22]. То есть, в России остро стоит проблема увеличения числа малых и средних предприятий, т. к. возникают сложности для появления новых компаний. Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа российской аудиторско-консалтинговой компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» также заявляет: «Если мы исходим из того, что нынешний кризис – структурный, то структурные проблемы никуда не делись – ни сырьевая зависимость, ни слабая доля в экономике малых предприятий, ни значительные бюджетные перекосы (здесь начались определенные подвижки, но тем не менее). <…> Есть фундаментальная основа высокой инфляции в России - недостаточная, нездоровая конкуренция. Когда порой административные рычаги имеют гораздо большее значение, чем то, какого качества, или по какой цене ты продаешь свой товар, то стимулов к тому, чтобы конкурировать за счет сдерживания своих цен, просто нет»[23]. Важную роль в улучшении отраслевой структуры российской экономики должен играть сектор малого и среднего бизнеса.


Согласно данным Федеральной Налоговой Службы по состоянию на 10.04.2017, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства числится 6019798 компаний. 5732426 – это количество микропредприятий. На долю малых приходится 266948 компаний, средних фирм - 20424. Несмотря на объем малых фирм в структуре ведения бизнеса, их позиции на рынке часто неустойчивы, в результате чего они не обладают рыночной властью. Из-за высоких ставок по кредиту малым компаниям становилось все труднее в последнее время войти на рынок и удерживать позиции, некоторые не выдерживали и становились банкротами, что является предпосылкой распространения современного монополизма в РФ. Что касается соотношения убыточных и прибыльных предприятий, то в 2014 году соотношение предприятий как в сегменте микро- и малого бизнеса, так и в сегменте среднего бизнеса составило 80:20, то есть каждое 5-е предприятие являлось убыточным[24]. Представляет интерес состав средних и крупных фирм по России. По данным ФСГС на 01.01.2017 г., крупных и средних компаний вместе на рынках представлено 51986 шт. Судя по количеству именно средних фирм, можно прийти к выводу, что крупных организаций на территории РФ находится около 31562. Несмотря на то, что крупных компаний меньше по количеству, они владеют значительными долями рынка. Необходим отметить, что российские монополисты контролируют добывающую промышленность и производящие отрасли - это металлургия, газовая и нефтяная отрасли, многие отрасли машиностроения, транспорт и связь и др.

Монополизм также распространен на товарных рынках. Здесь нужно подчеркнуть, что среди всех предприятий России наибольший оборот выпадает на оптовую и розничную торговлю - 3963,3 млрд. руб., обрабатывающие производства - 2698,7 млрд. руб., добычу полезных ископаемых - 1054,8 млрд. руб. (доклад «Социально-экономическое положение России» – 2017 г., ФСГС от 31.03.2017г.). В связи с этим необходимо рассмотреть составляющие ВВП в экономике России на современном этапе.

Можно наблюдать тенденцию снижения уровня ВВП начиная с 2014 года, что свидетельствует об отсутствии экономического роста и кризисном застое. Наибольший вклад в ВВП, составившего по итогам 2016 г. 86043,6 млрд. р. (в текущих ценах, номинальный) или 1434 млрд. дол. США (при курсе 60 р. за доллар), вносят добыча сырой нефти и природного газа (6234); оптовая (7431) и розничная (4238) торговля; деятельность сухопутного, водного, воздушного и космического транспорта (5097); производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (2231); металлургическое производство (1635); производство кокса и производство нефтепродуктов (1505); химическое производство (1021) и т. д. (по данным Росстата от 31.03.2017), то есть наиболее монополизированные отрасли экономики. В сумме данные отрасли формируют около 40 % всего ВВП страны, из чего следует вывод о сильной зависимости российской экономики от деятельности монополий. Если сравнить с экономически развитыми странами, такими как, например, США, то можно увидеть, что огромную роль в динамике структуры ВВП США играет частный капитал. Если в США большая часть материальных благ образуется в сфере услуг, то в РФ – в промышленности, по большому счету добывающим сектором. Большую часть ВВП США, составившего по итогам 2016 г. 18560 млрд. дол. США, формируют наукоемкое производство, текстильная, пищевая промышленность и продукты потребления, военно-промышленный комплекс, а не промышленность с привилегиями монополий, как в России. Здесь почти 80 % ВВП производится в сфере услуг, что делает их мировым лидером. Материальное производство дает 20 %, с/х около 1% ВВП. Таким образом, монополизация экономики России вредит ее развитию, т. к. большая часть прибыли оседает в руках монополистов и вывозится за рубеж а не идет на модернизацию и инновации, как в развитых странах.


Следует также отметить высокий уровень концентрации отраслей экономики РФ. Наибольшее влияние на концентрацию в период кризиса оказывает институт банкротства предпринимателей. Снижение числа фирм приводит к увеличению рыночных долей компаний, которые продолжают свою деятельность. Число крупнейших предприятий в РФ быстро растет, и еще больше растет их доля в производстве. В сфере добычи полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах и в производстве электроэнергии и воды концентрация производства на протяжении 5 лет увеличивается.

В большинстве случаев такие экономически важные отрасли экономики РФ, как нефтегазовая, характеризуются высоким уровнем концентрации производства и капитала. В 2014 г. HHI данной отрасли был равен 3 748,8, что выше в сравнении с 2013 г. — 3536,3 пункта, на 5,7%. Это свидетельствует об увеличении уровня концентрации в нефтегазовой отрасли[25]. Согласно Рейтингу Российского бизнеса РБК 500, лидером-монополистом по итогам 2016 года признана компания «Газпром», т.к. ее выручка равнялась 5985 млрд. р. (на 9% выше 2015), а прибыль – 805 млрд. р. 2-е место занимает «Лукойл», 3-е «Роснефть», что еще раз доказывает влияние монополий на нефтегазовый сектор. В целом, в различных отраслях экономики России существует не больше 5-10 предприятий, которые и делят рынок между собой, что подтверждает мнение о высокой концентрации рыночной власти и способности влиять на конкурентов и контрагентов.

Согласно данным, рассчитанным по индексу Херфиндаля-Хиршмана и представленным на диаграмме, отрасли с совершенно конкурентной структурой отсутствуют. Наиболее высококонцентрированные рынки на 2017 г. находятся в отраслях со значением индекса более 2000 (или близкие к нему) - это электроэнергетика (1875), банковский сектор (1964), транспорт (2297), телекоммуникация и связь (2188), нефте- и газо- добыча (2172), цветная металлургия (2371), ЖКХ (2231)[26] [5]. В них преобладающую рыночную долю занимает небольшое число компаний, что негативно влияет на экономику (рис. 2).

Рисунок 2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана на 2012-2015 гг., оценка 2016 г. и прогноз на 2017 г.[27]

В заключение, можно сделать вывод о том, что экономика РФ является высокомонополизированной, что следует из оценки высокой концентрации ее ведущих отраслей. Последствием кризиса 2014 года стало еще большее сокращение числа малых предприятий и поглощение их более крупными, что привело к увеличению количества монополистов и снижению уровня жизни населения. Необходимо развивать конкуренцию на отечественных рынках, что сможет вывести нашу страну на траекторию устойчивого экономического роста.