Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Основы монополизации экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) активные - те, которые направлены на сокращение и реструктурирование монопольной власти;

3) косвенно обеспечивающие демонополизацию экономики путем создания институциональных, финансовых, правовых и иных условий, обеспечивающих развитие антимонопольной среды (количественный рост хозяйственных агентов путем нового строительства, развития малого и среднего предпринимательства, жесткая финансово-кредитная политика, открытость национальной экономики, конверсия оборонного комплекса).

Дифференциация и многообразие форм значительно обогащает содержание процесса демонополизации. Одновременно развитие формы процесса демонополизации позволяет более гибко разрешать противоречия между содержанием и формами указанного процесса и другие противоречия демонополизации. А именно: внутренние и внешние противоречия базовых составляющих процесса демонополизации, двойственности функций государства; противоречия регионализации демонополизации экономики и др.

Формирование действенных рыночных структур вступает в конфликт с ведомственно-номенклатурными интересами структур и центров власти. Процесс демонополизации поставил дилемму: либо сохранить сферы монопольного влияния, охраняемые центрами экономической власти путем псевдоантимонопольных действий, либо, всемерно стимулируя процесс демонополизации, существенно снизить уровень монополизма в российской экономике и тем самым создать условия для возможности трансформации «монопольно-силового поля» власти[40].

Эта дилемма в различной степени осознается представителями властных структур и широкими слоями населения, что существенным образом влияет на характер формы и методы ее решения, и тем самым приводит к несогласованности антимонопольных действий как функций органов власти и управления различных уровней. Она является достаточным условием сохранения их устойчивого положения и создает препятствия в реализации антимонопольной политики. Движение в сторону усиления контроля на процессом демонополизации и его качественным содержанием приводит к разрастанию антимонопольного аппарата[41]. Это, в свою очередь, порождает значительное расслоение интересов в органах государственного управления, что рано или поздно приведет к несовпадению взглядов на проблемы демонополизации экономики. Каждая из противостоящих сторон предлагает свое видение процесса демонополизации исходя из своих собственных интересов деятельности.


Противоречия между формами демонополизации определяются общей стратегией процесса развития рыночных отношений. Реализация форм демонополизации производства сталкивается с проблемой финансового и ресурсного обеспечения. Ресурсы, отвлекаемые на реализацию одной из форм, уже не участвуют в реализации другой формы демонополизации. Это имеет место и при перераспределении ресурсов в пользу неконкурентоспособных отраслей, наличие которых обуславливает национальную безопасность (энергетика, торговый флот, производство продовольствия). Например, решение такой долговременной задачи, как сооружение транспортной магистрали, отвлекает средства от решения других насущных хозяйственных проблем.

Двойственность функций государства в процессе демонополизации экономики определяется тем, что оно, используя свои властно-хозяйственные полномочия, во многом определяет природу демонополизации. Государство создает условия для практического воплощения принципов антимонопольной политики, постепенно корректирует собственную хозяйственную деятельность, то есть становится одним из участников процесса демонополизации.

Сложившиеся институты государственной власти оказывают значительное влияние на темпы, структуру и глубину развития процессов демонополизации. С одной стороны, государственный контроль над группами монопольного влияния путем введения налоговых, финансовых ограничений, жесткая денежно-кредитная политика. С другой, государство сегодня является в экономике главным монополистом. В этом возникает противоречивость функций государства в процессе демонополизации[42].

Выводы по главе 1

Таким образом, возникновение предприятий - монополистов обуславливается прогрессом производительных сил, реализацией превосходств крупного предприятия над малым. Захватить рынок и стать на нем монополистом весьма трудно, однако удержать этот рынок в своих руках еще труднее. Добиться снижения монополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению тех новых фирм, которые могли бы потеснить прежних хозяев рынков.

Изучение экономического содержания монополии показало, что влияние российских монополий на благосостояние экономики страны может быть как отрицательным, так и положительным. Монополистические цены не всегда обоснованно растут, так как только один хозяин может повлиять на нее, предприятие может повышать цену на выпускаемую продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. Также монополия предполагает наличие барьеров для появления в отрасли фирм - конкурентов. Монополизированность российского рынка оказывает негативное влияние на обеспечение инновационного пути развития, развития среднего и малого бизнеса. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств.


Глава 2 Особенности естественных монополий Российской Федерации в современных условиях рыночной экономики

2.1 ПАО «ГАЗПРОМ» - естественный монополист газовой отрасли

Российский топливно-энергетический комплекс играет заметную роль в обеспечении мирового экономического развития, а также в создании условий для восстановления экономики в посткризисный период. Газовый сектор нашей страны является одним из ведущих по объемам энергии, поставляемой потребителям, и наиболее полно отвечает требованиям к энергетике будущего[43].

ПАО «ГАЗПРОМ» - крупнейшая газовая компания в мире, российский монополист в области добычи, переработки и продажи природного газа[44].

Обладает крупнейшей газотранспортной системой. РАО «ГАЗПРОМ» создано в феврале 1993 г. путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «ГАЗПРОМ» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах.

Доля запасов «ГАЗПРОМа» в мировых запасах газа составляет 19 процентов, в российских - 70 процентов. Согласно официальным данным, на долю компании приходится около 20 процентов мировой и около 90 процентов российской добычи газа. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «ГАЗПРОМ» - крупнейший кредитор российской экономики. За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «ГАЗПРОМа» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы.

Рисунок 2. Доля ПАО «ГАЗПРОМ» на европейском газовом рынке


Так, в Германии «ГАЗПРОМ» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «ГАЗПРОМ» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershall» (дочерним предприятием концерна «BASF») дает «ГАЗПРОМу» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи «ГАЗПРОМа» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «ГАЗПРОМ» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «ГАЗПРОМа», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов[45].

Жесткая вертикальная организационная структура «ГАЗПРОМа» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренции на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная «ГАЗПРОМом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании - естественной монополии – «ГАЗПРОМ» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация «ГАЗПРОМа» означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для страны в целом.

Таким образом, «ГАЗПРОМ» - уникальное явление в отечественной и мировой практике. Доминирующее положение «ГАЗПРОМ» в российской газовой отрасли позволяет компании определять «правила игры» для остальных участников газового рынка в России.


2.2 АО «РЖД» - монополист в области железнодорожных перевозок РФ

Обратимся к истории возникновения РЖД. ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года №585. Официальной же датой начала деятельности РЖД считается 1 октября 2003 года. Как это видно из законодательных документов, единственным учредителем и акционером РЖД является Правительство РФ. На данный момент РЖД – это разветвленная и развитая сеть железных дорог по всей России, имеющая свои филиалы за рубежом (в таких странах как Германия, Венгрия, Китай, Польша, Северная Корея, Франция и других странах Восточной и Западной Европы)[46]. В данном случае уместно говорить, что РЖД, как монополия, возникла на основе одного предприятия (другими словами, это одна из предпосылок появления монополии). Также согласно Федеральному закону от 17.08.95 № 147, АО «РЖД» официально является естественной монополией на российском рынке.

На сегодняшний день, АО «РЖД» выступает в роли единственного продавца на рынке железнодорожных перевозок. Ограниченное число фирм, имеющих свои локомотивы, вынуждены подчиняться указаниям Управления РЖД и организовывать перевозки по указанным направлениям. Другими словами, АО «РЖД» имеет сложную структуру. Помимо многочисленных филиалов, РЖД имеет также дочерние и зависимые компании (АО «Желдорреммаш», АО «Железнодорожная торговая компания», АО «Московская кольцевая железная дорога», АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», АО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологии», АО «Торговый дом РЖД» и т.д.).

Самостоятельных конкурентов на рынке у компании нет.

Уникальность железнодорожных перевозок немного угасла в связи с развитием авиастроения и авиаперевозок, прогрессом автомобильного и трубопроводного транспорта. Не близкие, но все же заменители у данной услуги есть. Однако здесь не последнюю роль играет качество перевозок (сравнительно быстрая скорость перевозок в сочетании с безопасностью склоняют чашу весов в пользу железных дорог), а также предпочтения потребителей, зачастую опасающихся пользоваться услугами авиакомпаний, и не желающих сталкиваться с проблемами автоперевозок (такими как пробки на дорогах, в связи с перегруженностью магистралей). В сферах перевозки массового и груза большого веса услуги РЖД, как монополиста, несомненно, уникальны. В своем роде железнодорожные перевозки – это уникальная услуга, близких заменителей у которой сейчас нет.