Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Основы монополизации экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку РЖД является единственным представителем услуг железных дорог, цены устанавливаются непосредственно руководством АО «РЖД», назначаемым Правительством РФ, т.е. компания выступает в качестве прайс-мэйкера (самостоятельно формирует предложение на рынке услуг железнодорожного транспорта)[47].

На данный момент в России существует ряд компаний, владеющих локомотивами (Нефтетранссервис, Трансгарант, ОТЭКО и т.д.), однако они либо сдают их в аренду РЖД, либо осуществляют перевозки по выделенным направлениям. Несмотря на желание подобных компаний запустить в оборот свои локомотивы, вход на рынок им закрыт: руководство РЖД, опасаясь конкуренции, ограничивает всякий доступ частных перевозчиков на железные дороги, через Правительство.

РЖД – единственный продавец услуг железных дорог. РЖД самостоятельно контролирует цены на услуги, конкурента у компании нет, поэтому необходимость ценовой конкуренции отсутствует. Таким образом, РЖД прибегает к таким средствам неценовой конкуренции, как реклама в СМИ.

Можно сделать вывод, что АО «РЖД» является естественной, закрытой, государственной монополией в России. На данный момент Правительством РФ активно изучается вопрос о введении в отрасль частных предприятий, т.к. РЖД реализует ресурсы неэффективно, а постоянный рост цен вызывает недовольство в массах потребителей[48].

2.3 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»[49] объединяет около 400 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно–исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот. Госкорпорация «Росатом» является крупнейшей генерирующей компанией в России, которая обеспечивает более 40% электроэнергии в европейской части страны. «Росатом» занимает лидирующее положение на мировом рынке ядерных технологий, занимая 1 место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом; 2 место в мире по запасам урана и 5 место в мире по объему его добычи; 4 место в мире по генерации атомной электроэнергии, обеспечивая 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива.


Госкорпорация обеспечивает проведение государственной политики и единство управления в использовании атомной энергии, стабильное функционирование атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, ядерную и радиационную безопасность. На нее возложены также задачи по выполнению международных обязательств России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Создание Госкорпорации «Росатом» призвано способствовать выполнению федеральной целевой программы развития атомной отрасли, обеспечить новые условия для развития ядерной энергетики, усилить имеющиеся у России конкурентные преимущества на мировом рынке ядерных технологий[50].

2.4 АО «АК «Транснефть» - монополист в области транспортировки нефти

АО «АК «Транснефть» является естественным монополистом[51], осуществляющим транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Стоимость услуг, оказываемых «Транснефтью», назначается Федеральной службой по тарифам РФ. «Транснефть» является компанией, контролируемой российским государством, и отвечает за национальную сеть нефтепроводов.

Компания была основана в 1993 году и владеет крупнейшей нефтепроводной системой в мире, с общей протяженностью сети почти 50000 км. «Транснефть» транспортирует около 93% добываемой в России нефти.

В виду того, что АО «АК «Транснефть» является естественной монополией и обладает обширной поддержкой государства, можно сказать, что компания имеет множество сильных сторон:

  • Государственная принадлежность организации.
  • Государственная поддержка естественной монополии.
  • Лоббирование интересов компании в правительстве.
  • Стратегическая важность компании для государства.
  • Сильная финансовая составляющая.
  • Правильная политика менеджмента компании в части капитализации и реинвестирования прибыли компании.
  • Наличие собственной магистральной сети нефтепроводов (единственной на территории РФ: 98% нефти транспортируется именно этим способом).
  • Сфера стратегических интересов компании, выходящих далеко за пределы территории Российской Федерации.
  • Собственное исполнение всех стадий деятельности компании, что существенно снижает издержки компании.

К числу конкурентов АО «АК «Транснефть» можно отнести ряд компаний, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов традиционными способами, такими как железнодорожные перевозки, автомобильные перевозки и т.д. Конкуренция по основному виду деятельности - трубопроводному транспорту нефти отсутствует. Если учитывать традиционные способы транспортировки, то можно сказать, что они не представляют никакой угрозы для АО «АК «Транснефть» в виду того, что составляют лишь 2% от общего объема транспортированной нефти, а с учетом намечающегося ввода в эксплуатацию новых нефтепроводов и объектов транспортировки вместе с существующими инвестиционными проектами, можно сделать вывод о том, что доля традиционных способов перевозки в ближайшем обозримом будущем еще существенно упадет.

АО «АК «Транснефть» предоставляет лишь одну услугу, соответственно, не имеет как такового продуктового портфеля. Данная услуга обладает 100% долей рынка. Темп роста данного рынка зависит от добычи нефти на территории РФ, от количества транзитной нефти, проходящей по территории РФ[52]. Также немаловажным фактором, влияющим на темпы роста рынка, являются вновь вводимые в эксплуатацию нефтепроводы, так как имеющиеся в распоряжении АО «АК «Транснефть» мощности на данный момент загружены почти на 100%.

Выводы по главе 2

Следовательно, роль монополий в экономике России весьма актуальна так как в России существуют экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. В силу того, что Россия во все времена была большим государством и изобиловала природными ресурсами, управлять ею было проще, когда в стране находилось незначительное число крупных предприятий. В современной России ничего не изменилось, экономика также базируется на монополиях. Рыночная власть таких фирм определена достижением минимальных издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса. Известно, что монопольная власть масштабных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями. Свобода установления цен и выбора объемов производства предоставляют возможность топ-менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести «игру» в сторону личного обогащения

Естественная монополия возникает в том случае, когда один производитель обсуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих фирм. Чем крупнее компания и ближе к полному охвату рынка, тем ниже ее издержки. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к ним отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, возникновение предприятий - монополистов обуславливается прогрессом производительных сил, реализацией превосходств крупного предприятия над малым. Захватить рынок и стать на нем монополистом весьма трудно, однако удержать этот рынок в своих руках еще труднее. Добиться снижения монополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению тех новых фирм, которые могли бы потеснить прежних хозяев рынков.

Изучение экономического содержания монополии показало, что влияние российских монополий на благосостояние экономики страны может быть как отрицательным , так и положительным. Монополистические цены не всегда обоснованно растут, так как только один хозяин может повлиять на нее, предприятие может повышать цену на выпускаемую продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. Также монополия предполагает наличие барьеров для появления в отрасли фирм - конкурентов. Монополизированность российского рынка оказывает негативное влияние на обеспечение инновационного пути развития, развития среднего и малого бизнеса. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств.

Следовательно, роль монополий в экономике России весьма актуальна так как в России существуют экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. В силу того, что Россия во все времена была большим государством и изобиловала природными ресурсами, управлять ею было проще, когда в стране находилось незначительное число крупных предприятий. В современной России ничего не изменилось, экономика также базируется на монополиях. Рыночная власть таких фирм определена достижением минимальных издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса. Известно, что монопольная власть масштабных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями. Свобода установления цен и выбора объемов производства предоставляют возможность топ-менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести «игру» в сторону личного обогащения

Естественная монополия возникает в том случае, когда один производитель обсуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих фирм. Чем крупнее компания и ближе к полному охвату рынка, тем ниже ее издержки. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к ним отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
  2. Барышев А. Монополизм и антимонопольная политика /А. Барышев // ЭКО. 2014 . - С.57.
  3. Белова И. Монополия как угроза экономической безопасности России / И. Белова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014.- С.75.
  4. Бутыркин А. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования / А.Батыркин // Новый век. - 2013. - С. 96.
  5. Бурганов Р.А. Экономическая концентрация: сущность и особенности проявления в конкурентной среде // Монография. – Казань: «Издательство Тан-Заря», 2013 - 280 с.
  6. Гончаров А. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции на естественно-монопольных рынках / А. В. Гончаров / Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2013. - С. 97.
  7. Груничев А.С. Монополистические рынки в России и особенности их государственного регулирования // А.С. Груничев. Монография. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015 – 164 с.
  8. Клюзина С.В. Монополия и локальная монополия как ее тип: история вопроса, методология, теория и практика // Монография. – М.: Иван. гос. ун-т, 2015 – 285 с.
  9. Комолов О.О. Проблема монополизации производства в марксистской парадигме и современность// Terra Economicus. Вып. №2. Том 13, 2015 - с. 95-105.
  10. Князева И. Антимонопольная политика в России / И. Князева.// Москва: Омега-Л, 2014. - С. 38.
  11. Коптин Д. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках /Д. Коптин // Известия, 2012. - С. 8.
  12. Кравчук Д. Роль естественных монополий в экономике России. / Д. Кравчук // Экономист - 2015. - С. 24.
  13. Лютов П.Н. Тенденции концентрации капитала и производства в российских компаниях нефтегазовой отрасли в условиях санкций // Вестник Челябинского государственного университета Вып. № 12 (367), 2015 Экономика. Вып. № 50 - с. 112–120.
  14. Ляскин Г.Г., Шабашев В.А. Подходы к оценке роли монопсонии на рынке труда: региональный аспект // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Вып. № 2, 2016 - с. 169–179.
  15. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т. 1// К. Маркс. – М.: Технологии развития ООО, 2013 - 1200 с.
  16. Малкина М., Абросимова О. Институциональный анализ естественных монополий в современной России, 2012 - С. 32.
  17. Меркулова Ю. Монополизм как явление российской экономики // Общество и экономика. - 2013. - № 3 - С.69.
  18. Микроэкономика: практический подход: Учеб. 2-е изд. / Под ред. А.Г.Грязновой и Л.Ю.Юданова. М.: КНОРУС, 2015. С. 368.
  19. Николаева Л. Монополизм: сущность и особенности - 2013. - С. 101.
  20. Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа // ЭКО. - 2013. - С. 73.
  21. Полондопуло В. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: общий обзор. // Конкурентное право. - 2013. - С. 6.
  22. Родионов С. Феномен естественных монополий в российской экономике // Известия, 2013. - С. 57.
  23. Синякова К. Организация несовершенно конкурентных рынков в условиях дерегулирования деятельности естественных монополий: Ростов, 2013. - С. 27.
  24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // А. Смит; [пер. с англ.; предисл. В. С. Афанасьева]. – М.: Эксмо, 2007 – 960 с. – (Антология экономической мысли).
  25. Cтатистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России// Росстат. - M., 2015 г. – 96 с.
  26. Сулакшин С.С., Колесник И.Ю. Крупнейшие российские компании. Эволюция и проблемы // Монография – М.: Научный эксперт, 2012 - 104 с.
  27. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация» // О.И. Уильямсон; (пер. с англ.; научн. ред. В.С. Катькало). - 1-е изд. – М.: Лениздат, 1996 – 704 с.
  28. Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и право: сб. статей/ пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюшников. - М.: Новое издательство, 2012 - 224 с. - Серия «Библиотека Фонда «Либеральная миссия».
  29. Федотовская О., Айрапетова А. Проблемы определения естественной монополии в современной экономике // Фундаментальные исследования. - 2014. - С. 45.
  30. Цыганова А. Конкуренция и антимонопольное регулирование. // М.: Логос, 2013.- С. 21.
  31. Шевченко И., Коробейникова М. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика // Экономика: теория и практика, 2014. - С. 42.
  32. Конкуренция на промышленных рынках России: прогноз на 2017 год // Мониторинг уровня конкуренции в отраслях экономики РФ. Маркетинговое агентство Simple Analytics, март 2017 г. [Электронный ресурс] URL: http://simple-analytics.com/simple-fresh/competition (дата обращения 10.12.2017).
  33. Официальный сайт «ГАЗПРОМ» [Электронный ресурс] http://www.gazprom.ru (дата обращения 10.12.2017).
  34. Официальный сайт «РЖД» [Электронный ресурс] http://rzd.ru (дата обращения 10.12.2017).
  35. Официальный сайт Росатом [Электронный ресурс] http://www.rosatom.ru (дата обращения 10.12.2017).
  36. Сенинский С. Экономика России - 2017: взоры к небу// Радио Свобода, 30.12.2016 г. [Электронный ресурс] URL:http://www.svoboda.org/a/28206350.html (дата обращения 10.12.2017).