Файл: Управление оборотными средствами на предприятии (Теоретические аспекты оборотных средств предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим шагом на этапе сбора информации является составление карточки должника:

– имя и контактные данные сотрудника, ответственного за оплату счета;

– имя и контактные данные бухгалтера (гл. бухгалтера), финансового отдела;

– банковский день компании – должника.

Сегментирование клиентов, проведенное на этапе сбора информации, используется при разработке правил работы с каждой категорией клиентов (таблица 14).

Таблица 14

Сегментация покупателей и описание кредитных условий[36]

Категория клиентов

Уровень платежеспособности

Максимально возможная отсрочка платежа (дни)

Предоставляемый товарный кредит

Да, Ва

Высокий

до 45

Неограниченный

Аb, Вb, Са

Хороший

до 30

Неограниченный

Ас

Средний

до 15

Ограниченный

Сb, Вс, Сс

Низкий

Нет отсрочки

Нет кредита

В систему кредитных условий входит четыре элемента:

– размер отсрочки платежа (кредитный период) – время, которым располагают клиенты, прежде чем им придется заплатить за товары;

– скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;

– стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов;

– политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.

Подобное ранжирование необходимо в повседневной деятельности для принятия оперативных решений. Знание категории клиента позволит ООО «Сибпромэнерго» быстро решить, на каких условиях с ним можно сотрудничать. Наличие стандартов в той или иной области приводит к снижению управленческих затрат, времени принятия решения, снижает вероятность ошибок.

Однако целью эффективной кредитной политики является не столько возврат просроченной дебиторской задолженности, сколько недопущение ее возникновения.

Этого можно добиться следующими способами:

– включением в договоры штрафов и неукоснительное их взимание;

– маркетинговыми мероприятиями: предоставление клиентам дополнительных платных услуг за пользование товарным кредитом; с целью увеличения доли клиентов категории Аа в продажах компании предоставление им дополнительных льготных условий в виде скидок от цены прайса, увеличения отсрочки платежа; предоставлением дополнительных скидок за ранние платежи.


С целью недопущения роста просроченной дебиторской задолженности в текст договора целесообразно включать описание штрафных санкций, предусматривающих начисление штрафов в случае нарушения клиентом условий договора, в том числе просрочки платежа. Следует уделить особое внимание разработке шкалы штрафных санкций, регламентирующей возможного» их применения в каждом конкретном случае. В таблице 15 приведена рекомендуемая ООО «Сибпромэнерго» схема начисления штрафов в зависимости от значения кредитного рейтинга клиента и от количества дней, на которое производится задержка платежа.

Таблица 15

Шкала штрафных санкций, %[37]

Категория
клиентов

1–10
дней

11–30
дней

31–45
дней

46–60
дней

Более
60 дней

Аа, Ва

0

0,5

0,8

1

1,3

Аb, Вb, Са

0,1

0,8

1

1,3

1,5

Ас

0,2

1

1,2

1,5

1,8

Сb, Вс, Сс

0,5

1,2

1,4

1,8

2

Продолжением кредитной является маркетинговая политика, целью которой является не только предотвращение возникновения просроченной дебиторской задолженности, но и рост продаж.

В связи с этим ООО «Сибпромэнерго» рекомендуется:

– предоставление дополнительных платных услуг за пользование кредитом. В связи с этим целесообразно включить в текст договора таблицу скидок, определяющую размер скидки в зависимости от объема закупки и наличия отсрочки платежа;

– для крупных клиентов (категорий Аа, Аb, Ас) можно предложить бонус в конце периода в случае достижения ими определенного объема заказа и сокращения просроченной задолженности;

– эффективной мерой является предоставление дополнительной скидки за ранние (но не своевременные) платежи (если в договор с клиентом не включена таблица 16).

Таблица 16

Размер предоставления скидок в зависимости от объема заказа и отсрочки платежа[38]


Стоимость услуг

предоплата

отсрочка
15 к.д.

отсрочка
30 к.д.

отсрочка
45 к.д.

50–200 тыс. руб.

2%

200 тыс. – 500 тыс. руб.

4%

2%

1000–1500 тыс. руб.

6%

4%

2%

1500–2000 тыс. руб.

8%

6%

4%

2%

Свыше 2000 тыс. руб.

10%

8%

6%

4%

Таким образом, внедрение системы управления дебиторской задолженностью в ООО «Сибпромэнерго» позволит:

– возвратить имеющуюся просроченную дебиторскую задолженность;

– построить систему, препятствующую возникновению просроченной дебиторской задолженности;

– увеличить прибыль.

Заключение

Оборотные средства – это авансируемая в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, достаточных для организации непрерывного процесса производства и обращения.

Оборотные средства выступают одновременно и как ресурсы, размещаемые в активах организации, и как совокупность источников формирования ресурсов. Оборотные средства – это не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития организации (системы) в заданном направлении.

Для формирования эффективного использования оборотных средств нужно разработать методику управления оборотными средствами на предприятии, уточнить методику нормирования оборотных средств, рассчитать оптимальный цикл для оборотных средств.

Важно так же определить политику управления оборотными средствами, модели управления оборотными средствами, анализ, оценка состояния, контроль. Повышения эффективности оборотных средств является главным фактором для повышения прибыли на предприятии, роста собственного капитала и соответственно рентабельности.

Во второй главе работы проведен анализ баланса ООО «Сибпромэнерго», который позволил сделать следующие выводы об управлении оборотными средствами в ООО «Сибпромэнерго»:


более низкие темпы сокращения активов по сравнению с темпами сокращения выручки свидетельствуют о снижении эффективности использования ресурсов предприятия;

– изменения в составе активов за 2016 г. могут быть оценены, главным образом, как негативные. Главное изменение это – рост дебиторской задолженности на 14,48 % и увеличение ее удельного веса в составе активов с 76,24 % до 93,07 % свидетельствует о том, что управление расчетами с дебиторами не эффективно.

На предприятии имеет место просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Активно кредитуя покупателей, предприятие изымает деньги из оборота, что, в свою очередь создает проблемы в расчетах с кредиторами. Денежные средства на конец 2016 г., несмотря на рост по абсолютной величине, составляют лишь 2,53 % от общей стоимости оборотных активов. Такая ситуация влечет нарушение ликвидности баланса и не обеспечивает предприятию текущей платежеспособности.

Анализ показал, что баланс предприятия на конец 2016 г. является ликвидным. Рост комплексного показателя ликвидности за 2016 г. обусловлен лучшим, по сравнению с 2015 г. соотношением быстро реализуемых активов и краткосрочных пассивов.

Финансовую устойчивость предприятия можно характеризовать как нормальную; для формирования материальных оборотных активов предприятию достаточно собственных источников. Несмотря на разнонаправленную динамику показателей финансовой устойчивости, комплексный показатель за год увеличился на 0,807 п. и составил на конец года 1,293. Росту показателя способствовало значительное улучшение обеспеченности запасов собственными оборотными средствами.

На основании проведенного исследования можно заключить, что предприятие нуждается в осуществлении более эффективного управления оборотными средствами. Основной целью управления оборотными средствами, помимо повышения эффективности использования, является определение необходимого их объема. Это очень важный момент финансового менеджмента, поскольку превышение объемов оборотных активов в балансе предприятия снизит их оборачиваемость, следовательно, снизится деловая активность предприятия, что не может не оказать влияния на его финансовое положение и результаты деятельности.

В рассматриваемой ситуации снижение величины запасов при одновременном росте дебиторской задолженности и низком удельном весе денежных средств в составе активов, свидетельствует о недостаточных финансовых ресурсов для их пополнения.

Данная рекомендация направлена на сокращение потребности в оборотных активах. Она заключается в уменьшении дебиторской задолженности, чего можно достичь путем анализа дебиторов, выявления менее надежных клиентов и переводе их на систему предоплаты либо же ужесточения процесса получения коммерческого кредита. Кроме того сокращение потребности можно добиться более рациональным использованием тех фондов, в производственном использовании которых нет необходимости.


Для совершенствования политики управления дебиторской задолженностью рекомендовано: присвоение клиентам кредитного рейтинга в зависимости от объема продаж и степени финансовой дисциплины; распределение клиентов по категориям на основе ABC-анализа; выработка решений относительно работы с заказчиком, исходя из кредитного рейтинга и рейтинга по средней просрочке оплаты; разработка дифференцированных кредитных условий; разработка дифференцированной шкалы штрафных санкций; разработка системы скидок в зависимости от объема заказа и отсрочки платежа.

Список литературы

Абдукаримов И.Т. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа / И.Т. Абдукаримов, Н.В. Тен // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №5–6. – С. 11–21.

Алехина, А. А. Управление оборотными фондами как важнейший фактор повышения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий / А.А. Алехина // Креативная экономика. — 2012. — № 9 С.115-118.

Амортизация. Классификации основных средств. Комментарий к порядку начисления амортизации. - М.: Рид Групп, 2015. - 899 c.

Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2011. – 224 с.

Бондин, И. А. Источники формирования оборотных средств / И. А. Бондин // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2013. - № 4. — С. 35-36.

Бутрин А.Г. Управление оборотными средствами в цепи поставок промышленного предприятия / А.Г. Бутрин, А.И. Ковалев // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – №3. – С. 52–57.

Веретенникова О.Б. Оценка эффективности использования оборотного капитала хозяйствующих субъектов / О.Б. Веретенникова, О.А. Лаенко // Управленец. – 2011. – №11–12. – С. 52–55.

Веретенникова О.Б. Сущность оборотного капитала предприятия и его классификация / О.Б. Веретенникова, О.А. Лаенко // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2012. – №2. – С.178–183.

Верещагин, С.А. Основные средства. Новый порядок учета / С.А. Верещагин. - М.: СИНТЕГ, 2015. - 256 c.

Верещагин, С.А. Основные средства. Новый порядок учета / С.А. Верещагин. - М.: СИНТЕГ, 2015. - 256 c.

Грачева М.Е. Анализ собственных оборотных средств и рабочего капитала // Аудит и финансовый анализ. – 2011. – №6. – С. 133–138.

  1. Документооборот. Основные средства / Под редакцией Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2015. - 256 c.
  2. Дружиловская Т. Ю. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и МСФО // Там же. – 2014. – № 5 (341). – С. 2-8 
  3. Касьянова, Г.Ю. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2015. - 336 c.