Файл: Управление оборотными средствами на предприятии (Теоретические аспекты оборотных средств предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным табл. 7 видно, что имущество предприятия полностью образовано за счет оборотных активов, которые за 2016 г. сократились на 598 тыс. руб., или на 6,23 %. В то же время выручка предприятия сократилась значительнее – на 38,26 %.

Таким образом, «золотое правило» экономики не соблюдается. Более низкие темпы снижения активов по сравнению с темпами сокращения выручки свидетельствуют о снижении эффективности использования ресурсов предприятия, то есть его экономический потенциал в 2016 г. снизился по сравнению с 2015 г.

Далее оценим состав, структуру и динамику оборотных активов.

Таблица 8

Анализ состава и структуры и динамики оборотных активов

ООО «Сибпромэнерго»[30]

Состав оборотных активов

На 31.12.2015 года

На 31.12.2016 года

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

по сумме, тыс. руб.

по уд. весу, %

Запасы

2248

23,41

396

4,40

-1852

-19,01

17,62

Дебиторская задолженность

7321

76,24

8381

93,07

1060

16,83

114,48

Денежные средства

34

0,35

228

2,53

194

2,18

670,59

Оборотные активы

9603

100,00

9005

100,00

-598

х

93,77

По данным таблицы 8 видно, что общая стоимость оборотных активов за 2016 г. сократилась на 6,23 %. Анализируя изменения отдельных статей оборотных активов, можно отметить негативную динамику роста дебиторской задолженности. По абсолютной величине она возросла на 1 060 тыс.руб. Если на конец 2015 г. удельный вес дебиторской задолженности составлял 76,24 % от общей стоимости оборотных активов, то к концу 2016 г. он увеличился до 93,07 %. Такая динамика свидетельствует о том, что управление расчетами с дебиторами не эффективно: на предприятии имеет место просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Кроме того, активно кредитуя покупателей, предприятие изымает деньги из оборота, что, в свою очередь создает проблемы в расчетах с кредиторами. Как положительный момент можно отметить рост денежных средств: они возросли в 6,71 раза. Однако, их удельный вес на конец 2016 г. остается незначительным и составляет лишь 2,53 % от общей стоимости оборотных активов. Такая ситуация влечет нарушение ликвидности баланса и не обеспечивает предприятию текущей платежеспособности.


По данным таблицы 8 видно, что запасы, напротив, сократились – на 1 852 тыс.руб., или в 5,68 раза, а их доля в составе оборотных активов с 23,41 % до 4,40 %. В общем случае снижение удельного веса запасов в составе имущества предприятия может быть оценено положительно, так как запасы обладают малой ликвидность и их необоснованный рост изымает финансовые ресурсы из оборота, снижая деловую активность предприятия. Однако, в рассматриваемой ситуации снижение величины запасов при одновременном росте дебиторской задолженности и низком удельном весе денежных средств в составе активов, свидетельствует о недостаточных финансовых ресурсов для их пополнения.

Глава 3. Пути повышения эффективности управления оборотными средствами в ООО «Сибромэнерго»

На основании проведенного исследования можно заключить, что предприятие нуждается в осуществлении более эффективного управления оборотными средствами. Основной целью управления оборотными средствами, помимо повышения эффективности использования, является определение необходимого их объема. Это очень важный момент финансового менеджмента, поскольку превышение объемов оборотных активов в балансе предприятия снизит их оборачиваемость, следовательно, снизится деловая активность предприятия, что не может не оказать влияния на его финансовое положение и результаты деятельности.

В рассматриваемой ситуации снижение величины запасов при одновременном росте дебиторской задолженности и низком удельном весе денежных средств в составе активов, свидетельствует о недостаточных финансовых ресурсов для их пополнения.

Данная рекомендация направлена на сокращение потребности в оборотных средствах. Она заключается в уменьшении дебиторской задолженности, чего можно достичь путем анализа дебиторов, выявления менее надежных клиентов и переводе их на систему предоплаты либо же ужесточения процесса получения коммерческого кредита. Кроме того сокращение потребности можно добиться более рациональным использованием тех фондов, в производственном использовании которых нет необходимости.

В целях управления дебиторской задолженностью предлагается использовать следующий алгоритм:


– определение объема просроченной задолженности и распределение задолженности клиентов по временным периодам (1-10, 11-30, 31-45, 45-60, более 60 дней);

– классификация клиентов и присвоение каждому клиенту кредитного рейтинга;

– распределение задолженности по категориям клиентов;

– сбор информации о должниках.

Информацию о распределении задолженности клиентов по временным периодам рекомендуется свести в таблицу (таблица 9).

Таблица 9

Информация о распределении задолженности клиентов ООО «Сибпромэнерго» по временным периодам на 31.12.2015 г., тыс.руб. [31]

Контрагент

Количество просроченных дней

1–10 дней

11–30 дней

31–45 дней

45–60 дней

Более 60 дней

ООО «Арго»

27

ООО «Берта»

26

ООО «Вларт»

41

ООО «Крон»

26

ООО «Мирра»

473

15

ООО «Неолит»

772

ООО «Прим-Лайт»

471

ООО «Райм»

195

Итого

526

41

798

681

Отметим, что такая таблица должна регулярно обновляться. На первых этапах необходимо стремиться, чтобы доля просроченной дебиторской задолженности в группах 31–45,45–60 и более 60 дней постоянно сокращалась.

Таблица 10

Группировка клиентов по объему продаж и степени финансовой дисциплины[32]

Объем продаж

Высокая платежная дисциплина

Средняя платежная дисциплина

Низкая платежная дисциплина

Высокие продажи

Аа

Высокие продажи
Высокая платежная дисциплина

Аb

Высокие продажи
Средняя платежная дисциплина

Ас

Высокие продажи
Низкая платежная дисциплина

Средние продажи

Ва

Средние продажи
Высокая платежная дисциплина

Вb

Средние продажи
Средняя платежная дисциплина

Вс

Средние продажи
Низкая платежная дисциплина

Низкие продажи

Са

Низкие продажи
Высокая платежная дисциплина

Сb

Низкие продажи
Средняя платежная дисциплина

Сс

Низкие продажи
Низкая платежная дисциплина


В ООО «Сибпромэнерго» рекомендуется контролировать ситуацию не реже чем раз в неделю. Необходимо добиться исключения фактов возникновения просроченной задолженности.

Распределение клиентов по категориям предлагается проводить согласно классическому ABC-анализу, а кредитный рейтинг по среднему количеству дней просрочки оплаты (таблица 11).

Таблица 11

Значение кредитных рейтингов[33]

Объем продаж

Платежная дисциплина

Объем реализации в год

Рейтинг

Средняя просрочка
оплаты, дни

Рейтинг

Более 1 000 тыс.руб.

А

1–10

а

Более 400 тыс.руб.

В

11–30

b

Более 100 тыс.руб.

С

Более 31 дней

с

Следующим шагом является определение доли просроченной задолженности, приходящейся на каждую категорию клиентов. Расчет доли проводится по формуле

Х(Аа) = AR(Aa) / (Σ (AR(Aa) + AR(Ab) + AR(Ac) + …+AR(Cc)), (2)

где AR(Aa) – просроченная дебиторская задолженность клиентов категории Аа и т.д.

Распределив клиентов согласно представленной таблице 12, следует принять первичные управленческие решения.

Таблица 12

Решения по переводу клиентов на основе доли клиента в просроченной задолженности[34]

Категория клиентов

Действия

Аа

Увеличение доли в продажах компании

Аb

Переводить в категорию Аа

Ас

Переводить в категорию Аb

Ва

Увеличивать долю в продажах компании

Вb

Принять меры для перевода в категорию Ва

Вс

Переводить на предоплату или избавляться

Са

Переводить в категорию Ва

Сb

Переводить на предоплату или избавляться

Сс

Избавляться

Таблица 13

Распределение клиентов ООО «Сибпромэнерго», имеющих просроченную задолженность, по кредитным рейтингам[35]


Компания

Объем реализации в год, тыс.руб.

Рейтинг

Средняя просрочка оплаты, дни

Рейтинг

Рекомендуемые решения

ООО «Арго»

Более 100

С

11 - 30

b

Переводить на предоплату или избавляться

ООО «Берта»

Более 100

С

Более 31 дня

с

Избавляться

ООО «Вларт»

Более 400

В

Более 31 дня

с

Переводить на предоплату или избавляться

ООО «Крон»

Более 100

С

Более 31 дня

с

Избавляться

ООО «Мирра»

Более 1 000

А

11-30

b

Переводить в категорию Аа

ООО «Неолит»

Более 1 000

А

Более 31 дня

с

Переводить в категорию Аb

ООО «Прим-Лайт»

Более 1 000

А

Более 31 дня

с

Переводить в категорию Аb

ООО «Райм»

Более 1 000

А

Более 31 дня

с

Переводить в категорию Аb

По данным таблицы 13 видно, что прежде всего, нужно прекратить сотрудничество с клиентами категорий: Сс (ООО «Берта, «Крон»), Сb, Вс (ООО «Арго», ООО «Вларт») или полностью перевести их на предоплату. Следует уделить пристальное внимание группе Ас (ООО «Неолит», ООО «Прим-Лайт», ООО «Райм») и определить, какие из клиентов данной категории можно посредством управленческих воздействий перевести хотя бы в группу Ab.

Повышение платежной дисциплины таких клиентов можно достичь следующими методами:

– переводом на частичную предоплату;

– применением дополнительных скидок за ранние (но, не за своевременные) платежи;

– используя штрафные санкции.

Если эти усилия не приведут к положительному изменению кредитного рейтинга клиента, то, на наш взгляд, следует избавиться от таких клиентов, перераспределив долю их продаж между другими клиентами компании. В случае если ООО «Сибпромэнерго» будет продолжать работать с клиентом категории Ас, то велика вероятность возникновения высокой дебиторской задолженности и существенного отвлечения денежных средств из оборота компании, что может снизить развитие собственного бизнеса.