Файл: История развития и правовые основы системы социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постановлением Совета Министров от 12 августа 1970 года принято положение о порядке назначения и выплаты пособий по беременности и родам. Размер этого пособия стал зависеть от общего и непрерывного стажа. Все женщины были "поделены" на четыре категории (общий стаж работы свыше 3 лет из них не менее двух непрерывно; не менее двух лет; от одного до двух лет; менее одного года). При первой категории весь период отпуска до родов и после родов пособие выплачивали в размере полного заработка, для последней категории только в размере 2/3 заработка. В 1975 году это положение было отменено, и размер пособия прекратил различаться по трудовому стажу.[4]

Для кооперированных ремесленников и кустарей в СССР работала особая система социального страхования. Вначале она называлась взаимным, а позже кооперативным страхованием. Сначала 70 - х и далее улучшается социальное обеспечение трудящихся сразу по нескольким направлениям: увеличен размер пенсий; сближены размеры пособий и пенсий между служащими, рабочими и колхозниками; улучшена социально - трудовая реабилитация престарелых и инвалидов; усилена государственная помощь семьям, имеющим детей. Также в 1974 году вводятся пособия на детей малообеспеченным семьям.

С середины 70 - годов в СССР развивается система социального обслуживания. Появляется новый вид социального обслуживания - социально-бытовое обслуживание нетрудоспособных на дому. В районных отделах социального обеспечения местных органов исполнительной власти организуются специальные отделения социальной помощи на дому для одиноких нетрудоспособных граждан. Идёт расширение системы социальной реабилитации инвалидов от домов - интернатов до их трудоустройства (профессиональная подготовка, переподготовка, обеспечение транспортными средствами, протезирование).[5]

В 1977 году к моменту принятия Конституции СССР сформировалась государственная система социального обеспечения, включившая в себя две организационно - правовые формы: государственное социальное обеспечение служащих и рабочих и социальное обеспечение членов колхозов, и сформирована государственная система здравоохранения. В 80 - е годы прошлого века существовала единая государственная система социального обеспечения. Социальное обеспечение регулировалось, финансировалось за счет государственных и частично колхозно - кооперативных средств. Вычетов из заработка трудящихся не было.

Все формы социального обеспечения были взаимосвязаны, часто дополняли друг друга. В порядке государственного социального страхования осуществлялось пенсионное обеспечение трудящихся, но целевых платежей никто не вносил - ни работодатели, ни застрахованные.[6]


В начале 90 - х годов началась организация новой системы социального обеспечения, она шла сложно с большими социальными издержками. Выделяют три основных направления реорганизации системы социального обеспечения, которые сопровождались принятием соответствующих законов:

1) восстановление добровольного и обязательного социального страхования;

2) восстановление системы государственного вспомоществования, государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;

3) преобразование государственного социального обеспечения для частичных категорий граждан.[7]

В настоящее время обязательное социальное страхование в системе социальной защиты населения отводится основная роль. Мы переживаем этап социально - экономических реформ. В стране массово присутствует особый вид социального риска такие, как бедность, нуждаемость. И на началах государственной социальной помощи компенсируются последствия таких социальных рисков. Получило развитие законодательство о государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам и т.д. Развивается и усовершенствуется целостность социальной защиты детей и семей с детьми, (детей - сирот и детей, родители которых отказываются от воспитания, социальное обслуживание предоставляют в специальных учреждениях, пособия семьям с детьми).

Принимаются законодательные акты о социальном обслуживании инвалидов и граждан старого возраста, ветеранов и лиц, оказавшихся в нелегкой жизненной ситуации (полустационарное и полное стационарное патронаж в учреждениях социального обслуживания, социальная работа на дому, профобучение и устройство на работу инвалидов и др.). Но до сих пор важна надёжная сеть мер правительственного социального содействия для всех социально незащищённых категорий граждан.

1.2 Правовые основы системы социального обслуживания

Большинство из источников права по социальному обслуживанию предоставляют способы дать характеристику только важные, основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на различные виды социального обеспечения. В основополагающих актах отражены требования и условия оказания социального обслуживания, упорядочен организационно - правовой порядок для претворения в жизнь распоряжений (требований) нормативных актов.[8]

В первую группу источников в праве социального обслуживания входят международные акты.


По Российской Конституции в соответствии с п.4. ст.15 нормы и принципы международного права общепризнаны, они и также международные договоры РФ являются составной частью Российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Из этого следует вывод - нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам РФ. Высшей юридической силой обладают и нормы Международного пакта об экономических, культурных и социальных правах человека, гражданина. Принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. Международный пакт был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 года. В СССР вступил в силу 3 января 1976 года. Важнейшее место отведено также Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Также к первой группе источников относят конвенции МОТ. К примеру, "Об основных целях и нормах социальной политики" Конвенция № 117 от 1962 года, в ней закреплено положение по повышению жизненного уровня человека, такое важное положение рассмотрено, как основная цель при планировке экономического развития. В Конвенции № 118 от 1962 года сказано о равноправии при социальном обеспечении. Об установлении международной системы сохранения прав в сфере социального обеспечения от 1982 года излагает Конвенции № 157, о минимальных размерах социального обеспечения от 1952 года изложено в Конвенции № 102.

Нормы соглашений заключенных странами Содружества Независимых Государств (СНГ), довольно новые источники по праву социального обеспечения. Они установили порядок и условия социального обеспечения для граждан при миграции внутри стран СНГ. В пределах СНГ нормативно широко закреплено пенсионное обеспечение, иные области социального обеспечения представлены частично. 13 марта 1992 года было заключено первое Соглашение по гарантиям прав для граждан государств СНГ в сфере пенсионного обеспечения. В нём закреплены основные принципы по обеспечению лиц, которые приобрели право на пенсию на территориях стран СНГ. В 1996 году 29 марта заключен договор об углублении объединения в сферах гуманитарной и экономической между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Киргизской Республикой и Республикой Казахстан. В статье 10 Договора четко указано: стороны ведут координированную социальную политику, согласовывают национальные системы социальной защиты, выровнять уровни льготы и пособия ветеранам войны и труда, инвалидам, малообеспеченным семьям, пенсионное обеспечение.[9] На данный момент государствами СНГ подписаны более конкретные соглашения в сфере социального обеспечения.


Ко второй группе в источниках по праву социального обслуживания относятся законы России. Первое место занимает Конституция Российской Федерации.[10] В нашей Конституции закреплен правовой статус народа в сфере социального обеспечения. Отметим несколько статей в нашей Конституции, это статьи 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Так в ст. 7 п. 1 указано, что наша страна социальное государство, политика правительства направлена на создание условий, которые могут обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Статья 45 гарантирует защиту прав и свобод каждого гражданина и человека на территории РФ. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предоставляет статья 41, в муниципальных, государственных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется нуждающимся бесплатно за счет страховых взносов, средств из соответствующих бюджетов и некоторых других поступлений. Можно сказать так, Конституция РФ основной источник по праву человека на социальное обеспечение, в ней гарантированно закреплено право человека на социальное обеспечение в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, при воспитании подрастающего поколения, по возрасту и иных случаях, установленных законом. Также законодательно установлены социальные пособия и государственные пенсии.

Важное место в нашей системе социального обеспечения занимает федеральные законы России к примеру: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 21.07.2014), закон определил экономические, организационные, правовые основы социального обслуживания граждан в России, цель этого закона в социальном обслуживании граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, беженцев. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). В этом нормативном акте закреплено право каждого на охрану здоровья, также в нем закреплены гарантии обеспечения этого права (к примеру - право на бесплатное получение разных видов медико-социальной помощи). Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), цель данного закона регламентирование общественных отношений, которые устанавливают правовые, организационные и финансовые основы обязательного страхования в РФ. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", в законе даются гарантии прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, и гарантирует сохранность накопительной части трудовой пенсии.


Составляющие третьей группы - это подзаконные нормативно правовые акты. В них указы Президента РФ в сфере социального обеспечения занимают особое место. По Конституции РФ ст. 90 указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России, при условии их непротиворечивости Конституции РФ и федеральным законам. Вот некоторые из них. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003). "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010). Также указами Президента РФ повышается размер компенсационных выплат пенсионерам.

В четвертую группу входят нормативные постановления Правительства РФ, они устанавливают порядок применения норм законов по некоторым видам социальных гарантий (пособия, компенсации, пенсии). Помимо всего прочего, они могут назначить дополнительные меры социальной надежности для определенных слоев населения России. К примеру - "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015); "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами" от 08.04.1999 N 393 (с изм. от 26.11.2003).

Большую роль в нормотворчестве в социальной защите в пределах своей компетенции выполняют федеральные министерства и ведомства. Центральными органами федеральной исполнительной власти, осуществляющие руководство по обеспечению единой государственной политики в сфере социальной защиты детей, женщин, пенсионеров, инвалидов и других слоев населения, нуждающихся, в поддержке со стороны государства выступают Министерство труда и социальной защиты и Министерство здравоохранения. В частности: Приказ Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан (ред. от 09.12.2016) "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения", Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от 11.01.2017). "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" Приказ Минтруда России от 12.01.2017 N 17 "Об утверждении единых требований к деятельности органов службы занятости" и Приказ Минтруда России от 29.12.2014 N 1197 (ред. от 09.01.2017) "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда".