Файл: История развития и правовые основы системы социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субсидия – это целевая оплата предоставленных малоимущему гражданину материальных благ или услуг.

Компенсация – это компенсация произведенных малоимущим гражданином расходов.

Отличительная черта социальной помощи заключается в том, что помощь предоставляется нуждающимся гражданам независимо от их уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Ресурсами оказания государственной социальной помощи выступают средства государственных бюджетов: бюджет федерального уровня и бюджеты субъектов РФ.

Получателями государственной социальной помощи могут быть:

1) жители, имеющие заслуги пред обществом, а также лица, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с патологией здоровья (они обладают правом на получение государственной социальной помощи в виде комплекта социальных услуг);

2) малообеспеченные семьи и малоимущие одиноко живущие граждане, кои по не зависящим от них обстоятельствам имеют среднедушевой доход ниже размера жизненного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (они имеют право на получение поддержки в виде денежных выплат и естественной помощи).

Прежде всего, перед тем, как выдавать гражданину соц. помощь необходимо убедиться, что эти гражданин в ней нуждается.

Государственная социальная помощь назначается и устанавливается компетентным органом по социальной защите населения по месту проживания или по месту пребывания малоимущего гражданина на основании его заявления. В заявлении должны быть указаны сведения о доходах, составе семьи и принадлежащем семье имуществе на праве собственности. Эти данные должны проверяться комиссией.

Нуждаемость – это материальное положение, вследствие которого индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход его семьи по не зависящим от них причинам находится ниже прожиточного минимума. В таком случае гражданин или семья признаются малоимущими и обладают правом на получение государственной социальной помощи.

Помимо выше изложенного социальной помощью также считаются выплаты социальных пенсий и многочисленных видов компенсационных выплат. Такая социальная помощь предоставляется не адресно (она не зависит от уровня индивидуального дохода или среднедушевого дохода). Во-первых, такая помощь, назначаются лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию, не имеют заработка или иного трудового дохода (к примеру, находятся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и пр.), то есть такая соцпомощь являются для них основным источником средств, для существования. Во-вторых, источником их финансирования служат бюджеты разных уровней. В-третьих, их размеры сопоставляются с установленной минимальной оплатой труда, а не с бывшим заработком или трудовым доходом обратившегося гражданина.


Рассмотрим причины и случаи отказа в оказании общегосударственной социальной помощи.

В случае представления заявителем недостоверной или неполной информации о доходах, составе семьи и о являющемся его собственностью имуществе орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания откажет заявителю в назначении ему государственной социальной помощи.

При отказе в назначении социальной помощи от государства по этим причинам, в таком случае, у заявителя есть право обжаловать отказ в вышестоящий орган социальной защиты населения, а также в суде.[20]

Доступность социальной помощи значит то, что каждый человек имеет право на получение социальной помощи, на доступ информации об учреждении, то есть предоставление бесплатного или частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг и определяются с учетом субъектов, которым они назначены. При получении социальных услуг граждане имеют право на альтернативу учреждения и формы обслуживания в порядке, учрежденном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. И на информацию о своих правах, обязанностях и критериях оказания социальных услуг. Помимо всего прочего, социальные учреждения обеспечивают общедоступность услуги, исполняя меры по снятию ограничений территориально-транспортного, временного и кадрового характера. Любой человек имеет доступ к администрации учреждения, специалисту или к группе специалистов. Доступность этой информации проверяется на основании требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей" № 2300-1" и ГОСТа Р 52142-2013 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1179-ст.[21]

Глава 3. Анализ судебной практики

Конституцией Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение каждому по возрасту, при потере кормильца, для воспитания детей, в случае заболевания, инвалидности и в других случаях, установленных законом (ч.1 ст.39).[22]

Также права граждан в сфере социального обеспечения развиты в отраслевых федеральных законах, других нормативных правовых актах.


Правовые отношения в сфере социального обеспечения — общественные отношения, возникающие между гражданином и органом социального обеспечения, складывающиеся по поводу материального блага на основании норм права социального обеспечения.

Самой общераспространенной и результативной формой защиты социальных прав граждан являет собой, безусловно, судебная защита, которая в соответствии с ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому. Защита права гражданина на социальное предоставление путем обращения в суд в Российской Федерации имеет небольшой срок существования.[23]

Проанализировав практику рассмотрения судами Вологодской области по гражданских дел по оказанию социальных услуг отдельным категориям граждан понятно, что в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) закреплено: право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; право на набор социальных услуг; категории граждан имеющих право на предоставление социальных услуг.

В основном предъявлялись исковые требования по спорам, связанным с социальной защитой прав инвалидов (детей-инвалидов):

а) о возмещении расходов на приобретение проездных документов к месту лечения и обратно;

б) о взыскании денежной компенсации за проезд к месту лечения и обратно;

в) об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты;

г) о возвращении затрат на покупку проездных документов к пункту лечения и обратно.

Такая разновидность дел рассматривалась судьями в порядке искового судопроизводства.[24]

На пример дело по иску о возмещении расходов на приобретение проездных документов к месту лечения и обратно к «Центру обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» о взыскании расходов на приобретение проездных документов к месту лечения и обратно. Законный представитель истца А., заявил, что А., считается ребенком-инвалидом. Инвалидность ей установлена в связи с заболеванием глаз. При сопровождении своего законного представителя ребёное - инвалид А., проходила плановуюстационарную терапию в г.Я. В связи с этим куплены билеты (для ребенка-инвалида и для его законного представителя) на поезд маршрутом к пункту лечения и обратно. При всем при том, по обращению законного представителя ребенка-инвалида за возмещением денег на оплату проезда, ей было отказано. Удовлетворяя заявленные притязания, со ссылкой на нормы Федеральных законов от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства области «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», судом сделано заключение, что льгота на предоставление бесплатного проезда к пункту лечения и обратно А., и сопровождающему ее лицу А. Г. предусмотрено названными выше правовыми нормами. Поэтому суд решил нужным взыскать с надлежащего ответчика, которым суд признал «Центр обеспечения граждан техническими средствами восстановления и санаторно-курортным лечением и социального приспособления для лиц без определенного места жительства и занятий», понесенные истцом траты на дорогу к пункту лечения и обратно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное обслуживание – это помощь гражданам, в жизни которых произошла трудная жизненная ситуация.

С учетом проанализированного теоретического, нормативного и практического материала можно сделать такие выводы.

- Социальное обслуживание в нашей стране охватывает все виды социальной поддержки пожилым, детям, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, всем у кого в жизни произошла трудная жизненная ситуация и имеет адресную направленность. Социальное обслуживание является одним из направлений работы государства по социальному содействию, при оказании социально-медицинских услуг: восстановлении инвалидов, стационарный, полустационарный патронаж; социально-медицинский уход на дому; срочное социальное обслуживание.

Также при анализе работы социальных специалистов в социальных организациях выяснили, что в сегодняшнее время уровень эффективности социального обслуживания ещё недостаточно высок. Это обосновано разнообразными факторами, среди которых, выступает, прежде всего, экономический фактор. Он выражается в недостаточном финансировании отрасли социального обслуживания, что зачастую приводит к не высокому качеству социальных сервисов, либо их недоступности и кадровому недостатку социальных работников, плохому материально-техническому оснащению органов социального обслуживания. И ещё одна проблема, это малое количество органов социальной защиты.

Образно говоря, социальная система обслуживания населения - это "спасательный круг" для граждан попавшим в трудную жизненную ситуацию (нуждающиеся) и неспособных собственным трудом обеспечить себя или свою семью (детей) средствами к существованию. Разговор идет, именно, о государственной системе защиты от бедности и нужды и социальной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (сиротство, одиночество, увечность, неимение постоянного места жительства и др.). Социальная помощь неизменно имеет адресный характер.

Индивидуальное отношение, подход, помощь и забота, милосердие – основные принципы социального труда.

На базе сделанных выводов предлагаем:

1) удвоить органы социальной защиты населения

2) расширить число категорий граждан обладающих правом на социальные субсидии и обслуживание

3) увеличить величину финансирование службы социального обслуживания со стороны государства

К примеру - предоставление регионам возможности поиска и применения дополнительных нестандартных решений (содействие благотворительной деятельности, разрабатывание нетрадиционных видов социального сопровождения, таких как санаторий, на дому или консультация по вопросам социального обслуживания на колесах) в социальной сфере это одна из мер по улучшению ситуации в области социального обслуживания,


В заключении хочу сказать, что деятельность социального обслуживания населения позволяет практически решать сложные проблемы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного гражданина. Вследствие этого существенно, что бы в законодательстве были твердо закреплены социальные приоритеты и гарантии. В нашей стране должна последовательно формироваться новая форма системы социального обслуживания, соответствующая жизненным потребностям общества и экономическим возможностям государства.

Список использованной литературы

1. Белоусов М.С. "Право социального обеспечения. Шпаргалка" – изд. "Окей-книга", Москва, 2009 г. 8стр

2. Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчсва С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. — М.: КноРус. 2014. С. 69.

3. БУ СО О «Комплексный центр социального обслуживания населения» //URL: http:// http://kctarnoga.wixsite.com/portal

4. Воронцова М.В., Бюндюгова Т.В., Макаров В.Е., Моздокова Ю.С., Социальная реабилитация в социальных службах. Учебно-методическое пособие – Таганрог:Изд-ль С.А. Ступин, 2015, стр 269

5. Все о социальной поддержке //URL:http://www.socialnaya-podderzhka.ru

6. Гусев А.Ю. статья «Роль судебных органов различных уровней в защите прав граждан в области социального страхования» 07.07.16//URL: http://отрасли-права.рф/article/18875

7. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. — М. : Юрайт-Издат,2007. — 187 с.

8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК. — 560 с.. 2009

9. Заяц О.В. Технология социальной работы. Ч.2: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 89 с.

10. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Юридическая литература", 2015г.

11. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006. 106-113.

12. Обзоры судебной практики Вологодский областной суд //URL:http://oblsud.vld.sudrf.ru

13. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Учебно-методический комплекс/Под ред. Гущина И.В. Гродно.2011,стр.37

14. Право социального обеспечения, Краткий курс лекций/ Григорьев И.В. «Издательство Юрайт», 2014, стр.19

15. Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 1980. С. 26-29..

16. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155-157.

17. Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007. С. 365-366.

18. Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" //URL: http://www.consultant.ru