Файл: История развития и правовые основы системы социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам

2.1 Понятие социального обслуживания

В научной литературе такое понятие, как "социальное обслуживание населения" используется довольно редко. Ряд ученых рассматривает социальное обслуживание в нынешних условиях, как одно из направлений социальной деятельности и организационной формы именно этого типа социальной работы, которую принято рассматривать в качестве системы довольно определённых способов социальной общечеловеческой деятельности, направленную на социальную реабилитацию и адаптацию, как отдельного индивидуума, так и семьи или человеческого общества.

Надо отметить, что отдельные авторы, квалифицируют понятие "социальное обслуживание", привержены, формулировать его как оказание поддержки нетрудоспособным гражданам (инвалидам, пенсионерам) в случае нуждаемости. Это представляет собой недостаточно полное определение рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъективному характерному признаку. Так как нынешнее законодательство значительно расширило круг лиц, у которых есть право на социальное обслуживание.[11]

Авторы Тучкова Э. Г. и Захаров М. Л. объективно считают, что социальное обслуживание определяется в нашей стране так - это работа социальных служб по поддержке, оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, социально-правовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, проведению социальной реабилитации и адаптации (реабилитация духовных и физических сил) граждан, находящихся в трудной ситуации. Поэтому, права на социальное обслуживание имеют те граждане, которые находятся в проблемной жизненной ситуации.[12]

Социальное обслуживание выступает, как институт права человека на социальное обеспечение. "Регламентацию в сфере социального обслуживания нужно рассматривать в виде одного из направлений работы государства по социальной защите населения".[13] Исходя из этого высказывания управление социальными процессами - привилегия государства и это, на мой взгляд, правильно.


Таким образом, важнейший компонент социальной защиты это социальное обслуживание населения, схема, позволяющая на практике решить сложные вопросы жизнедеятельности семьи, общества и отдельного гражданина. Социальное обслуживание надо рассматривать значительное дополнение к всецелой системе материальной помощи пожилых и нетрудоспособных граждан.

Приоритетная задача нашего государства в социальном обслуживании выступает в оказании поддержки не денежного характера, а в консультативной помощи, обслуживании на дому, реабилитационные услуги, оказание временного приюта и так далее. В подобных задачах, на мой взгляд, отображается высшая степень человеколюбия и гуманности в обществе всецело поддерживаемая государственной политикой.

Кандидат экономических наук Шарин В.И. в статье "Социальное обслуживание: вектор развития" ведёт разговор о социальном обслуживании, как об одном из направлений социальной поддержки (медицинской, бытовой, правовой, педагогической, психологической и т. д.) обеспечиваемой государством.[14] При этом роль гарантий государства весьма весома, в особенности в период экономических реформ.

Отмены гарантий, установленных законом, не должно происходить даже при весьма интенсивном развитии негосударственных форм социального обслуживания, за превалирование которых высказываются многие авторы. В качестве гарантий действуют законы целенаправленные на получение прав на социальное обслуживание; подзаконные акты, гарантирующие средства, условия, охрану данного права; установившаяся практика работы органов государства по обеспечению прав на социальное обслуживание и защиту таких прав.

Права человека на социальное обеспечение входят в состав правового статуса любого человека. Данное право сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Наряду с этим не имеют значения национальные, возрастные, социальные и другие особенности граждан - у всех без исключения есть право на социальное обслуживание.

Статусное право на социальное обслуживание, закреплено в законе, оно реализуется при наступлении нелегкой жизненной ситуации. Это понятие тоже нужно охарактеризовать.

В настоящее время, в нашей стране проходят рыночные реформы, которые сопровождаются инфляцией (падением покупательной возможности рубля), падением объема производства, практически, во всех отраслях производства, обнищанием значительной части населения, безработицей, ростом смертности, ухудшением состояния здоровья населения и т.д. Все перечисленные факторы поспособствовали попаданию граждан в так называемые трудные жизненные ситуации. Хотя, помимо экономических факторов, имеются естественные причины, в виду которых люди нуждаются в социальном обслуживании: детство, сиротство, старость, временная нетрудоспособность.


Многие авторы определяют понятие "трудной жизненной ситуации" так, это ситуация, объективно разрушающая жизнедеятельность человека (болезнь, безнадзорность, сиротство, малообеспеченность, инвалидность, безработица, неспособность к самообслуживанию, конфликты, отсутствие определённого места жительства, одиночество, жестокое обращение в семье и т.п.). Многие трудные жизненные ситуации человек не может преодолеть сам.

Ослухова Н.Г. дала определение трудной жизненной ситуации, как ситуацию при которой "в результатах внешнего воздействия или внутреннего изменения наступает нарушение адаптации личности человека к жизнедеятельности, в итоге он не может удовлетворить свои основные жизненные потребности с помощью способов и моделей поведения, которые он выработал в предшествующие периоды своей жизни". При таких ситуациях гражданин признается - нуждающимся в социальной поддержке.[15]

Периодически или на длительное время в серьезных жизненных ситуациях оказываются десятки миллионов людей – детей и взрослых, это очень негативно сказывается на психологическом восприятии мира, вызывает у граждан чувства незащищенности и уверенности в равнодушии государства к их проблемам. Поэтому, развитие социальной сферы и забота государства крайне необходима до сих пор, без государственного содействия сложно представить эффективно функционирующий комплекс социального обслуживания и помощи.

2.2 Виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам

Социальное оказание услуг (обслуживание) - конкретная работа в социальной области, помощь, оказание материальной поддержки, правовых, социально - бытовых, психолого - педагогических услуг, социальная реадаптация и реабилитация граждан, в жизни которых возникла трудная жизненная ситуация ( нуждающимся).

Виды предоставляемого государством социального обслуживания различны в зависимости от контингента граждан, которым тот или иной вид социального обслуживания предоставлен, и также от характера оказываемой услуги.[16]

Виды (формы) в социальном обслуживании законодательно перечислены.

Основные виды:

1) материальная помощь. Такой вид поддержки оказывают нуждающимся гражданам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. Предоставляют её в форме финансовых средств, продуктов питания, средств ухода за детьми, средств санитарии и гигиены, одежды, обуви и иных предметов первой необходимости, топлива и дополнительно в виде технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, специальных транспортных средств.


2) социальная помощь на дому. Такую помощь осуществляют в виде предоставления социального сервиса гражданам имеющим нужду во временном или постоянном нестационарном социальном уходе.

3) социальное обслуживание в стационарных учреждениях. Этот вид социальной работы осуществляют через предоставление социальной помощи гражданам, которые полностью или частично утеряли способность к самообслуживанию, у которых есть потребность в постоянной посторонней помощи, в обеспечении создания соответствующих их состоянию здоровья, возрасту, условий жизнедеятельности реализация мероприятий психологического, социального, медицинского характера, питании и уходе.

4) предоставление временного приюта. На оказание временного приюта в специальном учреждении социального обслуживания имеют право дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорное несовершеннолетние дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации, граждане без определённого места жительства и определенной работы, граждане, пострадавшие от психического или физического насилия, стихийного бедствия, в итоге вооруженных межэтнических столкновений.

5) Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Услуги, оказываемые в отделении дневного пребывания:

- Организация досуга и отдыха (обеспечение газетами, журналами и книгами, настольными играми и другими видами индивидуального досуга, предоставление питания, анимационные услуги, организация кружковой работы, проведение развлекательных мероприятий).

- Оказание медицинской помощи согласно с имеющимися лицензиями на реализацию медицинской деятельности, а также исполнение процедур, сопряженных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение артериального давления, температуры тела, контроль при приеме лекарств).

- Организация и проведение занятий по адаптационной физической культуре

- Социально-психологическое наблюдение (обеспечивать психологическое сопровождение получателя социальной помощи).

- Обучение инвалидов (детей-инвалидов) и их семей пользованию техническими средствами реабилитации и средствами ухода.

- Обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами.

- Осуществление социально-реабилитационных мероприятий в среде социального обслуживания.

6) консультативная помощь по вопросам социально-бытового и медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты. В такой вид поддержки входит: проведение информационных встреч; оказание помощи по юридическому консультированию по вопросам, причастных к предоставлению социальных услуг и предоставлению мер социальной поддержки; социально-психологические рекомендации, в частности по темам вопросов внутрисемейных отношений; осуществление занятий в клубах общения и взаимоподдержки, проведение тренингов.


7) реабилитационные услуги. Этот вид обслуживания оказывает помощь в реабилитации (профессиональной, социальной, психологической) инвалидам, несовершеннолетним правонарушителям, лицам, возможности которых ограничены, и гражданам находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в реабилитационных помощи.[17]

В нынешнее время идёт постоянное развитие сети субъектов социальных гарантий, появляются новые виды и формы социальной помощи, они позволяют охватить наиболее широкую область социальных проблем различных групп и слоёв населения. Хотя комплекс социального обслуживания все ещё находится в формировании, законодательный фундамент у неё есть это Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Государственная социальная помощь - это оказание малоимущим одиноко проживающим гражданам, малоимущим семьям и другим категориям граждан, указанным в законе, социальных субсидий, пособий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Изначально определение государственной социальной помощи разъяснено в ФЗ «О гос. Социальной помощи» от 17.07.1999 г.

Отношения, в данное время, с предоставлением такой помощи регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и её субъектов.[18]

В соответствии с ФЗ о государственной социальной помощи, она оказывается для поддержки необходимого жизненного уровня малоимущих семей, одиноким малоимущим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.[19] Также она применяется для адресного применения бюджетных средств; активизации адресности социального содействия нуждающимся гражданам; образования необходимых связей для достижения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; уменьшения уровня социального неравенства; улучшения доходов населения.

Адресная социальная помощь оказывается единовременно на срок не менее трех месяцев. Виды этой помощи: социальное пособие, компенсация, субсидия.

Социальное пособие – это конкретная денежная сумма, которая безвозмездно предоставляется малоимущему гражданину за счет средств бюджетов.