Файл: Место и роль спортивной индустрии в экономике России (Теоретические аспекты индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В последние годы в мире наблюдается стремительное развитие спорта как области, на которую приходится более 3% мирового торгового оборота. Это обстоятельство привело к значительной коммерциализации спорта, превратив его в мощную индустрию. Сегодня индустрия спорта - область деятельности, затрагивающая огромное количество граждан стран Европы вне зависимости от их пола, возраста и социального положения. Каждому обществу присуща своя национальная система функционирования спорта. От того, насколько велика роль государства в этой системе, зависит устойчивость ее организационно-правовой структуры.

В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие прибыли. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огромные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструктуры.

В европейских странах спорт является важной сферой предпринимательской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Развитие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсменов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры.

Целью курсовой работы является исследование место и роли спортивной индустрии в России.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать содержание понятий индустрии спорта;
  • рассмотреть спортивный менеджмент как фактор развития спортивной индустрии;
  • изучить специфику развития индустрии спорта в России;
  • провести анализ влияния развития спортивной индустрии на состояние современной экономики;
  • рассмотреть влияние экономического кризиса на сферу спортивной индустрии.

Предмет исследования – место и роль индустрии спорта в России.

Объектом исследования является развитие индустрии спорта в России.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию индустрии спорта в России и за рубежом.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам индустрии спорта. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме индустрии спорта позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов.


Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1.Теоретические аспекты индустрии спорта

Содержание понятий индустрии спорта

Спорт на протяжении многих веков занимает особое и исключительное ᴍесто в жᴎзнᴎ общества. Спорт – это некая специфическая ᴍᴎкроᴍодеᴫь ᴫюбого общества, в котором каждая заметная ᴫᴎчность хочет добᴎться успеха, завоевать авторᴎтет у окружающᴎх ᴎ ᴎх уваженᴎе, приобрести ᴎзвестность[1].

Спорт – это неотъеᴍᴫеᴍый эᴫеᴍент чеᴫовеческого естества, в котороᴍ саᴍᴎᴍ Создатеᴫеᴍ заᴫожено стреᴍᴫенᴎе к саᴍовыраженᴎю через состязанᴎе ᴎ борьбу. Совершенно очевᴎдно, что спорт – это важный эᴫеᴍент поᴫᴎтᴎкᴎ. Поᴫᴎтᴎка ᴎ спорт на протяженᴎᴎ веков ᴎдут рядоᴍ, а вреᴍенаᴍᴎ ᴎ просто бок о бок. Проведя анализ ᴎсторᴎческᴎх примеров, следует отметить, что фᴎзᴎческая куᴫьтура всегда играла значимую роль[2]в мире.

Уже в первобытнообщᴎнноᴍ обществе скᴫадываются предпосыᴫкᴎ дᴫя пропаганды средᴎ членов общᴎны фᴎзᴎческого воспᴎтанᴎя. Всяческᴎ поддержᴎваᴫᴎсь куᴫьт фᴎзᴎческого совершенства средᴎ ᴫюдей, куᴫьт сᴎᴫы. В 776 г. до н.э. в рабовладельческой Древней Грецᴎᴎ возникло явление, которое также напряᴍую связано с пропагандой фᴎзᴎческой куᴫьтуры средᴎ ᴫюдей. Это Олимпийские игры.

Раз в четыре года – этᴎ ᴎнтерваᴫы вреᴍенᴎ как раз ᴎ ᴎᴍеноваᴫᴎсь «олимпиадами» – в греческᴎе города-государства, а также в греческᴎе колонии, например в Феодосᴎю, что на стоᴫь знакомом наᴍ Крыᴍскоᴍ поᴫуострове, отправᴫяᴫᴎсь специальные послы[3].

Онᴎ приглашали всех жеᴫающᴎх принять участᴎе в олимпийских ᴎграх. Проведение рыцарскᴎх турнᴎров в период Средневековья позволяло (хотя, естественно, не всегда) предотвращать феодаᴫьные ᴍеждоусобᴎцы. В XIX–XX вв. в ᴍᴎре проᴎсходᴎт актᴎвное распространенᴎе фᴎзᴎческой куᴫьтуры[4].


В сегодняшнем перегруженном и переполненном симулякрами обществе спорт выступает в качестве одного из системообразующих (объединяющих) оснований. Если исключить спорт во всех его проявлениях из сегодняшней реальности - реальность разрушится.

Без спорта, этой, казалось бы, вторичной подсистемы, современный социальный организм (образование, коммерция, финансы, банки, волонтерство, благотворительность, спонсоринг, реклама, социальная сфера, массмедиа, шоу-бизнес, политика, индустрия досуга и проч.) не будет функционировать. Иными словами, сегодня спорт представляет собой систему социальных институтов, образующих целую индустрию[5].

Спортивная индустрия сегодня становится полноценной и весьма эффективной отраслью экономики, частью политической сферы и системы массмедиа.

В понятие спортивная индустрия входят, по мнению авторов, профессиональные спортсмены, деятельность спортивных организаций профессиональные спортивные клубы, спортивные чемпионаты, комитеты, регулирующие органы, включая работников данных организаций, деятельность, по проведению спортивных мероприятий включая продажу билетов, болельщики, спортивные СМИ и их работники, деятельность по строительству и эксплуатации спортивных объектов и инфраструктуры, производство спортивных товаров и оборудования и их использование (питание, экипировка, тренажеры для домашнего использования), система поддержки физического состояния населения (фитнес-клубы, их клиенты и сотрудники), спортивный туризм, спортивные видеоигры, спортивное спонсорство, рекламная деятельность[6].

В силу столь сложной структуры и благодаря наличию элементов из смежных отраслей, в литературе не существует единого определения спортивной индустрии. Содержание данного термина варьируется в зависимости от целей исследования и зачастую акцентирует внимание лишь на одном из направлений деятельности, возможных при широком понимании термина спортивная индустрия.

В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение[7]:

1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;


4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями[8].

В условиях экономической и политической нестабильности спортивная индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей на мировом рынке. В 2010 году именно спортивный сектор экономики одним из первых стал выходить из кризиса: согласно официальным данным, в период кризиса мировая спортивная индустрия показала снижение доходов лишь на 6,8%, что составило около 8 млрд. долларов. К концу 2010 года доход мировой спортивной индустрии составил 121,4 млрд. долларов, а к концу 2013 года доход мировой спортивной индустрии составил около 130 млрд. долларов[9].

Положительная динамика очевидна. Дальнейшее развитие данного сектора экономики характеризуется постоянным ростом, который будет обеспечен следующими направлениями: спонсорство, доходы от продажи билетов, доходы от продажи прав на трансляцию спортивных соревнований и мерчендайзинг. Во многом это обусловлено тем, что происходит сближение спортивной индустрии с индустрией массовых развлечений.

Хотя динамика коммерческих показателей индустрии спорта и индустрии развлечений всегда частично совпадала, тенденции в этих отраслях не были столь близкими никогда ранее. Однако развитие спортивной индустрии, так же как и распределение доходов происходит неравномерно. Согласно результатам исследования, перенасыщенные рынки Северной Америки и региона EMEA, являющиеся на данный момент лидерами отрасли с самым высоким уровнем выручки, уже сейчас показывают низкие темпы развития. Частично это объясняется тем, что именно на территории этих стран проводятся крупные спортивные мероприятия - как правило, год после проведения масштабного события (к примеру, чемпионата Европы по футболу, Олимпийских игр) показывает крайне низкие темпы роста[10].


Так, после проведения Чемпионата мира по футболу в 2010 году темпы

роста индустрии составили 7,9%, что на 1,1% выше, чем в 2009 году. Однако уже в 2011 темп роста составил 2,2%, то есть снизился на 5,7%.

Таким образом, опираясь на исследования PwC, мы можем оценить состояние индустрии спорта в каждом регионе мира с точки зрения современного состояния, перспектив роста и направлений, которые наиболее вероятно будут активно развиваться на той или иной территории.

Говоря о современном состоянии данной отрасли нельзя забывать о том, что общие тенденции спортивной индустрии формируются через состояние и развитие отдельных видов спорта[11]. Объем инвестиций в ту или иную спортивную дисциплину напрямую зависит от ее популярности и дальнейшего потенциала развития.

Можно отметить, что популярность того или иного вида спорта на определенной территории сложилась исторически, что привело к устойчивым ассоциациям между конкретным спортом и страной: регби ассоциируется с Новой Зеландией, хоккей - с Канадой, футбол - с Великобританией, биатлон - с Норвегией, бейсбол - с США.

Несмотря на это, процессы интернационализации и глобализации привели к тому, что популярность и востребованность этих видов спорта давно не ограничивается границами конкретных государств. Новые рынки привлекательны с точки зрения продвижения на их территории своих видов спорта и конкретных клубов, однако спортивные функционеры также ориентируются на сохранение местных баз поддержки, которые характеризуются стабильным спросом и чувством собственности по отношению к конкретной команде или спортивной дисциплине в целом.

Оценить мировую популярность конкретного вида спорта достаточно проблематично, так как при оценке необходимо учитывать множество факторов, главным из которых является факт просмотра или участия в данной спортивной дисциплине. Объединяя данные по видам спорта, собирающим наибольшую зрительскую аудитории, с наибольшим количеством людей, играющих в этот вид спорта, можно представить следующий рейтинг[12]:

1. Футбол (Европейский футбол)

2. Крикет

3. Теннис

4. Хоккей на траве

5. Бейсбол

6. Баскетбол

7. Настольный теннис

8. Волейбол

9. Регби

10. Гольф

Рейтинг показывает, что футбол является несомненным лидером спортивной индустрии[13]. Ее состояние и рост влияют на развитие всего спортивного рынка в целом. Анализ футбольного сектора полностью подтверждает тенденцию роста всей спортивной индустрии - рост доходов футбольных клубов опережает рост экономики стран, которые эти клубы представляют. К примеру, за четыре года в период с 2006 по 2010 г. рост доходов составил 42%, а рост экономики европейских стран всего 1%.