Файл: Место и роль спортивной индустрии в экономике России (Теоретические аспекты индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

различными клубами, федерациями, Олимпийским комитетом;

  • рынок спортивного спонсорства и рекламы.

При рассмотрении спортивной индустрии, в первую очередь, необходимо обратить внимание на нормативно-правовую базу, на которой основан подход к спорту во всем государстве[34].

Основным инструментом государственной политики в сфере физической культуры и спорта является государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302[35].

В результате реализации мероприятий госпрограммы к 2018 году должны быть достигнуты следующие значения показателей:

1. доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Российской Федерации увеличится с 26% в 2014 г. до 37% в 2018 г.;

2. уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, увеличится с 27,3% в 2014 г. до 41,3% в 2018 г.;

3. доля граждан Российской Федерации, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), достигнет 30%, из них учащиеся и студенты – 50%.

На данный момент эта госпрограмма находится на стадии реализации и является направляющим курсом развития спортивной индустрии в России. Уже в 2018 г. станут очевидны итоги программы.

Также в связи с завершением реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.»[36].

В результате реализации федеральной программы эффективность использования существующих объектов спорта возрастет с 59% в 2015 г. до 68% в 2018 г.

Таким образом, нормативно-законодательная база в сфере спорта и физической культуры в России уже закреплена и предполагает значительное улучшение основных показателей уже к 2018 г. К сожалению, на практике можно заметить несовпадение некоторых показателей с прогнозируемыми.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за 2016 г. должны составить 70,4 млрд. руб. Из этой суммы 31,1 млрд. направлены на подготовку к чемпионату мира 2018 г. по футболу; 4,2 млрд. руб. направлены на строительство объектов зимней Универсиады 2019 г. в Красноярске; 3,2 млрд. руб. – на призовые выплаты участникам Олимпийских игр 2016 г. в Рио-де-Жанейро, а также паралимпийцам.


При этом расходы на развитие спорта высших достижений по сравнению с 2015 г. сокращены с 31,1 млрд. руб. до 25,8 млрд. руб., а на развитие физической культуры и массового спорта – с 7,1 млрд. руб. до 3,4 млрд. руб.[37].

Ухудшение экономической ситуации в стране также сказалось на многих спортивных клубах, которые финансируются за счет своих регионов. К примеру, летом 2016 г. вынужденно закрылись многие профессиональные футбольные клубы: представитель ФНЛ нижегородская «Волга», выступавшие в ПФЛ «Химик», «Астрахань», «Локомотив», «Карелия», «Новокузнецк» и др. В тяжелейшем положении из-за проблемы нехватки денежных средств сейчас пребывают и другие клубы.

Сегодня многие хотят знать, насколько эффективно были использованы выделенные средства и могли бы они быть применены еще лучше для других целей. То есть, перед применением решения о реализации соответствующего спортивного мероприятия (проведение чемпионата, турнира) должны рассматриваться альтернативные варианты[38].

В связи с тем, что за последние несколько лет в России прошло множество спортивных событий и много планируются в будущем, рассмотрим такой показатель, как оценка экономического эффекта спортивного события. Это особенно актуально в связи с увеличивающимся дефицитом государственного бюджета и недофинансированием некоторых видов спорта.

Рассмотрим показатель на примере зимних Олимпийских игр 2014 г. в городе Сочи. В таблице 1 представлены доходы и расходы последних Олимпийских игр[39].

Таблица 2

Доходы и расходы Олимпийских игры (млрд. долл. США)

Страна, год

Ожидаемые 

затраты

Реальные 

затраты

Ожидаемая 

прибыль

Реальная  прибыль  от эксплуатации 

объектов  олимпиады

Зимние  Олимпийские  игры

Турин,

2006 г.

1

1,7

-

0,65

Ванкувер, 

2010 г.

2

6

10

1

Сочи,

2014 г.

12

51

5

0,21

Летние  Олимпийские  игры

Афины, 

2004 г.

5

16

-

-10

Пекин,

2008 г.

10,15

40,9

0,6

0,15

Лондон, 

2012 г.

4,5

32,7

-

12,7 

Рио-де-Жанейро,

2016 г.

3,2

3,5

2,1

1,08


Олимпиада – это эффективное средство поддержания национального энтузиазма и международного престижа, она является базой для создания новых экономических отношений и служит средством привлечения большого количества туристов. Олимпийские игры являются не только спортивным событием, но и социальным, мульти-культурным и экономическим мероприятием.

Олимпиада «Сочи-2014» имела ряд как позитивных, так и негативных последствий для экономики Российской Федерации. Эксперты до сих пор не сложили единого мнения об итогах данной Олимпиады. Однако на основе таблицы 1 можно сделать вывод, что Сочинская Олимпиада – самый дорогой проект в истории Олимпийских игр.

Таким образом, в преддверии чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. в Российской Федерации, по мнению авторов статьи, благоразумна переоценка бюджета на проведение данных мероприятий.

На проведение этих двух событий подписанным распоряжением распределяются межбюджетные трансферты в объёме 1345,658 млн. рублей, предоставляемые в 2016 г. из федерального бюджета бюджетам 12 субъектов Федерации на строительство и реконструкцию 22 тренировочных площадок, что является безразмерно большой суммой для кризисной экономики страны.

Рассмотрим экономическую деятельность во время кризиса в России одной из ведущих мировых фирм спортивной индустрии – компании Adidas.

Спортивный ритейлер Adidas получил снижение выручки в России и других странах СНГ в 2016 г. на 32,8% по сравнению с 2015 г. Выручка сократилась до 739 млн. евро (рис. 3).

Рисунок 3 – Выручка компании Adidas за 2015-2016 гг. в России и странах СНГ.

За 2016 г. Adidas закрыл в России 168 торговых точек, благодаря чему его операционные расходы на местном рынке сократились на 29% до 329 млн. евро, а операционная рентабельность – на 11,2%.

Россия и СНГ обеспечили чуть более 4% выручки Adidas в 2016 г. В предыдущем году – более 7% (рис. 4).

Рисунок 4. Доля выручки России и стран СНГ в общей выручке компании Adidas.

Продажи бренда Adidas сократились на 12,8% в рублях и на 34,6% в евро – до 569 млн евро. Товаров Reebok (этот бренд также принадлежит Adidas) –на 1,1% в рублях и на 26% в евро[40].

Россия подводила компанию Adidas и в 2015 г., когда девальвация рубля стерла 20%-ный рост продаж.

За первые 2 квартала 2017 г. ситуация для Adidas не улучшилась. Кризис в российской экономике продолжает негативно влиять на спрос и, как следствие, на рынок спортивных товаров. Закрытие магазинов привело к формированию убытков, а оптимизация расходов компании в закупках, логистике и розничной торговле еще не завершена. В 2018 г. Adidas рекомендуется продолжить программу закрытия магазинов и адаптации ассортимента к сокращению потребительских расходов, т.к. спортивный рынок сильно подвержен снижению потребительского спроса в кризис.


Таким образом, компания Adidas слишком поздно начала активно приспосабливаться к новым реалиям российского рынка после начала экономического кризиса, который оказал большое негативное влияние на ее деятельность.

Приведем ряд рекомендаций в сфере спортивной индустрии Российской Федерации на кризисный период:

1. продолжать создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом;

2. увеличивать привлекательность бизнеса в спортивном секторе в России путем создания системы льгот для бизнеса, развивающего спорт, а также активного привлечения инвесторов в данный сектор экономики;

3. переоценка существующих бюджетов на будущие крупные спортивные мероприятия (Кубок конфедераций ФИФА 2017 г., чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 г. и др.);

4. оптимизация государственной системы финансирования спорта, сосредоточение средств и усилий на главных направлениях;

5. закрытие малоэффективных инновационных проектов;

6. оптимизация финансового менеджмента в спорте, переход спортивных клубов на рациональную систему управления затратами.

Таким образом, можно отметить значительное влияние экономического кризиса на все аспекты спортивной индустрии. Исследования и выявление степени влияния кризиса на данную индустрию, поиск путей минимизации его негативных последствий не просто актуальны, а необходимы. Без подобных исследований спортивный сектор может прийти в упадок.

Заключение

Спорт на всеᴍ протяженᴎᴎ ᴎсторᴎᴎ занᴎᴍает особое, в чем-то даже, ᴎскᴫючᴎтеᴫьное ᴍесто в жᴎзнᴎ общества. Спорт – это некая спецᴎфᴎческая ᴍᴎкроᴍодеᴫь ᴫюбого общества, в котороᴍ каждая заᴍетная ᴫᴎчность хочет добᴎться успеха, завоевать авторᴎтет у окружающᴎх ᴎ ᴎх уваженᴎе, прᴎобрестᴎ ᴎзвестность.

Спортивная индустрия сегодня становится полноценной и весьма эффективной отраслью экономики, частью политической сферы и системы массмедиа.

В понятие спортивная индустрия входят, по мнению авторов, профессиональные спортсмены, деятельность спортивных организаций профессиональные спортивные клубы, спортивные чемпионаты, комитеты, регулирующие органы, включая работников данных организаций, деятельность по проведению спортивных мероприятий включая продажу билетов, болельщики, спортивные СМИ и их работники, деятельность по строительству и эксплуатации спортивных объектов и инфраструктуры, производство спортивных товаров и оборудования и их использование (питание, экипировка, тренажеры для домашнего использования), система поддержки физического состояния населения (фитнес-клубы, их клиенты и сотрудники), спортивный туризм, спортивные видеоигры, спортивное спонсорство, рекламная деятельность.


Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существования. Это обусловливает конкурентную борьбу между спортклубами за болельщиков, спонсоров, выгодные условия спортивного бизнеса. Таким образом, наибольший эффект будет в том случае, если государство и бизнес- структуры будут иметь небольшое влияние на индустрию спорта. Спортивный рынок получает доходы благодаря спонсорской поддержке и размещению брендов предприятий на соревнованиях.

Современный специалист, так называемый менеджер по физической культуре и спорту – это такой человек, который способен нестандартно мыслить в любой ситуации и профессионально решать поставленные перед ним задачи в организационно-управленческой деятельности.

Проявление профессионализма спортивного менеджера выражается в знании теории и технологии управления персоналом и организацией, в умении планировать и прогнозировать развитие организации, анализировать деятельность фирм конкурентов, в обеспечении надежного функционирования различных спортивных зданий и сооружений, в привлечении спонсоров и инвесторов, в организации и проведении соревнований любого масштаба на достойном уровне.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спортивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом. Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяйства.

Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-частного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудничества, этого явно недостаточно.

Следующая проблема - проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный момент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются муниципальной или государственной собственностью.

В-третьих, спорт - это социально-значимая отрасль, и важный аспект для государства – обеспечить возможность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лишнюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен.