Файл: Место и роль спортивной индустрии в экономике России (Теоретические аспекты индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Демонстрирует успешное развитие и спортивная индустрия в целом: проведение крупных спортивных мероприятий способствует ускоренному росту отрасли[28]. Индустрия спорта в советский период имела большую поддержку со стороны государства. Лишаясь государственного финансирования, российский спортивный рынок был вынужден адаптироваться к рыночным условиям. С одной стороны, государственная поддержка индустрии спорта позволяет снизить количество правонарушений и противозаконных деяний в спорте. Однако, с другой стороны, уменьшается прибыль от спортивных соревнований. Основные факторы, способствующие развитию индустрии спорта:

– поиск инвесторами новых проектов для вложения свободных денежных средств;

– престижность владения спортивной командой;

– потенциально ничем не ограниченные рынки сбыта, интернациональность спорта и возможность выхода на рынки других стран;

– создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов [7];

– наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клубов, доказывающих, что спорт может выступать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;

– серьезная диверсификация источников дохода, способствующая снижению рисков;

– внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортивных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в развитии сопутствующей инфраструктуры и вложении существенных денежных средств[29]. В таблице представлено сравнение способов финансирования индустрии спорта.

Таблица 1

Сравнение способов финансирования индустрии спорта

Показатели

Государственное финансирование

Самостоятельное финансирование

Бизнес-инвесторы

Плюсы

–Защита спортивной отрасли со стороны государства, уменьшение случаев выявления допинга у спортсменов; – контроль подготовки профессиональных тренеров и спортсменов

–Инновации в спортивной индустрии; – развитие спортивной медицины и рынка развлечений; – прирост числа болельщиков; – развитие маркетинговых коммуникаций и рекламы спортивного рынка

– Прирост числа болельщиков; – развитие маркетинговых коммуникаций и рекламы спортивного рынка; – реализация корпоративной социальной ответственности коммерческими предприятиями

Минусы

–Отсутствие инноваций в спортивной индустрии; – отсутствие прироста аудитории болельщиков

– Увеличение числа случаев выявления допинга у спортсменов

-Зависимость спорта от доходов предприятий; – увеличение числа случаев выявления допинга у спортсменов


Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существования. Это обусловливает конкурентную борьбу между спортклубами за болельщиков, спонсоров, выгодные условия спортивного бизнеса. Таким образом, наибольший эффект будет в том случае, если государство и бизнес - структуры будут иметь небольшое влияние на индустрию спорта. Спортивный рынок получает доходы благодаря спонсорской поддержке и размещению брендов предприятий на соревнованиях.

2.2. Анализ проблем развития спортивной индустрии

В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносливость. С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии.

Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта, в том числе и в широкой пропаганде спорта, как это было во времена СССР. В то же время государство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правительством РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Основная цель стратегии- создать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Данная стратегия разделена на этапы: 1 этап (2009–2015) и 2 этап (2016–2020).

1 этап закончился год назад и уже были подведены итоги реализации данной стратегии:

1. К 2015 году количество занимающихся физической культурой достигло 31,7% от всего населения.

2. По сравнению с 2008 годом количество студентов и учащихся занимающихся спортом увеличилось на 26% и к 2015 году составило 68,9%.

3. Россиян, постоянно занимающихся физической культурой стало на 10 млн. больше.

4. Уровень обеспеченности населения спортивными объектами увеличился на 7% и достиг до 31%.

5. Достигнут плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров- преподавателей физкультурно-спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек).


6. Комплексные спортивные мероприятия и спортивные фестивали позволили привлечь к соревновательной деятельности около 80 млн. человек, что составляет больше половины от населения страны[30].

Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует слишком много проблем в спортивной сфере, такие как:

  • не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.);
  • отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей);
  • отсутствие массового привлечения потребителей;
  • проблема популяризации спорта.

Как заявил управляющий партнер Mildberry Sports Lab (агентство спортивного маркетинга) Олег Бериев, спорт – это очень хороший бизнес во всех странах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу.

По словам исполнительного директора АНО «Спорт высших достижений» Федора Щербакова на поддержку спорта государство тратит в целом около $3 млрд. из бюджетов всех уровней. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, притом, что в этой среде отсутствуют четкие правила игры, резюмирует Бериев.

Для сравнения отметим, что в Германии, например, на развитие профессионального спорта выделяется 160 млн. евро в год, что приблизительно в 16 раз меньше названной суммы в России; в Великобритании правительство тратит около 100 млн. евро в год, причем треть дохода поступает от фонда национальной лотереи, но в отличие от Германии, британцы вкладывают деньги в те виды спорта, где они могут гарантированно получить медали, в то время как немцы пытаются развивать все виды спорта одновременно.

В США спорт поддерживается вовсе не государством, а специальным комитетом Олимпийский комитет США (USOC), основной доход которого – это спонсорство. В год комитет тратит примерно 140 млн. долл. США на развитие спорта[31]. Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спортивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом. Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяйства.


Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-частного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудничества, этого явно недостаточно.

Следующая проблема - проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный момент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются муниципальной или государственной собственностью.

В-третьих, спорт - это социально-значимая отрасль, и важный аспект для государства – обеспечить возможность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лишнюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен.

В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортивным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не предусмотрено, что также мешает его развитию. Все эти проблемы можно решить, если государство пойдет на уступки и позволит бизнесу взять на себя управление материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами[32].

Индустрия спорта - полноценный сегмент экономики, приносящий доход от продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорства, продажи права на телетрансляцию, мерчандайзинг, поэтому при правильном развитии данного сегмента экономики, спорт может принести достаточно мощную отдачу, что будет выгодно как для государства, так и для бизнеса.

Государство активно влияет на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения, но есть и другие факторы, объясняющие повышение интереса к спорту у российских граждан. Во-первых, мода на спортивное телосложение, что особенно актуально в наше время для молодежи.

Во вторых, укрепление здоровья. По данным исследования «Исследование предпочтений москвичей в сфере фитнес -услуг» 50% всех опрошенных москвичей занимаются фитнесом именно по этой причине, ведь экологическое состояние города Москва все в большей степени ухудшается, а активизация различного рода болезней требует повышение иммунитета у людей.

Как можно видеть, прослеживается явный спрос на спортивные услуги у населения, а спрос рождает предложение, поэтому государству и бизнесу следует найти как можно скорее точки соприкосновения и начать взаимовыгодное сотрудничество. Таким образом, можно сказать, что в целом идет положительная тенденция развития спортивной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.


Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль над выполнением социальных функций развития спорта.

В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.

Глава 3. Влияние экономического кризиса на сферу спортивной индустрии

Спорт – это сфера, играющая важную роль в жизни многих людей, как система воспитания, физическая культура и составная часть здорового образа жизни, а также как индустрия спортивных мероприятий.

На данный момент спорт – это одна из тех отраслей, где Россия занимает лидирующие позиции на мировой арене. Спорт, физическая культура, профилактика и реабилитация – это понятия, тесно связанные с успехами любого современного общества. Чтобы иметь в будущем здоровую нацию – уже сейчас необходимо прийти к пониманию, что спорт является важной составной частью экономики любой страны, и управление им в профессиональной, коммерческой или любой другой сфере требует соответствующих специалистов, методов и форм.

Спортивная индустрия является важной отраслью экономики России. В нее вовлечены значительные финансовые средства и весомое количество рабочей силы, постоянно разрабатываются и улучшаются новые методики управления и финансирования спорта[33].

Существуют различные рынки спортивной индустрии в экономике России, из наиболее развитых рынков можно выделить:

  • рынок ориентированных на прибыль предпринимателей, представленных многочисленными студиями, спортивными школами и кружками;
  • рынок товаров для спортивного туризма, т.е. туризма с использованием технических приспособлений;
  • рынок продавцов спортивного оборудования, одежды, тренажеров и питания. Этот рынок имеет наиболее быстрые темпы развития, т.к. спортивный стиль является неотъемлемой составляющей современной жизни для многих людей;
  • рынок спортивных мероприятий, турниров, программ;
  • рынок коммерческих организованных спортивных событий, проводимых