Файл: Нормирование. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2020

Просмотров: 933

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Экологическая экспертиза.

В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.

Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:

1. планирование в области ООС и природопользования;

2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;

3. мониторинг окружающей среды;

4. учет в области окружающей среды;

5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;

6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;

7. экологическая экспертиза;

8. контроль в области охраны окружающей среды;

9. экологическая сертификация;

10. экологический аудит.


7. Экологическая экспертиза выступает средством реализации государственной экологической политики и регулируется, помимо Закона «Об охране окружающей среды», Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 18 июня 1993г., в котором определены цели государственной экологической экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливаются общий порядок организации и проведения экспертизы.

Закон «О государственной экологической экспертизе» определяет основные требования к проведению государственной экологической экспертизы и формированию на ее основе отчета о результатах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности, требования об участии заинтересованных граждан в подготовке и обсуждении материалов оценки ОВОС. В Законе предусмотрены два варианта проведения экспертизы: государственной и общественной.

Государственная экологическая экспертиза является инструментом регулирования градостроительной и инвестиционной деятельности, обеспечивающим реализацию экономической, научно-технической, социальной и экологической политики государства. В рамках государственной экспертизы проводится экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации.

Государственными специально уполномоченными органами для проведения государственной экспертизы являются: Минприроды Республики Беларусь (государственная экологическая экспертиза), Министерство по чрезвычайным ситуациям (экспертиза промышленной безопасности) и другие республиканские органы.

Объектами государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды являются:

- концепции, программы и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития;

- схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов республиканского и межобластного значения;

- схемы водоснабжения, канализации и теплоснабжения;


- градостроительная документация для городов республиканского значения;

- обоснование инвестиций в строительство, проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и иных объектов;

- проекты мелиоративного и водохозяйственного строительства.

Объектами государственной экологической экспертизы областных и районных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды являются вышеперечисленные объекты областного и районного статуса подчинения.

Продолжительность проведения государственной экологической экспертизы не должна превышать двух месяцев с момента предоставления комплекта документов.

При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан учесть предложения государственной экологической экспертизы при доработке документации и представить ее на повторную экспертизу или отказаться от реализации проектного решения планируемой хозяйственной деятельности.

При подготовке сводного заключения учитывается заключение общественной экологической экспертизы, которая организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами. Однако их заключение носит рекомендательный характер.



9. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Контроль в области охраны окружающей среды.

В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.

Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:

1. планирование в области ООС и природопользования;

2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;

3. мониторинг окружающей среды;

4. учет в области окружающей среды;

5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;

6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;

7. экологическая экспертиза;

8. контроль в области охраны окружающей среды;

9. экологическая сертификация;

10. экологический аудит.


8. Экологический контроль в области охраны окружающей среды - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.86 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют четыре вида экологического контроля:

- государственный;

- ведомственный;

- производственный;

- общественный.

Государственный экологический контроль в области охраны окружающей среды имеет своей задачей обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства, норм экологической безопасности, правил и стандартов в области охраны окружающей среды. При осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, важнейшим требованием является предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 963 от 21.07.2003 года «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами», определены организации, которые проводят государственный контроль в области охраны окружающей среды. В их числе система территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в составе областных, районных инспекций и Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления на подведомственных им объектах.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе своей хозяйственной деятельности в случае если она оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Общественный контроль в области охраны окружающей среды производят общественные инспектора охраны природы, общественные объединения, сферой деятельности которых является охрана окружающей среды.


Составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля в области охраны окружающей среды является аналитический контроль. Он проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды, определения уровня загрязнения земель и состава отходов. Государственный аналитический контроль осуществляется Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами.



10. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Экологическая сертификация.

В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.

Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:

1. планирование в области ООС и природопользования;

2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;

3. мониторинг окружающей среды;

4. учет в области окружающей среды;

5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;

6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;

7. экологическая экспертиза;

8. контроль в области охраны окружающей среды;

9. экологическая сертификация;

10. экологический аудит.


9. Экологическая сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация регулируется Законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» и осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья населения. К числу ее задач относятся: установление требований и норм к сертифицируемой продукции и услугам с учетом достижений науки; внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования; создание условий для организации производств, отвечающих современным экологическим требованиям.

Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Методическое руководство, организацию и координацию работ по экологической сертификации в Республике Беларусь после вступления в силу Закона «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации» (2004г.), направленного на совершенствование механизма оценки соответствия и аккредитации, выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Органом по экологической сертификации является Национальная система оценки соответствия.

Национальная система оценки соответствия включает:

- формы (обязательную и добровольную),

- объекты (производства, продукция, услуги),