Файл: Нормирование. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2020

Просмотров: 935

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установление мер экономического стимулирования ООС осуществляется с целью создания условий экономической заинтересованности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реализации природоохранных мероприятий. В соответствии со ст. 82 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экономическое стимулирование ООС осуществляется на основе:

- установлением налоговых льгот для юридических и физических лиц;

- ускоренной амортизации оборудования и объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.

Налоговые льготы устанавливаются при:

- внедрении малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- использовании специального оборудования, минимизирующего вредное воздействие на ООС;

- использовании отходов в качестве повторного сырья;

- осуществлении иной природоохранной деятельности.

Одним из важных инструментов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на благоприятную окружающую среду может стать экологическое страхование, как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращении загрязнения окружающей среды (ст. 85 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Введение в действие экологического страхования является особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений в природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Введение экологического страхования позволит возместить до 40% убытков, причиняемых экологическими авариями третьим лицам, вовлекая финансовые средства страховых компаний и тем самым снижая нагрузку на местный бюджет. Экологическое страхование может стать источником дополнительного финансирования природоохранных мероприятий из фонда превентивных мероприятий страховщика и путем инвестирования средств на развитие природоохранных технологий.



13. Правовое регулирование нормирования и нормативов качества окружающей среды.

По функциональному назначению в структуре нормирования выделяют два вида: экологическое (собственно экологическое при воздействии на окружающую среду и санитарно-гигиеническое при воздействии на человека) и техническое. Экологическое нормирование – это инструмент экологической политики, использование которого позволяет разработать и апробировать нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду и человека, нормы и правила природопользования на основе общеметодических подходов, комплексного изучения и анализа экологических возможностей экосистем и их компонентов. При экологическом нормировании происходит обоснование экологических норм (в том числе нормативов) и установление их качественных и количественных параметров.

Правовое регулирование экологического нормирования и нормативов качества окружающей среды напрямую связаны с общей структурой законодательства в области охраны и рационального использования окружающей среды (экологическое право). Экологическое право основывается на Конституции Республики Беларусь. К источникам экологического права в нашей стране относятся нормативные правовые акты различной юридической силы – кодексы, законы, указы, постановления, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Становление экологического права в современном его состоянии относится к 1990-ым годам, когда в стране были приняты ряд основных законов, регулирующих деятельность в области охраны окружающей среды и обеспечивающих экологическую безопасность населения и рациональное использование природных ресурсов.

Основными источниками экологического права Республики Беларусь являются четыре кодекса и около тридцати законов, которые можно условно подразделить на три блока (табл. 4.1). Системный блок включает основополагающие экологические законы, регулирующие общие вопросы экологической политики государства. Ресурсно-средовой блок содержит законы, регламентирующие вопросы рационального использования и охраны определенных природных ресурсов (вода, воздух и т.п.). Блок законов по экологической безопасности направлен на регулирование различных видов рисков от негативного воздействия на человека и окружающую среду.

Наряду с перечисленными кодексами и законами действующие нормы экологического права рассредоточены в большом количестве иных подзаконных нормативных правовых документов.

Формирование системы нормативов качества окружающей среды в природоохранном законодательстве осуществляется на основании двухуровневой системы документов:

1) нормативных правовых актов (НПА): кодексов, законов и иных актов законодательства;

2) технических нормативных правовых актов (ТНПА).


Единого нормативного акта, регламентирующего вопросы экологического нормирования, в настоящее время не существует. В системном основополагающем Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» экологическому нормированию и стандартам качества окружающей среды посвящена отдельная глава 5, в которой изложены основные принципы и направления государственной экологической политики в области нормирования, обеспечения единства измерений, технического нормирования, стандартизации и экологической сертификации в области охраны окружающей среды.

Практически во всех кодексах и законах ресурсно-средового блока, а также в нормативных актах по вопросам экологической безопасности имеются отдельные главы или статьи, в которых регламентируются отдельные вопросы экологического нормирования, как правило, применительно к конкретному ресурсу – вода, воздух и т.д.

В системе экологического нормирования среди блока законов, определяющих экологическую безопасность, определяющее значение отводится санитарно-эпидемиологическому законодательству Республики Беларусь. Так, Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (1993) устанавливает правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения и устанавливает систему государственной санитарно-гигиенической регламентации. Ее основным механизмом является санитарно-гигиеническое нормирование, на основании которого осуществляется регламентирование через факторы риска вредных воздействий на качество окружающей среды в целях профилактики и предупреждения их негативных последствий. Целью санитарно-гигиенического нормирования является объективное обоснование пределов интенсивности и продолжительности воздействия вредных факторов окружающей среды, при которых они безопасны для человека.

Государственное санитарно-гигиеническое нормирование включает:

1) разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

2) контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

3) разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил;

4) контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

5) регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

Государственное санитарно-гигиеническое нормирование осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь на основании положения, утвержденного правительством Республики Беларусь. В результате санитарно-гигиеническое нормирования устанавливаются санитарные нормы и правила, утверждаемые Министерством здравоохранения Республики Беларусь и обязательные для исполнения как государственными органами, так и иными организациями и физическими лицами.


Техническое нормирование обеспечивает установление технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, соблюдение которых обеспечивает необходимое качество окружающей среды.

В отношении ТНПА основополагающим является Закон «О техническом нормировании и стандартизации» (2004), который регулирует правоотношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. Он определяет как правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации, так и цели технического нормирования и стандартизации с учетом обеспечения и защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества, сохранения окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и рационального использования природных ресурсов.

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации относятся:

технические регламенты;

технические кодексы;

стандарты (государственные и стандарты организаций);

технические условия.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий. Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления. Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг основываются на результатах установившейся практики.


Государственные нормативы (стандарты) разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами.

Государственные нормативы основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других стран. Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Государственные нормативы могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Государственные нормативы полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный норматив, то это требование становится обязательными для соблюдения. Если производитель или поставщик продукции (услуги) применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного норматива, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.

Правовое регулирование разных видов нормирования предопределило специфику установления нормативов, определяющих качество окружающей среды и допустимые уровни воздействия на нее.