ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.08.2020
Просмотров: 932
Скачиваний: 3
- структуры, проводящие сертификацию.
Объектами экологической сертификации являются: система управления окружающей средой; продукция; компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды; оказание услуг в области охраны окружающей среды; иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь об охране окружающей среды принято решение об оценке соответствия.
К структурам, проводящим сертификацию, относят:
- государственный специально уполномоченный орган в области ООС (Минприроды);
- республиканский орган по сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь);
- центральный орган по экологической сертификации (учреждение «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»);
- аккредитованные органы по экологической сертификации (учреждение образования «Белорусский национальный технический универсиситет» и др.);
- аккредитованные лаборатории аналитического контроля.
11. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Экологический аудит.
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.
Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
10. Экологический аудит (ЭА) – представляет собой независимую документированную проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды, включая требования международных стандартов.
Экологический аудит проводится в целях:
• обеспечения ООС и рационального природопользования;
• повышения качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность;
• оценки хозяйственной или иной деятельности экоаудируемого субъекта, опасности его объекта и причиненного среда окружающей среде;
• определение возможностей и направлений последующей деятельности экоаудируемого субъекта на конкретной территории и необходимости осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды.
Объектами экологического аудита являются:
- система управления окружающей средой (СУОС);
- продукция;
- компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;
- оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Проведение экологического аудита регламентировано статьей 97 «Экологический аудит» Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», а также государственными стандартами Республики Беларусь: СТБ ИСО 19011 - 2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой», СТБ ИСО 14001 – 2005 «Система управления окружающей средой. Требования и руководства по применению», СТБ ИСО 14004 - 2005 «Система управления окружающей средой. Общие и руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования».
Экологический аудит проводится юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.
Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств этого юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В Республике Беларусь функции специально уполномоченного государственного органа регулирования деятельности в области экологического аудита выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В ЭА участвуют три стороны: инициатор (заказчик), аудитор (аудиторская фирма) и проверяемый объект (объем или субъект).
Процедура организации и проведения ЭА на объекте включает 4 этапа.
Этап I. Подготовка аудита (обеспечивает заказчик).
На этом этапе выполняются следующие виды работ:
1. Составляется план и график ЭА. При этом аудит должен проводиться по возможности в обычные рабочие дни и часы.
2. Определяются цели, уточняются критерии ЭА.
3. Выбирается группа аудиторов или аудиторская фирма.
4. Аудиторами разрабатывается программа (протокол) ЭА.
Этап II. Проведение аудиторами экологического аудита непосредственно на объекте.
На этом этапе проводятся: обзор и анализ информации по объекту (в соответс6твии с целями аудита), инспекция объекта с посещением подразделений, являющихся значимыми источниками воздействия на окружающую среду. Результаты инспекции отражаются на ситуационном аудиторском плане. Для оценки фактического воздействия субъекта на окружающую среду аудиторами используются методы материальных балансов и технологических расчётов, фотосъёмка и видеосъёмка. Завершается этап составлением проекта отчета, содержащего выводы и рекомендации, и предварительное ознакомление с ними заказчика.
Этап III. Доработка и согласование проекта отчета по результатам аудита (проводят аудиторы) и обсуждение его с руководством объекта. Представление заказчику окончательного варианта отчета, включающего выводы и рекомендации.
Этап IV. Использование результатов аудита заказчиком.
Эффективность ЭА заключается в экономии финансовых средств за счет внедрения рациональной системы природопользования и соблюдения требований природоохранных норм и правил.
Длительность экологического аудита - до 2-х недель, а его кратность - от 1 до 3 лет в зависимости от мощности предприятия.
Внедрение экологического аудита в практику природоохранной деятельности способствует решению комплекса проблем, связанных с охраной окружающей среды хозяйствующими субъектами. Без надлежащей постановки деятельности в области экологического аудита будет сдерживаться работа по экологической сертификации, созданию экономикоправового механизма экологического страхования.
12. Экономическое регулирование, как механизм осуществления экологической политики.
Экономическое регулирование также является одним из механизмов, обеспечивающих осуществление экологической политики в направлении рационального использования природных ресурсов и снижения уровня вредных воздействий на природную среду. В основе экономического регулирования деятельности в сфере охраны и рационального использования окружающей среды лежит принцип платности природопользования, что подразумевает платежи за пользование природными ресурсами, платы за загрязнение окружающей среды и компенсационные выплаты за ухудшение состояние среды.
Экономический механизм ООС и природопользования – это система, инфраструктура (правовая, организационная), необходимая для направления действия разнообразных экономических факторов в целях достижения баланса экологических и экономических интересов.
В соответствии со ст. 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в экономический механизм ООС и природопользования включены следующие элементы:
- финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и ООС;
- проведение экономической оценки природных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
- установление платежей за природопользование (экологический налог);
- установление мер экономического стимулирования в области ООС;
- экологическое страхование.
В связи с тем, что экологический механизм реализации экологической политики в целом не является объектом настоящего исследования, раскроем сущность элементов, представляющих интерес для объектов нормирования качества окружающей среды. К ним относят три последних элемента в приведенном выше перечне.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов», к объектам экологического налогообложения относят объемы:
- используемых природных ресурсов;
- выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
- переработанных нефти и нефтепродуктов;
- перемещаемых по территории нефти и нефтепродуктов;
- отходов производства, размещаемых на объектах;
- производимой или импортируемой пластмассовой, стеклянной тары и др.
Экологический налог состоит из платежей за использование природных ресурсов, размещение отходов производства, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных платежей и лимитов. Целью введения экологического налога является максимальное возмещение ущерба, который причиняется хозяйственной деятельностью. Следует отметить, что за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства сверх лимитов, налог взимается в размере 15 кратной ставки налога.