ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2020
Просмотров: 2697
Скачиваний: 5
70. Показатели экономической эффективности природоохранных мероприятий
Экономическая эффективность затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. В соответствии с разработанной в 80-е годы типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий для обоснования природоохранных затрат используются показатели общей и сравнительной эффективности.
Определение общей (абсолютной) эффективности экологических издержек необходимо, чтобы оценить фактическую результативность природоохранных мероприятий при планировании достижения нормативного качества окружающей среды, для экономического стимулирования повышения эффективности средозащитной деятельности.
Общая (абсолютная) экономическая эффективность затрат экологического характера рассчитывается как отношение объема полного экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект совокупных (приведенных) затрат:
(19.1)
где Э3 — общая эффективность природоохранных затрат; Э — полный годовой эффект; С — текущие затраты; К — капитальные вложения, определившие эффект; Ен — норматив эффективности капитальных вложений.
Экономический эффект Э, или результат природоохранных затрат, представляет собой предотвращенный экономический ущерб и дополнительный доход от улучшения производственной деятельности предприятий в условиях лучшей экологической обстановки.
(19.2)
где П — величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды; Д — годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов.
Полученные в ходе расчетов показатели эффективности капитальных затрат сравниваются с нормативными показателями. Рассматриваемые направления использования капитальных затрат считаются эффективными, если расчетные коэффициенты эффективности Эк удовлетворяют условию Эк >Ен.
71. Зарубежный опыт эколого-экономического стимулирования
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной заинтересованности в осуществлении мер природного характера.
В систему экономического стимулирования входят поощрительные, принудительные и компенсационные меры.
Среди поощрительных мернаиболее распространены следующие: налоговые льготы; премирование работников предприятий за рациональное природопользование; предоставление в распоряжение предприятий части прибыли, полученной от реализации продукции, изготовленной из отходов производства; льготное кредитование и субсидирование капитального строительства фондов природоохранного назначения; дотации на приобретение экологического оборудования, проведение проектно-изыскательской и научно-исследовательской работы в области природопользования и охраны окружающей среды и др.
К принудительным мерамотносятся: платежи за потребление природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей среды; штрафы за нарушение природоохранного законодательства; возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям; прямое воздействие на фонды экономического стимулирования предприятия.
В условиях рынка важным направлением экономического стимулирования является платность использования природных ресурсов. В соответствии с законом «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» все природопользователи независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности облагаются экологическим налогом.
Экологический налог состоит из:
1 . Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов.
2. Платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
3.Платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в ОС.
4.Платежей за размещение отходов производства и платежей за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим.
5.Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти.
6. Платежей за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов.
За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов —в 15-кратном. За размещение отходов производства сверх установленных лимитов предприятия и организации платят в 5-кратном размере, а за самовольное размещение или сжигание отходов — в 15-кратном.
К компенсационным мерам эколого-экономического регулирования относятся: 1.возмещение нанесенного ущерба; 2.создание природоохранных фондов; 3.экологическое страхование.
72.Сущность концепции устойчивого развития и устойчивого природопользования
Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы.
Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающей среде.
Термин “устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию.
Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей).Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме.
Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу. Глубинная сущность перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и цивилизации.
73. Прогнозирование природопользования. Виды прогнозирования и их особенности
Прогноз — конкретное предсказание (предвидение), вероятностное суждение о состоянии изучаемого объекта или о проявлении какого-то события в будущем.
Прогноз основан на выборе (с помощью определенных приемов) оптимального варианта из ряда возможных.
Прогноз в природопользовании — предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах в локальном, региональном и глобальном масштабах.
Прогноз воздействия на среду — предсказание изменений в природной среде в результате воздействия на нее хозяйственной деятельности.
Основные принципы прогнозирования в природопользовании:
1. Системный принцип. Принцип системности предполагает неразрывность прогнозирования во времени и пространстве на основе анализа, учета факторов, определяющих экологическое развитие. Системность предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность: методов, иерархических уровней, этапности, оследовательности, очередности.
2. Принцип объективности, научной обоснованности.
3. Принцип совпадения, подтверждения, адекватности: совпадение теоретических моделей (имитация) с практическими проявлениями.
4. Вариантность, альтернативность. Например, даже в процессе составления оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС), в проектах и решениях, обычно требуется представление альтернативного варианта как предполагаемого , решения, так и ожидаемых последствий.
По времени упреждения различают следующие виды прогнозов: сверхкратковременные(до одного года), краткосрочные(до 3-5 лет), среднесрочные(до 10-15 лет), долгосрочные(до нескольких десятилетий вперед), сверхдолгосрочные(на тысячелетия и более вперед). Однако, чем долгосрочнее прогнозы, тем они менее точны - это непреложный факт.
По масштабам прогнозируемых явлений прогнозы делятся на четыре группы: глобальные(их называют также физико-географическими), региональные(в пределах нескольких стран мира), национальные(государственные), локальные(край, область, иногда административный район или еще меньшая территория, например, заповедник). Чем крупнее регион, тем более суровой будет расплата за ошибки экологического прогнозирования.
По содержаниюпрогнозы относятся к конкретным отраслям наук: геологические, метеорологические и др. В географии - комплексный прогноз относят к общенаучным.