Файл: Кадастры ПР. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1389

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32. Основные составные части государственного лесного кадастра.

Государственный лесной кадастр является информационной системой, включающей экономические, экологические и социальные сведения о лесном фонде, создаваемой с целью обеспечения органов государственного управления, а также юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, лесопользователей и иных заинтересованных содержащейся в нем информацией.

Ведение государственного лесного кадастра представляет собой систему непрерывного документального отражения информации о состоянии лесного фонда, происходящих в нем изменениях и их экономической оценке.

Объектом государственного лесного кадастра является лесной фонд.

Учетными единицами государственного лесного кадастра являются единицы измерения площади участков лесного фонда, объема (запаса) древесины, таксационные показатели и показатели продуктивности лесов, единицы объема связываемой лесными насаждениями углекислоты, массы недревесных ресурсов леса, стоимости лесных ресурсов.

Ведение государственного лесного кадастра осуществляет Министерство лесного хозяйства.

Исходными материалами для составления учетной документации государственного лесного кадастра являются:

- материалы лесоустройства; почвенных обследований; лесопатологических обследований; натурных обследований изменений, произошедших в лесном фонде в результате повреждений лесов пожарами, вредителями, болезнями, а также другими факторами, влияющими на состояние, продуктивность и устойчивость лесов; других обследований и изысканий в лесном фонде;

- акты приемки или изъятия участков лесного фонда; натурного освидетельствования выполненных хозяйственных мероприятий;

- решения об изъятии и предоставлении участков лесного фонда; о предоставлении участков лесного фонда в аренду; о переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую; о распределении лесов на группы и категории защитности; органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в области использования земель лесного фонда;

- отчеты юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, о ведении лесного хозяйства и лесопользовании; лесопользователей о лесопользовании;

- сведения из материалов государственного учета лесного фонда;

- результаты ведения мониторинга лесов;

- нормативные правовые акты Министерства лесного хозяйства.

Министерство лесного хозяйства:

= осуществляет ведение государственного лесного кадастра путем организации сбора, обобщения, систематизации и хранения учетной документации государственного лесного кадастра;

= определяет состав, содержание и сроки представления юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, учетной документации государственного лесного кадастра;

= ведет контроль за своевременностью представления и достоверностью информации государственного лесного кадастра;


= устанавливает порядок предоставления заинтересованным информации из государственного лесного кадастра;

= в соответствии с законодательством Республики Беларусь и возложенными на него полномочиями принимает нормативные правовые акты по реализации настоящего Порядка;

= определяет порядок опубликования документации государственного лесного кадастра.



33. Народнохозяйственное и природоохранное значение лесного кадастра.

В Республике Беларусь леса являются одним из основных возобновляемых природных ресурсов и важнейших национальных богатств. Леса и лесные ресурсы имеют большое значение для устойчивого социально-экономического развития страны, обеспечения ее экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопасности. По ряду ключевых показателей, характеризующих лесной фонд (лесистость территории, площадь лесов и запас растущей древесины в пересчете на одного жителя), Беларусь входит в первую десятку лесных государств Европы.

Лесное хозяйство Беларуси, успешно реализуя принципы неистощительного многоцелевого лесопользования, имеет важное значение для стабильного функционирования лесного сектора страны, способствует развитию смежных отраслей экономики, вносит весомый вклад в выполнение подписанных нашей страной международных договоров глобального уровня в сфере охраны окружающей среды. Его экономическая, экологическая и социальная роль неуклонно возрастает. Все это дает основания говорить, что в современных условиях лесное хозяйство из традиционно сырьевой отрасли превращается в инфраструктурную, одну из ключевых в народнохозяйственном комплексе, в особенности в сельских районах страны. В результате целенаправленной работы по воспроизводству лесов и лесовыращиванию достигнута положительная динамика лесного фонда.

Так за период с 1994 года улучшились основные количественные и качественные показатели лесов:

= лесопокрытая площадь увеличилась на 887,7 тыс. га с 7371,7 тыс. га до 8259,4 тыс. га;

= лесистость территории республики достигла 39,8% (увеличилась на 4,3%);

= общий запас древесины на корню увеличился на 679,3 млн.куб.м и составил 1772,5 млн.куб.м (в т.ч. в спелых и перестойных насаждениях - на 221,5 млн.куб.м и составил – 296,0 млн.куб.м);

= запас на 1 га покрытых лесом земель возрос на 67 куб.м и составил 215 куб.м на 1 га; запас спелых и перестойных насаждений возрос на 51 куб.м и достиг 264 куб.м на 1 га;

= средний возраст насаждений увеличился с 44 до 55 лет.

В Беларуси одновременно с увеличением общей площади лесного фонда наблюдается и устойчивый рост площадей приспевающих, спелых и перестойных насаждений

Белорусское природоохранное и лесное законодательство достаточно хорошо проработано и в соответствии с ним выделяются различные категории особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков леса, леса разделены на группы и категории защитности, в зависимости от выполняемых функций, что позволяет относить эти участки к различным категориям Лесов Высокой Природоохранной Ценности (ЛВПЦ). Для каждого лесного участка (или их группы) устанавливается отдельный режим охраны и использования.

К ЛВПЦ могут быть отнесены как территории, занимающие площадь десятки тысяч гектар (крупные заповедники, заказники), так и отдельные участки площадью менее одного гектара (участки леса вокруг родников, памятников, святые рощи).


Большинство территорий с ограниченным режимом лесопользования, выделенных в соответствии с национальным законодательством, удовлетворяют требованиям по выделению ЛВПЦ.

34. Растительность как объект государственного кадастра растительного мира.

Государственный кадастр растительного мира - это систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категориям земель или водных объектов, пользователям земельных участков или водных объектов, количественных и качественных характеристиках объектов растительного мира, их экономической оценке и использовании, а также других данных об объектах растительного мира.

Ведение кадастра осуществляется в целях:

- обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан информацией об объектах растительного мира и обращении с ними;

- экономической оценки объектов растительного мира;

- контроля за изменением количественных и качественных характеристик объектов растительного мира.

Ведение кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными организациями.

Ведение кадастра включает:

= проведение кадастрового учета объектов растительного мира путем проведения первичного обследования территории;

= ежегодное предоставление отчетной документации кадастра;

= ведение кадастровых книг;

= подготовку и опубликование информационных бюллетеней.

Кадастр состоит из следующих кадастровых книг:

- книги видов дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подлежащих охране в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- книги хозяйственно-ценных растений;

- книги видов дикорастущих растений, оказывающих вредное воздействие и (или) представляющих угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан;

- книги особо ценных насаждений;

- книги генетического (таксономического) фонда видов растений;

- книги растительных сообществ;

- книги насаждений населённых пунктов.

Первичное обследование территории проводится в соответствии с ежегодно утверждаемым Национальной академией наук Беларуси по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды) планом, в котором определяются районы обследования, сроки его проведения, ответственные исполнители, объем и источники финансирования, сроки представления ответственными исполнителями отчетов.




35. Виды пользования объектами растительного мира.

Пользование объектами растительного мира может осуществляться по следующим видам:

1) заготовка древесных соков;

2) сбор, заготовка (закупка) дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее, если не указано иное, – дикорастущие растения и (или) их части);

3) заготовка древесины;

4) сенокошение;

5) пастьба скота;

6) пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;

7) пользование объектами растительного мира в научно-исследовательских и учебно-опытных целях.

Законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены и иные виды пользования объектами растительного мира.

Осуществление отдельных видов пользования объектами растительного мира может ограничиваться или приостанавливаться Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции в отношении отдельных объектов растительного мира в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, охраны отдельных природных объектов.