Файл: Кадастры ПР. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1312

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Плодородие - способность почвы удовлетворять потребность растений (в растениеводстве, лесоводстве, садоводстве, декоративном и парковом хозяйстве и др.) полезными веществами и влагой. Различают естественное и искусственное (вновь созданное) плодородие, которые в совокупности составляют экономическое плодородие.

Естественное плодородие образуется в результате длительного процесса, протекающего в определенных природно-климатических условиях. Искусственное плодородие создается трудом человека путем воздействия на землю (мелиорация, обработка, удобрение и др.) Экономическое (эффективное) плодородие создается только путем вложения в землю затрат живого и овеществленного труда. Плодородие почвы может быть определено через урожайность сельскохозяйственных культур с единицы площади (абсолютные показатели) и через отношение произведенной продукции на единицу площади к затратам живого или овеществленного труда (относительные показатели).

На качество земельных участков, кроме плодородия, оказывает большое влияние местоположение. Местоположение земельных участков характеризуется такими показателями, как расстояние от них до города, сельских населенных пунктов, крупность населенных пунктов, наличие транспортных и инженерных коммуникаций, наличие пунктов переработки и реализации продукции, баз снабжения предприятий удобрениями и сельскохозяйственной техникой и ряд других. На качество земельных участков влияют также пространственно-технологические условия, которые также можно отнести к характеристикам местоположения. К таким условиям относят удобство подъезда к полям и другим используемым участкам, размер земельного участка, его конфигурация, раздробленность, чересполосица, дальноземелье, вкрапливание (камней, кустарников, заболоченных участков и др.) и т. д.

Для комплексного количественного определения роли этих показателей применяется земельно-кадастровое действие «оценка земель». Цель оценки земель -- определить их плодородие и местоположение по показателям, которые характеризуют качество земельных участков. Оценка земель по плодородию складывается из бонитировки почв и экономической оценки. Бонитировка почв - сравнительная оценка естественного плодородия почв, их группировка по природным диагностическим свойствам, влияющим на урожайность сельскохозяйственных культур, при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Результаты бонитировки почв показывают относительную пригодность почв по основным факторам естественного плодородия для возделывания сельскохозяйственных культур. Объектом бонитировки почв являются почвенные разновидности, выделенные в агропроизводственные группы (почвенные разности, сходные по условиям увлажнения, залегающих на одинаковых элементах рельефа, близкие по физическим и климатическим свойствам). Предметом бонитировки почв является естественное плодородие почв или их агропроизводственных групп. Критерием бонитировки почв являются их природные диагностические свойства, оказывающие существенное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур. К таким природно-диагностическим свойствам (признакам) относятся: мощность гумусового горизонта и его содержание, механический состав, наличие азота, фосфора, калия, кислотность или щелочность и другие.





30. Лесные ресурсы как объект использования и охраны.

Лесные ресурсы – это запасы древесины, других компонентов и продуктов жизнедеятельности леса в сочетании со средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, рекреационными и иными функциями леса.

Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и разграничения лесов первой группы по категориям защитности.

К первой группе относятся: 1. леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2. леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; 3. водоохранные леса; 4. защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог); 5. санитарно-гигиенические и оздоровительные леса.

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

В лесах первой и второй групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов).

Объектами лесных отношений являются лесной фонд, отдельные участки лесного фонда, права пользования ими.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Субъектами лесных отношений могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства.

Государственный учет лесов ведется на основе данных лесоустройства, а по лесам, где оно не проведено, – на основе материалов инвентаризации и обследования. Сведения об изменениях в состоянии лесов ежегодно фиксируются предприятиями, учреждениями и организациями, во владении и пользовании которых имеются леса. Данные по всему государственному лесному фонду обновляются, как правило, один раз в пять лет. Наряду с государственным учетом, предусмотрено также ведение отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда. Учет осуществляется по единой для всей страны системе, что позволяет получить сводные данные для района, области и страны в целом.


Государственный лесной кадастр – это свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Его ведение осуществляется Министерством лесного хозяйства и его производственно-территориальными органами. Порядок ведения лесного кадастра определяется законодательством.

Все леса в Беларуси являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции в интересах граждан и в общегосударственных интересах.




31. Определение, цель и основные задачи государственного лесного кадастра.

Государственный лесной кадастр – информационная система, включающая экономические, экологические и социальные сведения о лесном фонде, создаваемая с целью обеспечения органов государственного управления, лесопользователей и иных заинтересованных лиц, содержащейся в нем информацией.

Цель и задачи:

1) выполняет положения лесного кодекса РБ;

2) детальная инвентаризация лесов с оценкой всех их компонентов с периодичности 10 лет как основы для планирования ведения лесного хозяйства;

3) проектирование целевого использования лесов и мероприятий направленных на рациональное использование, воспроизводство, охраны и защиты, повышения продуктивности и качества лесов;

4) нормирование использования лесов на основании сбалансированности социально-экономических и природоохранных интересах;

5) картографирование лесов;

6) согласованность работ по инвентаризации лесов, введение лесного кадастра и лесного мониторинга.