ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2020

Просмотров: 1515

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46.Транспорт Южной Европы. Внешнеэкономические связи, их структура и география. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транс­порта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомо­бильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабо­не, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

В Испании внутренние перевозки осуществляются в основном автомобильным и железнодорожным транспортом, а внешние — морским транспортом. Сеть до­рог имеет радиальную структуру с центром в Мадриде. В стране насчитывается около 200 портов, крупнейшими пассажирскими портами при этом являются: Пальма-де-Мальорка, Барселона и Альхесирас. Испания — один из важней­ших узлов трансконтинентальных воздушных линий. Важнейшие аэропорты: Мадрид, Барселона, Лас-Пальмас.

Италия традиционно является страной, в которой уделяется преобладаю­щее внимание развитию автомобильного транспорта. На него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок. Сеть дорог развита преимущественно в меридио­нальном направлении. Международную роль играют дороги в Западную Евро­пу через Альпы. В Италии впервые в мире в 1924г. вступила в строй автостра­да (Милан-Варесе). Сейчас по протяженности автострад страна уступает толь­ко ФРГ. Огромное значение имеет основная транспортная ось страны — автострада Солнца (Турин-Милан-Флоренция-Рим-Неаполь-Калабрия). В стране строятся также современные, в т.ч. скоростные, железные дороги. Велика роль, с учетом географического положения страны, морского транспорта. На побережье функционирует 144 порта. Крупнейшие из них Генуя, Триест, Аугу-ста, Таранто, Неаполь. Авиатранспортом осуществляются рейсы в основные города Европы и мира. Крупнейшими аэропортами являются: Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса и Линате около Милана и др.

В Греции, разобщенной морем на части, ведущая роль принадлежит морскому транспорту. Греческий флот входит в число «мировых извозчиков». На побере­жье расположено 156 портов. Самые крупные: Пирей, Салоники, Волос, Парты. Под влиянием туристского бума активно развивается автомобильный транспорт. Построены первые автострады. Все основные города и крупные острова связаны между собой авиалиниями. Через территорию Греции пролегают важные между­народные авиатрассы из Европы в Азию, Африку, Австралию. Близ Афин нахо­дится важнейший в юго-восточной Европе транзитный аэропорт Эллиникон.


47.Характеристика важнейших отраслей промышленности Канады. Сельское хозяйство. Транспорт и внешнеэкономические связи страны. Канада имеет современную высокоразвитую промышленность. ТЭК Канады — один из самых развитых в мире. 2/3 приходится на жидкое и газообразное топливо, 1/10 — на уголь и 1/4 — на гидроэнергию. Главные районы добычи нефти и природного газа в провинциях — Альберта, Саскачеван и Британской Колумбии, угля — в западных провинциях Новой Шотландии. По производству электроэнергии (9520 млрд. кВт/час. в 1990 г.) Канада занимала пятое место в мире, а на душу населения 19,6 тыс. кВт/час. 3/5 электроэнергии дают ГЭС. Крупные ТЭС построены вблизи Торонто и Ванкувера. 18% электроэнергии производят АЭС, расположенные в провинциях Онтарио, Квебек, Нью-Брансуик Горнодобывающая промышленность играет огромную роль в экспорте, обеспечивает сырьем обрабатывающие отрасли, способствует экономическому развитию страны. В провинции Онтарио расположены Садбери (никель, медь); Ки-Лейк, Блойнд-Ривер (уран); Наранда (медь); Ферман (железная руда); в Саскачеване — калийные соли; на островах Канадского архипелага — свинец, цинк. Обрабатывающая промышленность отличается высокой концентрацией производства и капитала, однако по производительности труда уступает развитым странам. На машиностроение приходится 30% продукции. Главная отрасль — транспортное машиностроение, в котором господствует капитал США. Машиностроение выпускает энергосиловое оборудование, оборудование для горнодобывающей и лесной промышленности. Центры: Монреаль, Гамильтон, Оттава, Ванкувер. Развивается черная металлургия — Гамильтон (1/2 продукции), Уэлленд, г. Сидни. В цветной металлургии сильные позиции американского и английского капитала. Большого объема достигла выплавка никеля, меди, алюминия, цинка и свинца в Садбери, Томпсоне, Салливане, Китимане, Авриде. На импортном сырье создано крупное производство алюминия (Аврида, Китимат, Бе-Кама, Гран-Бе). Канада имеет развитую нефтеперерабатывающую промышленность в Монреале, Сарнии, Ванкувере, Торонто, Эдмонтоне. Химическая промышленность представлена заводами основной химии, высокополимерных соединений, химических удобрений, синтетического каучука. По производству минеральных удобрений Канада занимает четвертое место в мире (11 млн. тонн). Лесная промышленность использует богатейшие лесные ресурсы. По заготовке древесины Канада занимает пятое, а по производству пиломатериалов и бумаги — третье место в мире. В экспорте пиломатериалов и бумаги Канада — мировой лидер. Крупнейшие провинции деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности — Манитоба, Саскачеван, Альберта. Легкая и пищевая промышленность ориентируется исключительно на потребителя, и ее размещение совпадает с расселением населения. Товарами легкой промышленности Канада обеспечивает свои потребноси только на 50%. Канада обладает развитым сельским хозяйством, являясь вторым в мире экспортером продовольствия. Для него характерен высокий уровень товарности, механизации, специализации производства. В настоящее время 80% площади с/х земель находится в крупных капиталистических хозяйствах, размеры которых составляют 50 га и более. Среднегодовой сбор важнейших культур составляет: 32 млн. т – пшеница, 15 млн. т – ячмень, 7 млн. т – кукуруза, 4 млн. т – овес. Поголовье скота: 16 млн. голов – КРС, 11 млн. голов – свиней, 600 тыс. голов – овец, 80 млн. шт. – птицы. Огромные пространства плодородных земель, благоприятные климатические условия способствуют развитию разнообразных отраслей сельского хозяйства. Под фермами занято 69 млн. га (7,7% территории страны), из которых лишь 43 млн. га занято под пашни и пастбища. В растениеводстве повысилась доля кормовых культур, овощеводства и садоводства. Центральная Канада с ее многочисленным населением выделяется прежде всего отраслями, обеспечивающими потребности городского населения: пригородном овощеводством, садоводством, молочным животноводством и птицеводством. Большая часть продукции реализуется на местных рынках, часть животноводческой продукции экспортируется. В Канаде хорошо развита транспортная система, и это обусловлено большой площадью страны, приморским положением, особенностью экономико-географического положения, экспортным характером экономики. По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина — 67 тыс. км. Длина автодорог — 900 тыс. км. Русло р. Св. Лаврентия глубокое и поэтому океанические корабли могут заходить в порты Великих американских озер. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты — Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек и аэропорт — Монреаль. Внешнеторговый оборот Канады равен 253,9 млрд. долл. США. Приблизительно 25% промышленной и сельскохозяйственной продукции поступает на экспорт. Экспортной продукцией Канады является продукция горнодобывающей и бумажной промышленностей, цветной металлургии и сельского хозяйства. Экспорт Канады равен 131,2 млрд. долл. В структуре импорта преобладают готовые промышленные изделия, уголь, нефть, цитрусовые, оборудование. В Канаде развита индустрия туризма, который дает государству доход в 6,4 млрд. долл. ежегодно. Около 75% канадского экспорта приходится на торговлю с США. Торговыми партнерами Канады являются Япония, Великобритания, Германия.





48.Характеристика населения Северной Европы. Демографические особенности населения субрегиона. Уровень урбанизации. Демографический состав: По особенностям воспроизводства населения страны региона относятся к первому типу, то есть характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности. Темпы прироста населения положительные, но минимальные: от 0,14% в Финляндии и 0,16% в Норвегии до 0,9% в Исландии. В Финляндии самая низкая в мире смертность, но самая высокая в Европе смертность от сердечных заболеваний. В регионе один из самых высоких в мире продолжительность жизни: в Швеции - 78,2 года у мужчин и 82,8 лет у женщин, в Исландии - 78,3 и 82,4 года соответственно. Постоянно снижается доля детей в общей численности населения (19%), при этом возрастает доля пожилых людей (16%). По количеству женщины преобладают мужчин (51% и 49% соответственно). Расовый состав: Народы Северной Европы в основном относятся к северной группы большой европеоидной расы. Это преимущественно блондины со светлым белокурыми волосами, светлой кожей и голубыми или серыми глазами. На севере Скандинавии, в Лапландии, живут саами, которых относят к переходной лапоноидного расы, вобравшая в себя элементы европеоидной и монголоидной рас. Этнический состав: Значительной мере однороден. Жители региона принадлежат к двум крупных языковых семей - индоевропейской и уральской. Скандинавские народы являются потомками германских племен, пришедших с юга в 2300-2200 гг до н.э. В IX-XI вв. н.э., в эпоху викингов (от древнегреческого слова "возраст" - залив, т.е. житель залива), скандинавы завоевали север Франции (Нормандия), Исландию, Гренландию, Гебридские и Фарерские острова. За 5 веков до Колумба они побывали в Америке, оставив поселения Он ланд (предположительно на севере острова Ньюфаундленд). Шведский, норвежский, датский, фарерский и исландский языки принадлежат к скандинавской подгруппы германской группы индоевропейской языковой семьи. Исландский язык практически не изменилась по сравнению с древней норвежском языке. Финский принадлежит к финно-угорской группе уральской языковой семьи. В Заполярье, Скандинавии и Финляндии (Лапландия) живут саами (лопари или лапландцы), которые также относятся к финно-угорской группы уральской семьи. Их численность достигает 50 тыс. человек (из них 60% - в Норвегии, 30% - в Швеции и 10% - в Финляндии). Традиционными их занятиями являются оленеводство, рыболовство и охота. Однако сейчас большинство лапландцев проживает в городах и ведет городской образ жизни. Населения почти всех стран однонациональное: в Швеции 94% составляют шведы в Финляндии 94% - финны, в Норвегии 97% - норвежцы, в Исландии 98,3% - исландцы, в Дании 97% - датчане. Наибольшая часть населения национальных меньшинств - в Финляндии (5,7% - шведы), здесь внедрены два государственных языка - финский и шведский. Религиозный состав: По религиозным признакам все страны принадлежат к протестантской ветви христианства, где доминирует лютеранство. Традиционно религия значительно-влияет на общественно-политическую жизнь. Это проявляется, в частности, в том, что страны Северной Европы принадлежат к клерикальных, и государственные должности в них имеют право занимать только граждане протестантского вероисповедания. Размещение населения: Население размещается крайне неравномерно, что связано прежде всего с природными условиями региона. Максимальная его плотность - на юге и на побережье Балтийского моря. Сконцентрировано преимущественно вблизи морских побережий, не далее 300 км (в Дании - не далее 60 км) от ближайшего морского побережья. Очень мало заселены северные, отдельные горные и заболоченные районы. Средняя плотность населения одна из самых низких в Европе - от 10 до 50 осиб/км2. Обширные северные районы Швеции, Норвегии, Финляндии и центральная Исландия почти незаселенные. Гораздо гуще (127 осиб/км2) и равномерно заселена Дания. Северная Европа - урбанизированный регион, доля городского населения колеблется от 61% в Финляндии до 93% в Исландии. Преобладают небольшие города, рабочие поселки - портовые, рыболовные, лисоексплуатацийни, горнодобывающие. В Дании и Исландии городскими считаются поселения от 200 жителей и более, в Швеции и Норвегии - 250 и более. Крупнейшими агломерациями есть Стокгольм (1,9 млн. человек), вокруг которого сконцентрировано почти 50 малых и средних городов, и Копенгаген (1,3 млн. человек), который отличается своим культурным наследием. В сельской местности доминирует расселения фермерского типа. Населения живет преимущественно на хуторах или в усадьбах. Трудовые ресурсы: Составляют более 12,5 млн. человек. Наибольшее количество трудовых ресурсов - в Швеции (до 4,5 млн.), Дании - 2,9 млн.), Финляндия (2,6 млн.). Многие активного населения занято в сфере услуг (почти 40%). В производстве наиболее занятых в Норвегии (41%), а также в Финляндии (29,5%), Швеции (28%), Дании (24%), чуть меньше - в Исландии (15%). Пенсионный возраст в странах региона одинаков для мужчин и женщин - 60 лет (в Дании - 67 лет, в Финляндии - 65 лет). Трудовым ресурсам стран Северной Европы традиционно присущ высокий уровень образования и профессионально-квалификационной подготовки. Соответственно и стоимость рабочей силы достаточно велика. Высокую трудовую активность проявляют женщины, доля которых среди работающих весьма значительна, особенно среди представителей умственного труда.