ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.09.2020

Просмотров: 1514

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41. Северную Америку под экономическим, политическим и этнокультурным осмотром часто называют «Англосаксонская Америка», в отличие от Латинской Америки. То есть имеется в виду, что территории, которые входят в регион, является преимущественно англоязычными. В состав региона входят две суверенные страны и Гренландия — самый большой остров на Земле, принадлежит Дании. Поскольку значительная часть Канады (север и центр) и Аляска имеют суровый климат и малопригодны для жизни человека, то заселенной и освоенной частью Северной Америки является территория 48 «смежных» штатов США, и полоса Южной Канады, примыкающей к ней.

Географическое положение региона очень выгодно. Он омывается водами трех океанов. Пространства Атлантического и Тихого океанов отделяют североамериканские государства от стран Африки и Евразии, только на крайнем северо-западе побережья близко подходит к берегам России. Это издавна облегчало торговые связи с заокеанскими странами и одновременно гарантировало странам региона безопасность.

Тихий и Атлантический океаны способствуют развитию международных связей. К середине XX в. явным лидером во внешнеэкономических связях был бассейн Атлантического океана. Обращенные в Европу территории, прилегающих к атлантических берегов, стали первоначальными объектами европейской колонизации.

Обычно на них приходилась основная доля связей со странами Европы. США и Канада имеют удобные выходы к мировым торговых путей через океаны. Южнее США лежит соседний регион — Латинская Америка, которая является важным потенциальным рынком сбыта североамериканской продукции и одновременно важной сырьевой базой для самой Северной Америки.

США и Канада являются членами ООН, НАТО.



42. В регионе развиты все виды транспорта. В последние десятилетия здесь заметно увеличилась роль грузового автотранспорта как во внутренних, крюк и во внешних перевозках. Роль железнодорожного транспорта заметно уменьшается. Морской транспорт обслуживает значительную часть внешнеторговых связей стран региона. Основными грузами являются нефть, каменный уголь, руды металлов, строительные, химические, лесные материалы, металл, зерно, машины. Крупные порты: Гданьск, Гдыня (Польша), Клайпеда (Литва), Вентспилс, Рига (Латвия), Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск (Россия), Одесса (Украина) 142), Варна (Болгария), Констанца (Румыния) и др. Крупнейшие морские торговые флоты создано в России, Украине, Польше, Румынии, Болгарии. Регион имеет мощный речной транспорт, который развивается в водных системах Дуная, Волги, Днепра.

Воздушный транспорт используется в основном для перевозки пассажиров, а также ценных грузов на значительные расстояния. Крупнейшие авиакомпании «Аэрофлот-Российские авиалинии»

(Россия), «LOT» (Польша) и «Международные авиалинии Украины». Территорией стран региона проложен нефтепровод «Дружба», газопроводы «Союз *», «Сияние Севера», «Голубой поток», много трубопроводов проложены из портов Адриатики.

Внешнеэкономические связи стран Восточной Европы еще только формируется и не имеют четко выраженной ориентации. Внешняя торговля в основном обслуживает потребности собственно этого региона, поскольку продукция многих стран пока неконкурентоспособными на мировом рынке.

Страны имеют большой внешний долг (525 млрд. долларов США). Крупнейшими должниками являются Россия (215 млрд. долл.), Польша (101 млрд. долл.), Венгрия (66 млрд. дол.), Чехия (49 млрд. дол.). Во всех странах региона внешний торговый баланс является отрицательным, только в России и Чехии экспорт преобладал над импортом. В экспорте, который составляет 574,7 млрд. дол. Преобладает продукция машиностроения, химической и легкой промышленности, некоторая продукция цветной металлургии.

 



43.Транспорт Северной Европы, особое значение морского транспорта. Внешнеэкономические связи, их структура и география. Страны Северной Европы и их районы соединены друг с другом (кроме Исландии) всеми видами транспорта, которые образуют сложную транспортную систему. Основной вид транспорта — морской. Морской транспорт - основной в регионе. По тоннажу явный лидер - Норвегия (5,8 млн брутто-регистровых тонн), занимающей первое место в Европе и 3 - в мире по величине торгового флота. Основные порты региона: Гетеборг, Гельсинборг (Швеция), Копенгаген, Фредерисия (Дания), Шелдвик, Хельсинки (Финляндия), Нарвик, Осло, Берген (Норвегия). Судоходство в Финском и Ботническом заливах зимой осуществляется с помощью ледоколов. Финляндия имеет один из самых мощных в мире ледокольных флотов, рыболовный флот Исландии насчитывает более 1000 судов общим тоннажем 130000 брутто-регистровых тонн. Железнодорожный транспорт по значению грузооборота занимает второе место и играет главную роль во внутренних перевозках на большие расстояния в Швеции и Финляндии. Длина всех железных дорог в регионе составляет 23972 км, наибольшая она в Швеции - 11481 км. В Исландии из-за сложных природных условий железнодорожных путей нет совсем. Озерный транспорт развит в Швеции и Финляндии, где озера соединены каналами и имеют выход в море. В Финляндии находится Сайменский канал (58 км), построенный в середине XIX в., Который дает выход в Финский залив через территорию России. Автомобильный транспорт создает значительную конкуренцию железнодорожному. Состояние дорог в Северной Европе - один из лучших в мире. Общая их длина - 680371 км, из них 386000 км - с твердым покрытием. Автопарк региона насчитывает 10 млн. пассажирских и 1,3 млн. грузовых автомобилей. Воздушный транспорт хорошо развит. В международных воздушных перевозках важную роль играет САС (Skandinavien Ejrlains) - объединение авиакомпаний скандинавских стран. Более 95% всех авиаперевозок в Исландии осуществляет компания "Флюглейир". В регионе построено 276 аэропортов, крупнейшие - в Стокгольме и Копенгагене. Трубопроводный транспорт имеет большое значение. Непосредственно с морских платформ Северного моря подводными трубопроводами нефть транспортируется в Великобританию, а природный газ - в Германию. В Дании сооружены мосты между отдельными острова страны, а также со Швецией. В заполярных районах региона местные жители - саами - все больше вместо традиционных упряжи из северных оленей все больше предпочитают снегоходах.




44.Транспорт Средней Европы. Внешнеэкономические связи, их структура и география. Средняя Европа — самая обширная и массивная часть зарубежной Европы. В Среднюю Европу входят: Бельгия, Нидерланды, Австрия, Ирландия, Люксембург, Швейцария, Лихтенштейн. Дорожная сеть Ирландии довольно разветвлена. Этому способствует разбросанность по стране городков и хуторов. Главную роль играет более деше­вый автомобильный транспорт. Протяженность шоссейных дорог — около 85 тыс. км, тогда как длина железных дорог из-за конкуренции автобусного сооб­щения сократилась почти до 2 тыс. км. Важное значение имеют перевозки по Большому и Королевскому каналам и р. Шаннон, которые образуют единую судоходную систему. Почти все остальные дороги страны сходятся к Дублину. Он же основной морской порт страны. Второй по значению порт — Корк. Морской транспорт обслуживает почти всю внешнюю торговлю. Перевозки идут в основном на британских судах. Ирландия — воздушные «атлантические ворота» в Европу. Основные ее аэропорты — Шаннон, Корк и Дублин. Бельгия — один из важнейших узлов коммуникаций Западной Европы. Географическое положение между крупными странами способствовало разви­тию чрезвычайно густой транспортной сети, которая обслуживает транзитные перевозки и связывает индустриальные районы Бельгии с морскими портами и с соседними странами. Бельгия занимает первое место в мире по густоте железных дорог (313 км на 1000 кв.км), второе после Нидерландов — по густоте внутренних водных путей и четвертое после Нидерландов, Франции и ФРГ — по густоте автодорожной сети. Кроме того, Бельгия располагает ги­гантским морским портом — Антверпеном, считающимся вместе с Роттерда­мом «воротами в Европу». В сфере транспорта работает свыше 200 тыс. человек, или 5% всех заня­тых в экономике страны, т.е. больше, чем в сельском хозяйстве. Особенно быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт, на который прихо­дится свыше 2/3 всех грузоперевозок в стране; внутренним водным транспор­том перевозится 1/4 грузов и по железным дорогам — только 1/6. Выделяются 10 основных транспортных узлов: Антверпен, Брюссель, Льеж, Гент, Шарле-руа, Намюр, Монс, Юрюгге-Остенде, Кортрейк и Хасселт. Положение Швейцарии на перекрестке многих европейских дорог, горный рельеф страны, необходимость обеспечивать бесперебойную переброску гру­зов, ввозимых и вывозимых страной, жизнь которой сильно зависит от экс­порта и импорта, — все это сыграло большую роль в развитии ее транспорта. Железные дороги страны полностью электрифицированы, крупные железно­дорожные узлы оборудованы электронной системой управления движением. Средняя скорость движения пассажирских поездов — 100 км/час, а на многих участках они идут со скоростью 130-140 км/час. Большинство железных дорог принадлежит государству, но существуют и частные дороги (около 1/5 всей длины железнодорожных линий). Страну пересекают автомагистрали из Центральной Европы в Южную Европу (Цюрих-Милан, Базель-Лозана-Женева-Турин). Главные виды транспорта в Австрии — железнодорожный и автомобиль­ный. Около 1/2 общей длины железных дорог электрифицировано. Участки с электротягой находятся в основном в горной части страны, где используется дешевая электроэнергия местных ГЭС и где много крутых подъемов. Электри­фицированы также важнейшие международные направления, в том числе на ФРГ, Италию, Швейцарию, трансальпийские дороги. На остальных направле­ниях преобладает тепловозная тяга. От Вены, как крупнейшего железнодорожного узла лучеобразно расходят­ся важнейшие магистрали.


45.Транспорт Юго-Восточной Азии, его структура и уровень развития. Структура и география внешнеэкономических связей. В целом транспорт региона развит неравномерно. Немногочисленные железные дороги связывают основные товаропроизводительные районы со столицами. Общая их протяжность - 25 339 км, а Лаос и Бруней железных дорог не имеют. В последнее время быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт. Общий парк насчитывает 5,8 млн пассажирских и 2,3 млн грузовых автомобилей. Главную роль во всех странах играет водный транспорт, в полуостровных — речной, островных — морской. Важное значение в транспортном комплексе имеет Малаккский пролив (длина его — 937 км, наименьшая ширина — 15 км, наименьшая глубина на фарватере — 12 м). Для перевозок между островами используют и парусники. Собственные торговые флоты имеют Сингапур (11,4 млн бр.-реестр, т), Таиланд (2,5 млн бр.- реестр, т), Индонезия (2,3 млн бр.-реестр, т.). Сингапурский порт является одним из наибольших в мире по суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама и Сянгана по обработке морских контейнеров (14 млн условных товарных единиц). Большими портами являются Хошимин, Хайфон, Дананг (Вьетнам), Джакарта, Сурабая (Индонезия), Куантан, Клан, Кота-кина-балу (Малайзия), Бангкок (Таиланд) и т.п Существенно прогрессирует в регионе авиатранспорт. Функционируют 165 аэропортов с постоянными рейсами. На протяжении последних лет лидирует в мире по качеству обслуживания и эффективности работы аэропорт Чанги (Сингапур). Ежегодная пропускная способность его достигла 24 млн авиапассажиров, в ближайшее время она может возрасти до 60 млн пассажиров. Основные рейсы между внутренними аэропортами осуществляют национальные авиакомпании «Гаруда» (Индонезия), «Сингапур Эйрлайнз» (Сингапур). Главные железнодорожные и шоссейные пути соединяют порты стран с их внутренними районами и обслуживают преимущественно внешнеэкономические связи.