Файл: География Беларуси. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 1364

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенность белорусской металлургии – отсутствие собственных ресурсов. Сырье либо закупается за рубежом, либо перерабатывается вторично, поступая от предприятий объединения «Белвтормет». Надо отметить, что государственная система обращения лома и отходов черных и цветных металлов действует в Беларуси около восьми десятков лет. Государственное объединение «Белвтормет» – это мощная многопрофильная организация, занимающаяся не только заготовкой, переработкой металлолома и поставкой металлошихты металлургическим предприятиям, но и производством литья и сортамента из черных и цветных металлов и сплавов, изготовлением электродвигателей, электронасосов, бытовой электротехники, деревообрабатывающих станков и светодиодной техники, производством специальных автомобилей-ломовозов. В состав объединения входят ОАО «Белвторчермет» и ОАО «Белцветмет» со своими дочерними компаниями. Крупнейший потребитель лома черных металлов – Белорусский металлургический завод. Немалые объемы металлолома поступают в литейные цехи машиностроительных заводов.



28. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Беларуси.

Машиностроение остается важнейшей отраслью Беларуси с активным развитием сельскохозяйственного и транспортного направлений. В республике выпускается более 59 тыс. тракторов, 2 тыс. зерноуборочных комбайнов, 22 тыс. грузовых автомобилей, 2 тыс. автобусов в год. В 2011 году выпуск машиностроительной продукции в денежном эквиваленте составил $12,7 млрд. Более 60% продукции белорусского машиностроения реализуется за рубежом. Эксперты прогнозируют в среднесрочной перспективе рост спроса на белорусскую продукцию машиностроения в России и Казахстане, на долю которых совокупно приходится около 73% белорусского машиностроительного экспорта. Специалисты отмечают, что хорошие перспективы экспорта этих товаров создают предпосылки для общего развития отрасли в республике.

Белорусские предприятия в машиностроении широко известны за рубежом благодаря таким национальным брендам, как карьерные самосвалы «БелАЗ», тракторы «Беларус», грузовые автомобили «МАЗ». Спецтехника «Амкодора» и сельскохозяйственная техника «Гомсельмаш» также нашли свои рынки сбыта, постоянно расширяя географию экспорта. Ключевое предприятие республики в транспортном сегменте — холдинг «БелавтоМАЗ» — занимается производством седельных тягачей, бортовых, среднетоннажных автомобилей, самосвалов, лесовозов, автомобилей-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования. Сегодня БелАЗ производит каждый третий самосвал на мировом рынке. «Портфель» завода насчитывает более 500 моделей и модификаций, которые выпускаются на ОАО «МАЗ» - управляющей компании холдинга. На «МАЗе» также реализуется производство под заказ автобусов малого класса, пригородно-международних автобусов уровня Евро 4 и 5, городских автобусов уровня Евро-4 и Евро-5. «Минский тракторный завод» на мировом рынке занимает в своем сегменте долю более 7%, продавая продукцию в более, чем 120 стран мира. «МТЗ» производит широкую гамму тракторов от 80 до 200 л.с. в соответствии с экологическими требованиями Stage-3A. Основными потребителями тракторов «Беларус» является Россия, Казахстан, Украина. В 2012 году список стран-экспортеров тракторов МТЗ пополнили Экваториальная Гвинея, Коста-Рика, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Ирак. 

ПО «Гомсельмаш» – ведущее предприятие Беларуси в сфере сельскохозяйственного машиностроения – выпускает линейки зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, косилок измельчителей и прочей техники. Экспортные поставки «Гомсельмаша» осуществляются в страны СНГ, Европу. Недавно освоен латиноамериканский рынок – первыми партиями техники в Бразилию.

Белорусское машиностроение занимает одно из первых мест в числе отраслей экономики, приоритетных для иностранных инвестиций. Предприятия республики заинтересованы в новых совместных проектах с целью сохранения экспортных позиций, получения нового опыта, внедрения инноваций и расширения линейки продукции.Среди реализуемых в настоящее время проектов — совместное предприятие представителей Китая и Минского автомобильного завод по производству «МАЗов». В проекте принимают также участие Минский завод колесных тягачей и Белорусский автомобильный завод. Известная французская компания «Пежо Ситроен» рассматривает возможность размещения производства легковых автомобилей в Беларуси. Решение работать на авторынке Беларуси находится на стадии обсуждения у мирового гиганта «Дженерал Моторс», который имеет долгосрочную цель по сборке автомобилей. 
Украина считает перспективным создание совместных с Беларусью предприятий по производству сельскохозяйственной техники. Сотрудничество с машиностроительными предприятиями республики, по мнению представителей Украины, позволят осуществлять необходимую модернизацию парка комбайнов, прицепных устройств, тракторов и другой техники.





29. Структура и роль в хозяйстве страны, факторы и динамика развития химической и нефтехимической промышленности.

Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из важнейших отраслей промышленности Беларуси. Она насчитывает 75 предприятий, которые характеризуются высоким уровнем рентабельности. Около 70 % производимой продукции поставляется на внешний рынок. В данной отрасли создается 12 % стоимости произведенной промышленной продукции, занято 9,6 % общей численности промышленно-производственного персонала страны. 
Крупнейшие предприятия отрасли - РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Гомельский химический завод». Химической и нефтехимической промышленностью республики выпускаются: 
- минеральные удобрения (азотные, калийные и фосфорные), при этом обеспечивается 15,7 % мирового производства хлористого калия;  - свыше 200 типоразмеров шин в количестве более 3 млн штук для легковых и большегрузных автомобилей, строительно-дорожных, подъемно-транспортных, сельскохозяйственных машин и тракторов;  - полиэфирные волокна и нити, основные объемы которых поставляются в Российскую Федерацию и страны СНГ;  - полиэтилен высокого давления как базовых марок, так и композиций на его основе, а также широкий спектр полиакрилонитрильных волокон, которые имеют стабильный спрос в Иране, Индии, Китае, Турции;  - стекловолокно и изделия на его основе;  - полиамидные волокна и нити, кордные ткани, а также первичный полиамид-6 и композиционные материалы на его основе. Основной отраслью химической и нефтехимической промышленности является производство
минеральных удобрений.  Наибольший удельный вес занимает производство калийных удобрений - 84,5 %, далее идут азотные - 12,8 %, фосфатные - 2,7% (в пересчете на 100% питательных веществ, 2007 год). Крупнейшими предприятиями отрасли являются РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Гомельский химический занод». Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров калийных удобрений. На долю РУН «ПО «Беларуськалий» приходится более 14 % мировых производственных мощностей и около 16 % мирового экспорта калийных удобрений. В 2006 году экспорт калийных удобрений составил 86 % от их общего выпуска в Республике Беларусь (3962,7 тыс. т). Сбыт продукции осуществляется в 54 страны мира, в том числе в страны Азии, Латинской и Северной Америки, Африки. Экспорт калийных удобрений распределялся следующим образом: страны СНГ — 4 %, вне СНГ — 96 %. Производство азотных удобрений сосредоточено в основном в Гродненской области (92,5 %) на ОАО «ГродноАзот», численность занятых на котором в 2006 году составила более 7300 человек. В настоящее время производственные мощности расширились: производится 900 тыс. т аммиака в год, 800тыс. т карбамида, 700 тыс. т жидких азотных удобрений, 100 тыс. т капролактама, 0,5 тыс. г метанола. К 2010 году планируется увеличить производство в 1,5 раза. Удельный вес экспорта составляет 60 % от объема выпускаемой продукции и составил 628,3 тыс. т (в пересчете на 100% питательных веществ). Торговыми партнерами являются Россия, США, Китай, Украина, Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка. Фосфатные удобрения производятся на ОАО «Гомельский химический завод». В настоящее время завод выпускает более 20 видов продукции: серную кислоту, аммофос, суперфосфат аммонизированный, комплексные удобрения (азотно-фосфатно-калийные) с включением в их состав различных добавок, кормовые добавки для крупного рогатого скота и многое другое. Завод работает на привозном сырье, которое поступает из России (апатитовый концентрат горнодобывающих пред приятий Мурманской области.  Из других отраслей основной химии в республике имеется развитая лакокрасочная промышленность. Крупнейшее предприятие ОАО «Лакокраска» в Лиде выпускает около 30 видов лаков, более 50 видов эмалей на конденсационных смолах, грунты и другую продукцию. В Минске создано белорусско-германское предприятие «Оли-Бело», где производятся универсальные высококачественные эмали широкой цветовой гаммы, обладающие высокой атмосферостойкостью и эластичностью. Предприятия по производству лакокрасочной продукции работают в Пинске, Могилеве, Гомеле, Дзержинске и других городах страны. Республика Беларусь имеет развитую промышленность химических волокон и нитей. Основным представителем является ОАО «Полимир» в Новополоцке.  К подотрасли относятся ПО «Химволокно»: Могилевское (полиэфирные волокна и нити, нетканые материалы и др.); Гродненское (ткань капроновая кордная, волокно полиамидное для текстильной промышленности и др.); Светлогорское (полиэфирные текстильные нити, ткани кордные вискозные, полиэтиленовая пленка «Спанбонд» и др.); Полоцкое (стекловолокно и изделия на его основе). 


По выпуску химических волокон и нитей Беларусь занимает 2-е место после России и выпускает 25 % от их производства в СНГ. Объем производства химических волокон и нитей почти в 2,5 раза превышает потребности Беларуси, поэтому они составляют значительную статью экспорта. Химические нити поставляют в 29 стран мира, химические волокна - в 21 страну.  Из других подотраслей выделяется шинная и резинотехническая промышленность. Шинная и резинотехническая промышленность является подотраслью химической и нефтехимической промышленности. Производство шин сосредоточено в основном на ОАО «Белшина» в Бобруйске, а производство резинотехнической промышленности - на ОАО «Беларусьре-зинотехника» в Бобруйске, ОАО «Резинотехника» в Борисове, РТИ-пласт, Спецагромаш, Технопродукт и др.  ОАО «Белшина» — одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее более 200 типоразмеров шин для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, электротранспорта, автобусов, тракторов и сельскохозяйственных машин. Основными потребителями продукции на внутреннем рынке являются крупнейшие предприятия республики: ПО «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», «МЗКТ», РУП «Гомсельмаш», ОАО «Амкодор» и другие. 
Перспективы развития химического комплекса заключаются прежде всего в структурной перестройке производства, которая включает следующие на­ правления: переориентацию отраслей и большинства предприятий, в первую очередь на нужды внутренних потребителей рынка; создание условий и источ­ников для качественного обновления технологии и ассортимента продукции; возрастание доли наукоемких отраслей, конкурентоспособных производств и развития экспортного потенциала. Для решения этих задач будут внедряться новые технологии, ориентиро­ ванные на ресурсосбережение, экологичность производства и рациональное природопользование. Особое внимание будет уделяться комплексной перера­ ботке сырья, замене реагентов и материалов, использованию отходов производ­ства.