ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1364
Скачиваний: 2
Особенность белорусской металлургии – отсутствие собственных ресурсов. Сырье либо закупается за рубежом, либо перерабатывается вторично, поступая от предприятий объединения «Белвтормет». Надо отметить, что государственная система обращения лома и отходов черных и цветных металлов действует в Беларуси около восьми десятков лет. Государственное объединение «Белвтормет» – это мощная многопрофильная организация, занимающаяся не только заготовкой, переработкой металлолома и поставкой металлошихты металлургическим предприятиям, но и производством литья и сортамента из черных и цветных металлов и сплавов, изготовлением электродвигателей, электронасосов, бытовой электротехники, деревообрабатывающих станков и светодиодной техники, производством специальных автомобилей-ломовозов. В состав объединения входят ОАО «Белвторчермет» и ОАО «Белцветмет» со своими дочерними компаниями. Крупнейший потребитель лома черных металлов – Белорусский металлургический завод. Немалые объемы металлолома поступают в литейные цехи машиностроительных заводов.
28. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Беларуси.
Машиностроение остается важнейшей отраслью Беларуси с активным развитием сельскохозяйственного и транспортного направлений. В республике выпускается более 59 тыс. тракторов, 2 тыс. зерноуборочных комбайнов, 22 тыс. грузовых автомобилей, 2 тыс. автобусов в год. В 2011 году выпуск машиностроительной продукции в денежном эквиваленте составил $12,7 млрд. Более 60% продукции белорусского машиностроения реализуется за рубежом. Эксперты прогнозируют в среднесрочной перспективе рост спроса на белорусскую продукцию машиностроения в России и Казахстане, на долю которых совокупно приходится около 73% белорусского машиностроительного экспорта. Специалисты отмечают, что хорошие перспективы экспорта этих товаров создают предпосылки для общего развития отрасли в республике.
Белорусские предприятия в машиностроении широко известны за рубежом благодаря таким национальным брендам, как карьерные самосвалы «БелАЗ», тракторы «Беларус», грузовые автомобили «МАЗ». Спецтехника «Амкодора» и сельскохозяйственная техника «Гомсельмаш» также нашли свои рынки сбыта, постоянно расширяя географию экспорта. Ключевое предприятие республики в транспортном сегменте — холдинг «БелавтоМАЗ» — занимается производством седельных тягачей, бортовых, среднетоннажных автомобилей, самосвалов, лесовозов, автомобилей-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования. Сегодня БелАЗ производит каждый третий самосвал на мировом рынке. «Портфель» завода насчитывает более 500 моделей и модификаций, которые выпускаются на ОАО «МАЗ» - управляющей компании холдинга. На «МАЗе» также реализуется производство под заказ автобусов малого класса, пригородно-международних автобусов уровня Евро 4 и 5, городских автобусов уровня Евро-4 и Евро-5. «Минский тракторный завод» на мировом рынке занимает в своем сегменте долю более 7%, продавая продукцию в более, чем 120 стран мира. «МТЗ» производит широкую гамму тракторов от 80 до 200 л.с. в соответствии с экологическими требованиями Stage-3A. Основными потребителями тракторов «Беларус» является Россия, Казахстан, Украина. В 2012 году список стран-экспортеров тракторов МТЗ пополнили Экваториальная Гвинея, Коста-Рика, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Ирак.
ПО «Гомсельмаш» – ведущее предприятие Беларуси в сфере сельскохозяйственного машиностроения – выпускает линейки зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, косилок измельчителей и прочей техники. Экспортные поставки «Гомсельмаша» осуществляются в страны СНГ, Европу. Недавно освоен латиноамериканский рынок – первыми партиями техники в Бразилию.
Белорусское
машиностроение занимает одно из первых
мест в числе отраслей экономики,
приоритетных для иностранных инвестиций.
Предприятия республики заинтересованы
в новых совместных проектах с целью
сохранения экспортных позиций, получения
нового опыта, внедрения инноваций и
расширения линейки продукции.Среди
реализуемых в настоящее время проектов
— совместное предприятие представителей
Китая и Минского автомобильного завод
по производству «МАЗов». В проекте
принимают также участие Минский завод
колесных тягачей и Белорусский
автомобильный завод. Известная
французская компания «Пежо Ситроен»
рассматривает возможность размещения
производства легковых автомобилей в
Беларуси. Решение работать на авторынке
Беларуси находится на стадии обсуждения
у мирового гиганта «Дженерал Моторс»,
который имеет долгосрочную цель по
сборке автомобилей.
Украина
считает перспективным создание совместных
с Беларусью предприятий по производству
сельскохозяйственной техники.
Сотрудничество с машиностроительными
предприятиями республики, по мнению
представителей Украины, позволят
осуществлять необходимую модернизацию
парка комбайнов, прицепных устройств,
тракторов и другой техники.
29. Структура и роль в хозяйстве страны, факторы и динамика развития химической и нефтехимической промышленности.
Химическая
и нефтехимическая промышленность
является одной из важнейших отраслей
промышленности Беларуси. Она насчитывает
75 предприятий, которые характеризуются
высоким уровнем рентабельности. Около
70 % производимой продукции поставляется
на внешний рынок. В данной отрасли
создается 12 % стоимости произведенной
промышленной продукции, занято 9,6 % общей
численности промышленно-производственного
персонала страны.
Крупнейшие
предприятия отрасли - РУП «ПО
«Беларуськалий», ОАО «ГродноАзот», ОАО
«Гомельский химический завод». Химической
и нефтехимической промышленностью
республики выпускаются:
- минеральные
удобрения (азотные, калийные и фосфорные),
при этом обеспечивается 15,7 % мирового
производства хлористого калия; -
свыше 200 типоразмеров шин в количестве
более 3 млн штук для легковых и большегрузных
автомобилей, строительно-дорожных,
подъемно-транспортных, сельскохозяйственных
машин и тракторов; - полиэфирные
волокна и нити, основные объемы которых
поставляются в Российскую Федерацию и
страны СНГ; - полиэтилен высокого
давления как базовых марок, так и
композиций на его основе, а также широкий
спектр полиакрилонитрильных волокон,
которые имеют стабильный спрос в Иране,
Индии, Китае, Турции; - стекловолокно
и изделия на его основе; - полиамидные
волокна и нити, кордные ткани, а также
первичный полиамид-6 и композиционные
материалы на его основе. Основной
отраслью химической и нефтехимической
промышленности является производство
минеральных
удобрений.
Наибольший удельный вес занимает
производство калийных удобрений - 84,5
%, далее идут азотные - 12,8 %, фосфатные -
2,7% (в пересчете на 100% питательных веществ,
2007 год). Крупнейшими предприятиями
отрасли являются РУП «ПО «Беларуськалий»,
ОАО «ГродноАзот», ОАО «Гомельский
химический занод». Беларусь является
одним из крупнейших в мире производителей
и экспортеров калийных
удобрений.
На долю РУН «ПО «Беларуськалий» приходится
более 14 % мировых производственных
мощностей и около 16 % мирового экспорта
калийных удобрений. В 2006 году экспорт
калийных удобрений составил 86 % от их
общего выпуска в Республике Беларусь
(3962,7 тыс. т). Сбыт продукции осуществляется
в 54 страны мира, в том числе в страны
Азии, Латинской и Северной Америки,
Африки. Экспорт калийных удобрений
распределялся следующим образом: страны
СНГ — 4 %, вне СНГ — 96 %. Производство
азотных
удобрений
сосредоточено в основном в Гродненской
области (92,5 %) на ОАО «ГродноАзот»,
численность занятых на котором в 2006
году составила более 7300 человек. В
настоящее время производственные
мощности расширились: производится 900
тыс. т аммиака в год, 800тыс. т карбамида,
700 тыс. т жидких азотных удобрений, 100
тыс. т капролактама, 0,5 тыс. г метанола.
К 2010 году планируется увеличить
производство в 1,5 раза. Удельный вес
экспорта составляет 60 % от объема
выпускаемой продукции и составил 628,3
тыс. т (в пересчете на 100% питательных
веществ). Торговыми партнерами являются
Россия, США, Китай, Украина, Западная
Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская
Америка. Фосфатные
удобрения производятся на ОАО «Гомельский
химический завод». В настоящее время
завод выпускает более 20 видов продукции:
серную кислоту, аммофос, суперфосфат
аммонизированный, комплексные удобрения
(азотно-фосфатно-калийные) с включением
в их состав различных добавок, кормовые
добавки для крупного рогатого скота и
многое другое. Завод работает на привозном
сырье, которое поступает из России
(апатитовый концентрат горнодобывающих
пред приятий Мурманской области. Из
других отраслей основной химии в
республике имеется развитая лакокрасочная
промышленность. Крупнейшее предприятие
ОАО «Лакокраска» в Лиде выпускает около
30 видов лаков, более 50 видов эмалей на
конденсационных смолах, грунты и другую
продукцию. В Минске создано
белорусско-германское предприятие
«Оли-Бело», где производятся универсальные
высококачественные эмали широкой
цветовой гаммы, обладающие высокой
атмосферостойкостью и эластичностью.
Предприятия по производству лакокрасочной
продукции работают в Пинске, Могилеве,
Гомеле, Дзержинске и других городах
страны. Республика Беларусь имеет
развитую промышленность химических
волокон
и нитей.
Основным представителем является ОАО
«Полимир» в Новополоцке. К подотрасли
относятся ПО «Химволокно»: Могилевское
(полиэфирные волокна и нити, нетканые
материалы и др.); Гродненское (ткань
капроновая кордная, волокно полиамидное
для текстильной промышленности и др.);
Светлогорское (полиэфирные текстильные
нити, ткани кордные вискозные,
полиэтиленовая пленка «Спанбонд» и
др.); Полоцкое (стекловолокно и изделия
на его основе).
По
выпуску химических волокон и нитей
Беларусь занимает 2-е место после России
и выпускает 25 % от их производства в СНГ.
Объем производства химических волокон
и нитей почти в 2,5 раза превышает
потребности Беларуси, поэтому они
составляют значительную статью экспорта.
Химические нити поставляют в 29 стран
мира, химические волокна - в 21 страну.
Из других подотраслей выделяется шинная
и резинотехническая промышленность.
Шинная и резинотехническая промышленность
является подотраслью химической и
нефтехимической промышленности.
Производство шин сосредоточено в
основном на ОАО «Белшина» в Бобруйске,
а производство резинотехнической
промышленности - на ОАО «Беларусьре-зинотехника»
в Бобруйске, ОАО «Резинотехника» в
Борисове, РТИ-пласт, Спецагромаш,
Технопродукт и др. ОАО «Белшина» —
одно из крупнейших предприятий в Европе,
выпускающее более 200 типоразмеров шин
для легковых, грузовых, большегрузных
автомобилей, строительно-дорожных и
подъемно-транспортных машин,
электротранспорта, автобусов, тракторов
и сельскохозяйственных машин. Основными
потребителями продукции на внутреннем
рынке являются крупнейшие предприятия
республики: ПО «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ»,
«МЗКТ», РУП «Гомсельмаш», ОАО «Амкодор»
и другие.
Перспективы
развития химического комплекса
заключаются прежде всего в структурной
перестройке производства, которая
включает следующие на правления:
переориентацию отраслей и большинства
предприятий, в первую очередь на нужды
внутренних потребителей рынка; создание
условий и источников для качественного
обновления технологии и ассортимента
продукции; возрастание доли наукоемких
отраслей, конкурентоспособных производств
и развития экспортного потенциала. Для
решения этих задач будут внедряться
новые технологии, ориентиро ванные
на ресурсосбережение, экологичность
производства и рациональное
природопользование. Особое внимание
будет уделяться комплексной перера
ботке сырья, замене реагентов и материалов,
использованию отходов производства.