Файл: Методика преподавания. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 1196

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.

Методика обучения географии — одна из педагогических наук. От греч. слова methodike – путь, способ исследования. Главным предметом ее изучения является общественный про­цесс обучения подрастающего поколения основам географии с элементами некоторых смежных с ними наук (картография, гео­логия, экономика и др.). 1. Зачем учить? (целевой компонент). 2. Чему учить? (содержательный компонент). 3. Как учить? (Процессуальный компонент: методы, формы, средства). 4. Мотивационный компонент. 5. Оценочный компонент.

Методика разрабатывает содержание школьного географического образования, которое включает 4 основных компонента: знания - опыт познавательной деятельности, умения и навыки – опыт овладения известными способами деятельности, опыт творческой деятельности - умение принимать решения в проблемных ситуациях, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Развитие методики отдельным предметом обусловлено тем, что общие закономерности дидактики не касаются конкретных особенностей преподавания географии. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Глубокая связь методики обучения географии с психологией обусловлена тем, что знание закономерностей психики помогает найти наиболее эффективные средства и ме­тоды обучения и воспитания.

По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой. Были проведены методические исследова­ния, в которых законы логики использованы при построении системы понятий и умений в школьных курсах географии, при разработке системы средств обучения учебному предмету.


2. Предмет и задачи методики обучения географии. Задачи методики обучения в современный период.

МПГ – научная дисциплина, цель которой формирование творческой личности учителя, вооружение его методическими и теоретическими знаниями и умениями, обеспечивающими выполнение различных функций учителя географии.

Объект МПГ: процесс обучения географии.

Предмет: школьные географические курсы, их содержание, структура; взаимодействие обучающего и обучаемых.

Задачи МПГ:

- разработка критериев отбора, принципов построения программ предмета в целом и по отдельным курсам;

- определение системы ценностей, которые необходимо сформировать у школьников;

- наполнение содержания образования социальной деятельностью учащихся. Это позволит применить усвоенные в процессе обучения ЗУНы на практике;

- совершенствование географического стандарта;

-определение соотношения в учебном предмете теории и фактов;

- интеграция физико- и экономико-географических знаний;

- страноведческий подход к построению отдельных курсов.

Задачи методики обучения в современный период:

1. Разработка структуры и содержания школьного географического образования в связи с необходимостью его стандартизации.

2. Повышение роли географии в трудовом воспитании и формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся школ.

3. Разработка и внедрение новых технологий обучения географии.

4. Разработка проблем формирования у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

5. Модернизация классно-урочной системы и форм организации обучения на уроках географии.


3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.

Методика преподавания географии связана с множеством дисциплин. Основную роль при разработке содержания школьной географии играет связь с географическими науками. Школьный учебный предмет – это педагогическая проекция науки на основе учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки. В современной школе изучают физическую и экономическую географию.

Внутрипредметные связи обеспечивают согласованность изучения разных курсов географии, обеспечивают преемственность в формировании ЗУНов. Они заключены в системе знаний геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, и др. курсов.

Наиболее тесными связями методика преподавания географии обладает с дидактикой. Она опирается на дидактику как на общую научную основу методики всех учебных предметов. В соответствии с дидактическими законами и принципами строится система методов обучения, форм обучения. В свою очередь, методика географии обогащает дидактику выявляя пути и особенности успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Обучение географии предполагает дать не только прочные знания по предмету, но и содействовать воспитанию и развитию учащихся на географическом материале, способствовать формированию личности школьника. Теорию воспитания разрабатывает педагогика. Поэтому методика тесно связана с ней. Разработка вопросов воспитания на уроках географии основывается на положениях педагогики. Обучение любому предмету невозможно без учета возрастных особенностей учеников, их физиологического, психологического развития. Изучаемый материал должен быть по силам школьнику, вызывать определенный интерес. Поэтому большое значение для развития методики преподавания географии имеет психология. Данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся различного возраста учитываются при отборе содержания и выборе форм и методов обучения географии. Психология обеспечивает методику данными об особенностях памяти, мышления учащихся разного возраста, о различиях в восприятии теоретического и фактического материала. Особая роль педагогической психологии принадлежит при разработке мотивов учения, познавательных интересов применительно к школьной географии. Имеется связь с философией, так как она является методологическим фундаментом науки. В связи с возрастанием в содержании школьной географии теоретических знаний усиливается связь методики обучения географии с логикой. Особая потребность в этом возникла и в связи с четким выделением в программе научных понятий, представляющих одну из форм мышления, а также. с задачей школы «научить учащихся учиться», привить им умения и навыки самообразования. Для овладения знаниями учащиеся должны уметь пользоваться такими приемами логического мышления, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и т. д. Как любая отрасль знания, методика обучения географии тесно связана с практикой, которая оказывает прямое влияние на развитие науки. Методика вооружает учителей теорией обучения и воспитания учащихся. Изучение социально-экономических условий развития нашей страны, состояния базовой науки, практики обучения географии в школе позволяет выделить актуальные проблемы, требующие научной разработки и решения.


4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.

1 период – досоветский (дореволюционный) – 16 в – начало 20 в.

1 этап – преднауки (16 в – сер. сер. 19 в). Используются переводные науки, отсутствуют научные программы, отсутствие подготовки учителей, метод знания возникал на основе практической деятельности.

2 этап – становление методики как области научного знания (1850-1870), обучение географии выделяется в качестве самостоятельного объекта.

3 этап – начало формирования теоретических основ методики (1870-1917).

2 период – советский (1917 – конец 80-х).

3 период – современный (90-е - …).


5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.

Досоветский (дореволюционный) период – 16 в – начало 20 в.

В РБ школьной системы образования не существовало до 16 в. География в школах появилась в 16 в. Включена в курсы космографии, математической географии. Повышению престижа географии способствовало протестантское движение (Скорина). Географические сведения включали буквари, азбуковники. Некоторые темы изучались в геометрии, астрономии. Преподавание географии было в школах католических орденов.

Создатель дидактики, основоположник МПГ – Ян Каменский. Он первый обратил внимание на обязательность наблюдений, важность изучения и понимание причинно-следственных связей. К началу 18 в география преподавалась во всех типах школ Беларуси (Северген).

1773 г. – образована адукационная комиссия, выступавшая за широкое преподавание географии.

Предмет надо было изучать с помощью атласов, карт, иллюстраций, натуральных предметов, учебников. В школах работали географические минералогические кабинеты и площадки.

В эпоху Екатерины II созданы малые и главные народные училища. География изучалась в главных три года. Программ в школах не существовало, содержание определяли учебники, где материал не отличался от университетского и был перегружен номенклатурой. Существовала зубрежка. В учебниках вклеены атласы.

В 19 в – самый массовый школьный учебник (Арсеньев). Претерпел 20 изданий.

Начиная с 1816 г. география теряет позиции. Вклад в развитие внесли Гоголь, Добролюбов.

Первая половина 19 в. Разработаны научные основы МПГ (Ушинский). Определены требования к содержанию, роль предмета, заложены основы краеведческого принципа.

19 в Семенов, РБ, разработал подурочные методики, рекомендации и опорные конспекты уроков, методику экскурсий, учебники по всем школьным курсам географии.

После отмены крепостного права география введена во всех типах учебных заведений.

Анучен открыл кафедру географии в Московском университете (1884).

1896 г. – стал издаваться журнал «Естествознание и география».

Методически удачные учебники принадлежат Лесгафту, Смирнову, Пуцикевичу, Янчину, Иванову.

Конец 19 – начало 20 в. появление оригинальных методики преподавания географии (Петри, Буданов, Руднев, Нечаев), цикл лекций, ввели предметный метод обучения (Вахтиров). Кайгородов – синтез знаний о живой и неживой природе, основатель фенологии, ввел понятие биоценоза, применил радио на уроках, ввел дневники наблюдений, принципы сезонности и комплексности (1897).

1915 г. – министр образования Игнатьев начинает реформу школы. География приобретает статус важнейшего предмета.