ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1357
Скачиваний: 2
34. Растениеводство. Структура посевных площадей и её динамика. На начало 2002 г. сельскохозяйственные земли в стране занимали 8992,8 тыс. га, или 43,3% ее территории, в т.ч. пахотные земли – 5663,3 тыс. га, или 27,3% территории и 63% сельскохозяйственных земель. В последние годы в соответствии с проводимой оптимизацией землепользования площади сельхозземель и пашни сельхозпредприятий уменьшаются за счет вывода из активного оборота и перепрофилирования в использовании малопродуктивных земель. Из общей площади пахотных земель на долю сельхозпредприятий приходится 80,8%, ЛПХ – 16%, фермерских хозяйств – 1,1%.
Структуру и специализацию растениеводства характеризуют структура посевных площадей и структура валовой растениеводческой продукции. Анализ структуры посевных площадей за последние 10 лет свидетельствует, что она существенно не изменилась. Основное место занимают посевы зерновых и кормовых культур, что обусловлено длительной животноводческой специализацией сельского хозяйства страны. Значительны посевы картофеля и льна, также определяющих сельскохозяйственную специализацию страны, увеличиваются посевы сахарной свеклы и рапса в целях повышения уровня самообеспеченности республики сахаром и растительным маслом.
В структуре валовой продукции растениеводства первое место (2001 г.) принадлежит картофелю (39,7%), второе – зерновым и зернобобовым (21%), далее следуют овощные (19,1%), кормовые (10,1%), технические (5,9%) и плодово-ягодные (4,2%) культуры.
С объемами производства и размещением основных сельхозкультур тесно взаимосвязано развитие и размещение предприятий по их переработке. Поэтому в составе АПК республики выделяют несколько растениеводческих подкомплексов: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощепродуктовый и льнопродуктовый. Традиционно география сельхозкультур характеризуется вместе с географией соответствующих отраслей пищевой и легкой промыленности.
35. Животноводство как направление специализации сельского хозяйства страны. Животноводство, ставшее в современных переходных условиях хозяйствования убыточной отраслью, не утрачивает своей значимости в обеспечении населения продовольствием, промышленности – сырьем, страны – экспортными товарами. Поэтому с повышением эффективности этой отрасли и восстановлением ее потенциала связано будущее сельского хозяйства республики.
Наиболее развитыми отраслями животноводства в Беларуси являются молочно-мясное скотоводство (45,5% валовой продукции животноводства), свиноводство (26,1%) и птицеводство (23,9%). В качестве дополнительных отраслей (4,5% продукции животноводства) выступают овцеводство, рыбоводство, звероводство, коневодство и пчеловодство. Из общего объема животноводческой продукции 72,6% производят сельскохозяйственные предприятия и 27,4% ЛПХ и фермеры. К настоящему времени в республике сформировалось два крупных животноводческих продуктовых подкомплекса – мясопродуктовый и молокопродуктовый.
Мясопродуктовый подкомплекс включает выращивание скота и птицы на убой и мясную промышленность. Основное количество продукции в сельхозпредприятиях (85% свинины, 14% говядины, 98% мяса птицы) производится с использованием промышленных технологий на крупных животноводческих комплексах: 107 по откорму крупного рогатого скота (КРС), 107 свиноводческих и 60 птицефабриках. Комплексы по откорму КРС размещены сравнительно равномерно по территории. Главными направлениями повышения эффективности крупных животноводческих комплексов являются: обеспечение кормами местного производства, их сбалансированность; модернизация оборудования, переход на современные технологии; интеграция с поставщиками кормов (сельхозпредприятиями и комбикормовыми заводами) и с перерабатывающими предприятиями.
Молокопродуктовый подкомплекс представлен молочным скотоводством и предприятиями маслосыродельной и молочной промышленности. Молочное животноводство развито во всех областях и районах страны, но наибольшая плотность голов коров и их высокая продуктивность характерны для Гродненской, Брестской и Минской областей, а в пределах этих и других областей – в пригородных хозяйствах. В составе перерабатывающего звена более 200 предприятий и производств различного типа: молочные комбинаты, гормолзаводы, молочные заводы, масло- и сырзаводы, заводы сухого обезжиренного молока.
36. Промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: Пищевая промышленность. Это крупнейшее структурное подразделение объединяет отрасли по производству пищевых продуктов. Она производит почти 17 % продукции АПК. Пищевая промышленность в индустриальном производстве занимает второе место после машиностроения — 17,2 % общего объема выпускаемой промышленной продукции, 7,2 % промышленно-производственных основных фондов, 11,9 % среднегодовой численности промышленно-производственного персонала (данные за 2003 г.). Пищевая промышленность Беларуси характеризуется сложной структурой. В ее состав входит более двух десятков подотраслей с их многочисленными специализированными производствами. Наиболее крупными являются: мясная — производит 23,1 % общего объема пищевой продукции, молочная — 23,2, хлебопекарная — 11,8, кондитерская — 6,4, сахарная — 7,7 % (данные за 2000 г.). На предприятиях мясной промышленности производятся убой и комплексная переработка животных и птицы, вырабатываются мясо и мясные полуфабрикаты. Молочная промышленность специализируется на выпуске молока, масла, сыров, натуральных молочных изделий, сухого обезжиренного молока, мороженого, молочных консервов и других продуктов. Цельномолочная подотрасль представлена городскими молочными заводами и комбинатами преимущественно в крупных городах; использует примерно четвертую часть производимого в стране молока для изготовления натуральных молочных изделий — неразведенного молока, кефира, сметаны, творога и др. Пищевкусовая промышленность Беларуси отличается большим разнообразием отраслей и выпускаемой продукции. В ее состав входят: сахарная, кондитерская, макаронная, масло-жировая, ликероводочная, винодельческая, пивоваренная, крахмало-паточная, плодоовощная, табачно-махорочная, спиртовая, соляная, парфюмерно-косметическая, дрожжевая промышленность, а также производство пищевых концентратов и безалкогольных напитков. Кондитерская промышленность, используя как местное, так и привозное сырье, выпускает более 700 наименований кондитерских изделий: конфеты, шоколад и шоколадные наборы, торты, печенье, халву, пастилу и др. Хлебопекарная промышленность относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей пищевкусовой промышленности. Характерной особенностью ее является малая транспортабельность готовой продукции (хлеба, булочных изделий) и высокая транспортабельность исходного сырья — муки. На предприятиях макаронной промышленности производится разнообразная продукция: макароны, рожки, вермишель и т.д. Кроме муки высших сортов, которая преимущественно завозится, в отрасли используют в качестве добавок молочные продукты, яйца, сахар и др. Соляная промышленность представлена в республике Мозырским солеварочным комбинатом. В 2003 г. он выпустил 306,1 тыс. т соли с различными добавками (йод, фтор). Часть производимой продукции экспортируется в страны Западной Европы.
37.Структура транспортно-коммуникационного комплекса. В транспортный комплекс Республики Беларусь входят следующие виды транспорта: железнодорожный; автомобильный; трубопроводный; городской, морской, речной, авиационный. Автомобильный транспорт. Основными предприятиями, осуществляющими строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог являются дорожные ремонтно-строительные предприятия, а перевозки грузов и пассажиров осуществляет сеть пассажирских и грузовых автопредприятий. Парк грузовых автомобилей Республики Беларусь составляет более 15000 шт., автобусов общего пользования более 9000. Общая протяженность автомобильных дорог Республики Беларусь (общего и необщего пользования) составляет более 122000 км (из них общего пользования -км), плотность – 60 км на 100 кв. км территории. Водный транспорт. Основными предприятиями на речном транспорте являются: Белорусское речное пароходство, речные порты Бобруйск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Микашевичи, Мозырь, Пинск, Речица, Днепро-Двинское, Днепро-Березинское, Нижне-Припятское, Днепро-Бугское предприятия водных путей, Гомельский, Речицкий, Пинский, Петриковский судостроительные судоремонтные заводы. Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет около 2000 км. Флот представлен пассажирскими и буксирными теплоходами мощностью 300 л. с., баржами-площадками грузоподъемностью 3т. Авиационный транспорт. Основными авиационными предприятиями, осуществляющими перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа, а так же выполняющими другие работы в области авиации являются авиакомпании «Белавиа» и «Трансавиаэкспорт», аэропорты Брест, Витебск, «Гомельавиа», Гродно, Минск-1, Минск-2, Могилев.Управление движением на воздушных трассах и в районах аэропортов и аэроузлов осуществляет предприятие «Белаэронавигация». Парк пассажирских самолетов представлен самолетами «Боинг-757», ТУ-134,154, Як-40, Ан-24, транспортных – самолетами Ил –76, Ан -26. Железнодорожный транспорт. На сегодняшний день железнодорожный транспорт Республики Беларусь объединяет 384 крупные и малые станции, из них: 3 пассажирские, 10 сортировочных, 23 грузовые, 13 участковых, 335 промежуточных. В состав железной дороги входят 17 локомотивных депо, 12 вагонных депо, 20 дистанций пути, 14 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций электроснабжения и другие предприятия. Общая протяженность железных дорог Республики Беларусь составляет 8656 км (железные дороги общего и необщего пользования), плотность – 4.2 км на 100 кв. км территории. Трубопроводный транспорт. Общая протяженность магистральных трубопроводов Республики Беларусь составляет 10101 км (из них газопроводы – 5997 км, нефтепроводы – 2906 км, нефтепродуктопроводы – 1198 км). По территории Республики Беларусь проходят европейские транспортные коридоры (Критские пути) №2 соединяющий страны Европы с Российской Федерацией (Берлин – Варшава – Минск - Москва - Нижний Новгород) и №9 соединяющий порты Балтийского и Черного морей.