Файл: Экология ландшафтов. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1361

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мелиоративная нагрузка связана в основном с осушением и оро¬шением земель, обводнением пастбищ, внесением удобрений и дру¬гих химических соединений, поверхностным и коренным улучше¬нием лугов и пастбищ, рекультивацией нарушенных ландшафтов. В качестве ее показателей могут выступать нормы осушения и оро¬шения, площадь мелиорированных угодий, площадь рекультиви¬рованных земель и т. д.

Лесохозяйственная нагрузка состоит из изъятия наземной фитомассы при лесозаготовках, изменении состава лесных фитоценозов, выгорании древостоя при пожарах, проведении мероприятий по уходу за лесом и т. д. Ее можно определить объемом вырублен¬ной древесины относительно расчетной лесосеки, площадью вы¬рубленной древесины, площадью лесов, сгоревших во время пожа¬ров, и другими показателями.

Водохозяйственная нагрузка выражается в использовании воды для целей водопотребления, сбросе загрязненных вод, образовании новых водоемов (водохранилищ, прудов, каналов и т. д.), изменении гидролого-гидрохимического режима аквальных и наземных ком¬плексов. Для ее измерения могут быть использованы такие показате¬ли, как объемы изъятия воды и сброса загрязненных вод, площади затопленных земель, изменения трофического статуса водоемов и т. д.

Промышленная, транспортная и градостроительная нагрузки вызывают наиболее глубокие изменения в состоянии ландшафтов. Они связаны с отчуждением территории, извлечением и использо-ванием природных ресурсов, коренным нарушением ландшафтов, загрязнением окружающей среды, рекультивацией земель. Для определения их величин разработан ряд характеристик — про¬цент площади отчужденных, нарушенных и застроенных земель, степень загрязнения среды, плотность транспортных коммуника¬ций, состояние здоровья и плотность населения и т. д.

Рекреационная нагрузка заключается в дигрессии раститель¬ности, уплотнении почвенного покрова, сооружении искусствен¬ных объектов для целей отдыха и туризма, проведении различных мероприятий по усилению пейзажной выразительности ланд¬шафтов. Определить рекреационную нагрузку можно с помощью таких показателей, как количество отдыхающих (чел/га), которое приходится на единицу площади за определенный промежуток времени, стадия рекреационной дигрессии, процент площади, за-нятой рекреационными ландшафтами, и т. д.

В ландшафтах регионального уровня, как правило, одновремен¬но проявляется несколько видов антропогенных нагрузок. Нередко эти нагрузки «накладываются» друг на друга в пределах одной ландшафтной системы.

Критической или предельно допустимой нагрузкой считается такая нагрузка, при превышении которой происходит разрушение структуры ландшафта и нарушение его функций. Нормы рассмат¬риваются как критерии, определяющие допустимость или невоз¬можность вмешательства человека в природу; средство контроля за осуществляемой деятельностью в сфере природопользования; фор¬ма правовой гарантии экологической безопасности здоровья населе¬ния, а также как гарантия сохранения некоторых природных объ¬ектов или их отдельных свойств.






38. Территориальная дифференцированность и целевая ориентированность норм антропогенных нагрузок на ландшафты.

Нормы нагрузок на ландшафт должны быть территориально дифференцированными. Этот принцип является следствием существующей в географической оболочке террито¬риальной дифференциации — наличия множества отличающихся друг от друга как природных, так и природно-антропогенных ландшафтов.

Нормы нагрузок могут быть типовыми или индивидуальными. Существующее в реальности множество ландшафтов, с одной сто¬роны, показывает относительную уникальность каждой отдельной геосистемы, а с другой — наличие множества сходных типов ланд¬шафтов (по зональным признакам — тундровые, таежные, степ¬ные и т. д., по азональным — горные, равнинные, пойменные, котловинные). Существование типологического разнообразия и одновременно индивидуальной неповторимости каждого отдель¬ного ландшафта обусловливает необходимость разработки типо¬вых и индивидуальных ландшафтных норм. Типовые нормы раз¬рабатываются также для определенных типов хозяйственных объ-ектов — промышленных, транспортных, сельскохозяйственных; индивидуальные нормы — для уникальных ландшафтов.

Нормы всегда имеют целевую ориентацию, так как они могут быть разработаны лишь для конкретных целей. Это может быть, например, сохранение ресурсов (нормы, ограничивающие пользо¬вание разными видами ресурсов), среды (нормы на качество свойств среды), генофонда (нормы на допустимые величины от¬стрела животных, сбор плодов, на размеры площади охраняемых территорий). Отметим, что в большинстве случаев целью выступа¬ет сохранение некоторого диапазона состояний ландшафта, при которых ландшафт выполняет заданные ему функции; производ¬ство определенного количества и качества сельскохозяйственной продукции без ущерба для агроландшафта и окружающей его сре¬ды; сохранение определенного качества воды и трофности водной экосистемы, пригодной для жизни рыбы, и т. д.

Нормы нагрузок на ландшафт не могут быть жесткими, одно¬значными. Они должны быть вариантными, зависящими от по¬стоянно меняющихся состояний ландшафта, от множества факто¬ров, определяющих нагрузку, от задаваемых целей.

При этом нормы нагрузки на ландшафт могут быть стратегиче¬скими (то есть относительно стабильными, рассчитанными на дос¬таточно большой промежуток времени) и оперативными, меняю¬щимися в зависимости от изменения состояния ландшафта или от смены его функций.

Нормы должны иметь иерархическую структуру. Это связано со сложной иерархической структурой географической оболочки, нали¬чием в ней нескольких уровней (локального, регионального, глобаль-ного), а также с иерархическим уровнем административно-хозяйст¬венной деятельности (например, страна — область — районы — природно-хозяйственные регионы и т. д.). На каждом из уровней могут нормироваться как одинаковые, так и разные нагрузки.


Кроме того, нормы должны быть научно-обоснованными, в том числе экспериментально установленными и статистически достоверны¬ми, понятными для специалистов и населения, простыми для контроля в процессе использования. Они должны быть выраженными в четких конкретных единицах — весовых, объемных, территориальных, вре¬менных (например, кг/га, мг/л, т/км , т/год и т. д.), а при необходимо¬сти — пересчитанными на 1 человека или тысячи жителей.


39. Становление концепции природно-технических (геотехнических) систем.

Ста¬новление концепции природно-технических (ПТС), или геотехниче¬ских (ГТС), систем происходило, с одной стороны, спонтанно и было обусловлено логикой развития географической науки. С другой сторо-ны, на ее формирование повлияли идеи кибернетики и теории систем, активное внедрение которых в географию началось с середины 60-х гг. XX в. Определенную роль сыграло развитие проблем регули-рования и управления природными процессами в смежных с геогра¬фией науках — геологии, геохимии, гидротехнике, мелиорации и др.

Существенное влияние на становление концепции ГТС оказало учение о социальном обмене веществ и энер¬гии (СОВ), разработанное И. П. Лаптевым (1970). Им выделены че¬тыре группы систем, созданных обществом для социального обмена веществом: захватывающая (добывающая) система, перерабатываю-щая, выделительная и транспортная.

Теоретические и методологические аспекты концепции ГТС ус¬пешно стали развиваться с середины 60-х гг. XX в. в Институте географии. Ее становление связано главным образом с изучением влия¬ния гидротехнических систем (водохранилищ ГЭС, мелиоратив¬ных систем). В 1972 г. вышла работа А. Ю. Ретеюма, К. Н. Дьяко¬нова и Л. Ф. Куницына, посвященная взаимодействию техники с природой и геотехническим системам, где были намечены основ¬ные принципы концепции ГТС, рассмотрена логическая модель ГТС, вопросы управления и влияния ГТС на окружающую среду. В последующих разработках географов углублялись как теорети¬ческие, так и практические стороны концепции ГТС.

В настоящее время ГТС рассматривается как образование физико-географической размерности, у которой природные (как специально созданные человеком, так и естественные, но непредна¬меренно измененные в процессе действия техники) и технические части настолько тесно взаимосвязаны, что функционируют в со¬ставе единого целого. Более широкое понятие природно-технической системы — это сочетание техники и природы или при¬родных и технических подсистем. Целостность ГТС предопределе¬на технологией производства и достигается вещественными, энер¬гетическими и информационными потоками (связями).



40. Межкомпонентная и территориальная структура и связи природно-технических систем.

ГТС — это системы открытые, обменивающиеся со средой ве¬ществом и энергией. Поэтому они образуют сферу влияния, со¬стоящую из зон, подзон и поясов, в пределах которых природные процессы в той или иной степени детерминированы функциониро¬ванием ГТС. Управление ГТС предусматривает учет состояния всех подсистем, в том числе природной в сфере влияния, что необ¬ходимо для реализации на практике принципа оптимизации.


В структурном отношении ГТС могут рассматриваться с помощью двух моделей — межкомпонентной и территориальной. В межкомпо¬нентной модели внимание обращено на выделение технологических элементов и блоков, таких как технический, природный и управленче¬ский. Технический блок представлен различного рода сооружениями, устройствами и механизмами, которые образуют в его пределах один или несколько технических комплексов. Природный блок состоит из природных комплексов того или иного ранга, включая комплексы уже измененные человеком. Блок управления образуют люди со вспомога¬тельными техническими средствами, нередко автоматическими.

Структуру ГТС можно также охарактеризовать в территори¬альном аспекте. При этом большинство ГТС включает в себя тех¬нические ядра (производственные цеха, фабрики и т. д.); рабочие площади (обычно примыкающие к техническим ядрам); подсоб¬ные рабочие площади (временные склады сырья и т. д.); зоны влияния техники на природу; зоны влияния природы на технику.

ГТС — это системы территориальные. Поэтому возникает вопрос об их территориальных границах и их картировании. Поскольку ГТС формируются под влиянием как природных, так и антропоген¬ных факторов, то при проведении их границ следует руководство¬ваться не каким-либо одним из этих факторов, а их совокупностью. Надо отметить, что в ряде случаев границы природной и антропоген¬ной составляющих ГТС могут совпадать или быть очень близкими, например в системах сельскохозяйственных, лесохозяйственных. Однако часто они не совпадают. Опыты выделения и картографиро¬вания ГТС уже имеются. Чаще всего они относятся к средне- и мел¬комасштабным исследованиям, при которых для выделения ГТС оперируют обобщенными показателями. Обычно используется спо¬соб наложения границ природной и технической составляющих и последующего проведения общей (интегральной) границы ГТС. Эта общая граница в одних случаях, видимо, может проводиться по при¬родным рубежам, а в других — по антропогенным.

Гораздо сложнее обстоит дело с проведением границ и картографи¬рованием ГТС в крупном масштабе. В этих случаях кроме границ рас¬пространения самой системы необходимо учитывать, с одной сторо¬ны, границы зон влияния техники на природу и природы на технику. При установлении границ зон влияния техники на природу нередко мешают отсутствие точных фактических данных, где именно на мест¬ности заканчивается зона влияния; неясность, какому виду влияний (а их бывает несколько и проявляются они одновременно) следует от¬дать предпочтение; неразработанность вопроса о том, можно ли прово¬дить границу по фактическим показателям влияния или же ее следу¬ет отодвигать до естественной границы природного комплекса, исходя из того, что вся его территория со временем все равно подвергнется изменению. В связи с тем, что трудности эти преодолеть пока не все¬гда удается, задача часто сводится к определению не истинной, а ус¬ловной границы ГТС (если, конечно, этому не противоречат цели ис-следования). За условную границу обычно принимают обобщенный (генерализованный) контур всей совокупности составляющих ГТС площадей, которые по периферии представлены главным образом зо-нами влияния техники на природу. При этом, естественно, предпочте¬ние отдается границам совпадения двух или нескольких зон. Вместе с тем очевидно и то, что для картографирования ГТС может быть ис-пользовано несколько (множество, система) рубежей. Набор их в каж¬дом конкретном случае может меняться.


Функционирование ГТС осуществляется в ходе реализации много¬численных связей, которые существуют как внутри геотехсистем, так и между ГТС в целом и другими контактирующими с ними природ¬ными, геотехническими и социально-экономическими системами. Связи эти разнообразны: технологические, директивные, координа¬ционные, контрольные, информационные, защитные, товарно-про¬дукционные и т. д. С географической точки зрения особое значение имеют два вида связей — определяющие (или локализующие) и преобразовательные (или изменяющие). В основе локализующих связей лежит свойство природной среды, определяющее размещение техники в пространстве, а также обусловливающее многие ее конструктивные особенности. Более сложен вопрос о преобразовательных связях. Они могут исходить и от техники, и от природы. Поэтому выделяется два подвида изменяющих связей — первичные и последующие. Первичные связи чаще бывают направлены от технических элементов к природным, а последующие — от одних природных элементов к другим или же к техническим. Преобразовательные связи обычно принимают форму процессов, протекающих в виде цепных реакций и нередко продолжающихся неопределенно долгое время.

41. Ландшафтно-зональные особенности распространения природно-технических систем. Природно-технические системы Республики Беларусь.

Геотехническая система — совокупность природных объектов и технических сооружений (комплексов), находящихся в тесной взаимной зависимости.

Геотехническая и с т е м а (геотехсистема) представляет собой систему, включающую в себя одновременно (в качестве подсистем) элементы природы, а также различные технические объекты и комплексы технологических процессов. Примерами ГТС могут служить искусственные водохранилища, поля и плантации сельскохозяйственных культур, мелиоративные системы, гидроэлектростанции, территории городской застройки, рекреационные зоны.


42. Ландшафтно-экологическая информация и проектирование объектов природопользования.

Можно сюда говорить и 41 вопрос.

Ландшафтное планирование и проектирование являются составной частью, основой территориально-экологического проектирования (ТЭП). ТЭП формируется как самостоятельный вид проектной деятельности, тесно связанный с планированием размещения производительных сил в регионах или территориальным планированием, с общественным развитием. Ландшафтная основа ТЭП предполагает учет всех особенностей ПТК с точки зрения их средообразующей и ресурсовоспроизводящей роли в пределах данной территории.

В составе ТЭП выделяют три группы взаимосвязанных единством конечных целей видов проектирования или их функциональных частей. Эти три группы, составляющие систему ТЭП, следующие: 1) специальное природоохранное проектирование (комплексные схемы охраны природы, проекты национальных парков, заповедников и т.д.); 2) экологические разделы в градостроительных проектах, особенно в проектах районной планировки; 3) экологические разделы в народнохозяйственных проектах (от схем развития и размещения производительных сил, генсхем землепользования, природопользования до ТЭО и проектов отдельных производственных объектов).