Файл: Социология образования. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 906

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


34. Виталистская социология и перспективы исследования образования в ХХI веке.

ВИТАЛИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – внутриотраслевое направление в социологии образования, основанное на социально-философском учении о качественном отличии живого от неживого и социологической концепции жизненных сил человека и общества. Центральной проблемой виталистской социологии образования является взаимодействие социальных субъектов относительно функционирования института образования, образовательной деятельности и поддержания ценности образования. В центре внимания социологов данного направления в начале ХХI века находятся проблемы устойчивого воспроизводства образования как культуроцентричной и антропоцентричной системы с высокой степенью инерционности, ее роли в сохранении и развитии цивилизации, становления человека высокой социальной культуры.



35. Образование в структуре общественных потребностей субъектов социальной жизни. Реакцией на современную ситуацию в сфере образования является формирование комплекса ожиданий учащейся молодежи от реформы образования. В числе главных задач реформирования образования молодежь определяет: - увеличение степени доступности образования за счет снижения стоимости обучения;- повышение качества получаемого образования, которое включает: а) повышение профессионализма преподавательских кадров, улучшение материально-технического обеспечения вузов; б) расширение связи образования с практикой, расширение учебно-производственной практики, специализация образования, начиная с младших классов школы;- повышение объективности системы оценивания знаний за счет дробления шкалы оценок, а также за счет устранения коррупции в учебных заведениях, прежде всего, высших;- решение социально-экономических проблем учащейся молодежи. В основу государственной политики Беларуси в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции РБ, Законе РБ «Об образовании». В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РБ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в Беларуси закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечелове­ческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы раз­вития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов Беларуси; общедоступность и др.


36. Образование как ценность в контексте социокультурного развития современного общества.


Ценности образования сопряжены с совокупностью потребностей и интересов общества и его членов, и поэтому образование является ценностью прежде всего для общества.Образование является ценностью для общества еще и потому, что оно формирует согласие во взаимоотношениях людей, а значит, способствует стабильности развития и самого общества. Ведь, по существу, образование как ценность – ядро культуры, предпосылка и основа взаимопонимания и взаимодействия между членами общества Ценность, значимость образования для общества может быть рассмотрена с разных оснований (измерений): технологических, экономических, политических, нравственных, научных и т. д. Одним из важнейших измерений ценности образования выступает технология – уровень развития средств производства, техники в обществе, к которому необходимо стремиться. Но ведь есть еще и другие – промышленные, сельскохозяйственные и иные традиционные – технологии воздействия людей на предметы труда для получения высококачественных продуктов производства. Знание и развитие всех этих технологий невозможно без качественного инженерного образования. Ценность этого образования для развития общества неоспорима. Совершенствование экономики, хозяйствования людей в связи с отношениями их к собственности, способам и размерам распределения, обмена, потребления также не может быть осуществлено без образования. Можно иметь высокопроизводительную технику, богатые природные ресурсы, но при неумелом выстраивании экономических отношений, управлении экономикой (распределение трудовых ресурсов, денежных масс, расчет прибыли, издержек), то есть без подготовленных людей в этой области, успешное и стабильное развитие общества невозможно. Образование – один из существенных факторов стратификации в обществе. Оно как создает различия между людьми, так и наоборот – снимает, нивелирует их. Известно, что с помощью образования человек может обрести или повысить свой общественный статус, поскольку наличие образования определенного уровня позволяет найти ему высокооплачиваемую работу, способствует его профессиональному росту. Образование способствует овладению духовными ценностями, и в этом смысле оно имеет огромное культурно-историческое значение. Только через образование осуществляются преемственность и связь эпох и поколений, происходит социальное наследование ценностей культуры. А это значит, что благодаря образованию в сознание людей вносится стабильность, формируется их гражданская идентичность. Значение образования для общества определяется и психологически. Людям, получающим образование в вузе, свойственно ощущение своей востребованности, нужности, полезности для других людей, они проникаются уверенностью в незыблемости традиций культуры своего народа, у них сохраняется вера в авторитеты.




37. Социальный субъект в сфере образования и системе его ценностей.

Образование – относительно самостоятельная целостная социальная система. Включает 3 компонента: 1.Особая социальная деятельность,2. Социальные институты,3. социальная ценность. Все компоненты влияют на образование одновременно. Сущность социальных отношений в сфере образования: воздействие социальных субъектов с целью их развития и самореализации. Образование – система воздействий социальных субъектов разных уровней: отдельной личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом. Подходы к исследованию воздействия субъектов образования: Традиционный (институациональный): изучение субъектов в рамках сложившейся структуры образовательных учреждений. Недостаток: нельзя учесть системный характер образования. Деятельностный (системный): анализ социального субъекта с позиции его самореализации и саморазвития в сети социальных связей системы образования. Производя себя, социальный субъект потребляет образование. Структура социального субъекта образования: 1. образовательный потенциал 2. активность и мобильность 3.результат его образовательного поведения 4.факторы социальной среды и образовательная ситуация.


38. Социальные отношения и социальная субъектность в образовании.

1. Образование – относительно самостоятельная целостная социальная система; 3 компонента:  особая социальная деятельность,социальные институты,социальная ценность. Сущность социальных отношений в сфере образования: воздействие социальных субъектов с целью их развития и самореализации. 
Образование – система воздействий социальных субъектов разных уровней: отдельной личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом. 
Подходы к исследованию воздействия субъектов образования 
традиционный (институациональный)-изучение субъектов в рамках сложившейся структуры образовательных учреждений. Недостаток: нельзя учесть системный характер образования 
деятельностный (системный) -анализ социального субъекта; с позиции его самореализации и саморазвития в сети социальных связей системы образования. Исследование структуры и функций социального субъекта в сфере образования. Григорьев, Матвеева 
Образовательная деятельность:не рядоположена с другими видами деятельности, а во многом определяет их процесс использования института образования для развития своих жизненных сил 
Производя себя, социальный субъект потребляет образование. 
Развитие субъектности: создание простых границ личностной активности проявляется в совершенствовании механизмов самодетерминации, уменьшении удельного веса ситуативного поведения в пользу личностно обусловленного, осознанного и целенаправленного степень развитости: насколько развито образовательное поведение. 
Место социального субъекта в системе образования 
как результат предыдущего и предпосылка следующего этапа образования как способ связи достигнутого и будущего социального статуса как степени реализации образовательного потенциала и уровня активности в сфере образования 
Структура социального субъекта образования: образовательный потенциал активность и мобильность результат его образовательного поведения факторы социальной среды и образовательная ситуация. 
Образовательная ситуация – временная характеристика замкнутого образовательного пространства. 




39. Инновации в системе организации традиционных субъектов образования.

Социальные образовательные отношения – взаимозависимость общих групп социальных субъектов по поводу овладения ценностями образования, использования его для решения жизненных потребностей и проблем. 
Образовательные группы: 
1) оказывают влияние на формирование систем учреждений образования 2) формируют механизм использования лучших образовательных учреждений в интересах тех классов, обладающих экономической и политической властью 
Образование, работая на общественные группы, усиливают социально-классовую дифференциацию. Следовательно, требуется программа управления социальными отношениями в сфере образования, взвешенная политика регулирования образовательного неравенства в стране. 
Традиционные субъекты образовательной деятельности : дошкольные образовательные учреждения, начальное профессиональное , среднее профессиональное, система начальных школ, неполные средние, общеобразовательные. 
Внешний критерий – адекватность новаций в образовании новым тенденциям, потребностям общественной жизни, индивидуально-личностного развития человека в конкретных исторических условиях. 
Инновации в высшей школе 
развитие многоуровневой системы организации высшего образования обогащение ВУЗов современными информационными технологиями, широкое развитие дистанционных форм обучения университизация высшего образования с учётом требований мировых стандартов. 
Критерии оценки нововведений в системе высшего образования: 
масштаб преобразования ВУЗа,степень глубины осуществлённого преобразования,степень новизны по факту времени (замещающие; отменяющие; открывающие; ретровведения) 



40. Образовательный потенциал как составляющая жизненных сил человека и общества ХХI века.

Образовательный потенциал общества - накопленные поколениями знания и профессиональный опыт, которые воспроизводятся через систему образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА – совокупность знаний, умений, навыков и опыта конкретного индивидуума в областях общего и специального характера, позволяющая заниматься определенным видом профессиональной деятельности, а также обусловливающая возможность перехода к иному (смежному, близкому, родственному или альтернативному) виду. В идеальном варианте О.п.м.ч. должен согласовываться с его склонностями и способностями, а также с потребностями общества в том или ином виде труда.

Важнейшей характеристикой современного общества выступает образовательный потенциал.

Будучи структурной частью трудового потенциала, образовательный непосредственно определяет производственный, научно-технический и, в конечном счете, экономический потенциал общества.

Образовательный потенциал выступает как качественная характеристика трудового потенциала.


Система образования обеспечивает базовый уровень общеобразовательной подготовки, который в свою очередь выступает в качестве исходной основы формирования личности, создает необходимые условия для получения образования следующей ступени, способствуя, тем самым, совершенствованию общества.

Образовательный потенциал относится к группе объективных социальных ресурсов общества. Для описания этих ресурсов используют следующие данные:

1) количество лиц, имеющих определенное формальное образование (школа, ПТУ, вуз и т.д.);

2) показатели образованности общества (среднее число лет обучения);

3) показатели практического (профессионального) обучения;

4) качество соответствующих форм обучения и профподготовки.