ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 905
Скачиваний: 8
6. Возникновение социологии образования как отрасли социологической науки.
Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки .Основателями социологии образования были такие ученые как : Конт (Существуют закономерности и взаимосвязи в развитии общества).Л.Уорда 19 в. (Идея о том, что образование является фундаментом «Коллективного разума»общества),Джон Дьюи 20 в. (Связывал образование с методом познания и преобразования мира),Эмиль Дюргейм. Франция.Труд «Социология труда» (Образование способствует формированию личности через индивидуальность в чувстве независимости ,в способности к рефлексии и выбору),Макс Вебер.Отечественный.( Он выделил из социологии категорию социального действия,это действие должно быть : 1.субьективно-ориентированным,2.направлено на других.Отметил полезность образования:1. «Техника»овладела жизнью.2.разработка мышления как рабочего инструмента.3.выроботка понимания связей между целями и средствами соц.действия.), К.Манхейм. Германия .1920-1930 гг.(Образование это способ воздействия на поведение,как средство соц.контроля. Функция образования: способствует появлению творческой интеллигенции как отдельно движущей соц.группы),Парсонс. США. (Образование как основа социологизаторских функций),У.Харри.США(Разделяет социологию и социологию образования).Выделяют след.причины интереса американских ученых к социологии образования: -образовательная социология(Соц.работа, образовательная техника),-социология образования(глобальная ориентация на мировые тенденции),-исследовательская ориентация,-ориентация соц.моделей.
7. История
становления и развития отечественной
социологии образования.
Возникновение
социологии образования в нашей стране
нельзя привязать к конкретной дате или
публикации. Сам по себе социологический
ракурс рассмотрения проблем образования
и воспитания весьма характерен для
отечественной обществоведческой мысли.
Социология образования, как особое научное направление, имеющее официальный статус, в Российской империи отсутствовало, однако общественные дискуссии на тему народного образования и просвещения велись постоянно и имели широкий общественный резонанс. Среди реформ Александра II, охватывавших беспрецедентно широкий круг вопросов общественной и государственной жизни, особое место занимали реформы образования, важнейший вклад в методологическое обоснование которых внёс профессор М. Н. Катков, известный публицист и общественный деятель, имевший репутацию консерватора. Особенностью реформы образования являлось опубликование её проекта и широкое обсуждение содержания реформы российской общественностью. Именно это обсуждение и явилось началом развития социологии образования в её теоретическом аспекте. Эта работа, однажды начавшись, продолжалась и позднее. Большой популярностью у российской просвещенной публики пользовалась книга либерала и оппозиционера П. Н. Милюкова "Очерки по истории русской культуры" . Я.У. Астафьев и В. Н. Шубкин отмечают, что значение исследований, опубликованных в конце XIX века, не стоит преувеличивать, хотя подчеркивают что "Дискуссии на данные темы стимулировали развитие исследований в области теории и истории образования в России.
Значительное явление представляет собой работа П.Н.Милюкова "Очерки по истории русской культуры" . Она посвящена преимущественно социальным вопросам истории школы и просвещения в России, начиная с православной школы Древней Руси. Обсуждается состояние знания в соответствующие периоды отечественной истории, соотношение духовного и светского, классического и реального образования, этапы политической борьбы за школу и просвещение в связи с пятью учебными реформами XIX в. Много места уделено обсуждению социального состава учителей и учащихся различных учебных заведений, характерных особенностей начальной, сельской школы, учительских семинарий, а также вопросам, связанным с народным чтением и книгоиздательской политикой.
8. Основные направления (школы) в развитии социологии образования.
Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям: 1. внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования; 2. внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
9. Социальные проблемы образования.
а) Проблема социальной дифференциации и качества образования. Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.
б) Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры. Ситуация в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения.
в) Формирование нравственных ориентиров у молодёжи. Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе. На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.
г) Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования. Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса. Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени. Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.