Файл: Социология образования. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 905

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Возникновение социологии образования как отрасли социологической науки.

Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки .Основателями социологии образования были такие ученые как : Конт (Существуют закономерности и взаимосвязи в развитии общества).Л.Уорда 19 в. (Идея о том, что образование является фундаментом «Коллективного разума»общества),Джон Дьюи 20 в. (Связывал образование с методом познания и преобразования мира),Эмиль Дюргейм. Франция.Труд «Социология труда» (Образование способствует формированию личности через индивидуальность в чувстве независимости ,в способности к рефлексии и выбору),Макс Вебер.Отечественный.( Он выделил из социологии категорию социального действия,это действие должно быть : 1.субьективно-ориентированным,2.направлено на других.Отметил полезность образования:1. «Техника»овладела жизнью.2.разработка мышления как рабочего инструмента.3.выроботка понимания связей между целями и средствами соц.действия.), К.Манхейм. Германия .1920-1930 гг.(Образование это способ воздействия на поведение,как средство соц.контроля. Функция образования: способствует появлению творческой интеллигенции как отдельно движущей соц.группы),Парсонс. США. (Образование как основа социологизаторских функций),У.Харри.США(Разделяет социологию и социологию образования).Выделяют след.причины интереса американских ученых к социологии образования: -образовательная социология(Соц.работа, образовательная техника),-социология образования(глобальная ориентация на мировые тенденции),-исследовательская ориентация,-ориентация соц.моделей.




7. История становления и развития отечественной социологии образования. 
Возникновение социологии образования в нашей стране нельзя привязать к конкретной дате или публикации. Сам по себе социологический ракурс рассмотрения проблем образования и воспитания весьма характерен для отечественной обществоведческой мысли.

Социология образования, как особое научное направление, имеющее официальный статус, в Российской империи отсутствовало, однако общественные дискуссии на тему народного образования и просвещения велись постоянно и имели широкий общественный резонанс. Среди реформ Александра II, охватывавших беспрецедентно широкий круг вопросов общественной и государственной жизни, особое место занимали реформы образования, важнейший вклад в методологическое обоснование которых внёс профессор М. Н. Катков, известный публицист и общественный деятель, имевший репутацию консерватора. Особенностью реформы образования являлось опубликование её проекта и широкое обсуждение содержания реформы российской общественностью. Именно это обсуждение и явилось началом развития социологии образования в её теоретическом аспекте. Эта работа, однажды начавшись, продолжалась и позднее. Большой популярностью у российской просвещенной публики пользовалась книга либерала и оппозиционера П. Н. Милюкова "Очерки по истории русской культуры" . Я.У. Астафьев и В. Н. Шубкин отмечают, что значение исследований, опубликованных в конце XIX века, не стоит преувеличивать, хотя подчеркивают что "Дискуссии на данные темы стимулировали развитие исследований в области теории и истории образования в России.

Значительное явление представляет собой работа П.Н.Милюкова "Очерки по истории русской культуры" . Она посвящена преимущественно социальным вопросам истории школы и просвещения в России, начиная с православной школы Древней Руси. Обсуждается состояние знания в соответствующие периоды отечественной истории, соотношение духовного и светского, классического и реального образования, этапы политической борьбы за школу и просвещение в связи с пятью учебными реформами XIX в. Много места уделено обсуждению социального состава учителей и учащихся различных учебных заведений, характерных особенностей начальной, сельской школы, учительских семинарий, а также вопросам, связанным с народным чтением и книгоиздательской политикой.




8. Основные направления (школы) в развитии социологии образования. 

Логически оправдано объединение всех исследований в социологии  образования по двум направлениям:  1. внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования  как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования; 2. внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.



9. Социальные проблемы образования.

а) Проблема социальной дифференциации и качества образования. Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.

б) Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры. Ситуация в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения.

в) Формирование нравственных ориентиров у молодёжи. Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе. На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

г) Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования. Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса. Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени. Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.