Файл: Социология образования. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 907

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



28. Показатели состояния учебно-педагогического коллектива.Целостность: наличие общей стратегии развития; целенаправленно организованная деятельность всех структурных элементов управления; сформированность общего ценностно-нормативного пространства; распределенность социальных ролей; общность методологических и методических подходов к достижению целей, решению задач образовательной деятельности.Организованность: организационная культура – система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. На организационную культуру человека оказывают влияние привычки и склонности, потребности и интересы, политические взгляды, профессиональные интересы, моральные ценности, темперамент. К элементам организационной культуры относятся следующие качества личности: позитивная реакция на лиц, имеющих власть, желание конкурировать, умение убеждать, стремление играть роль неформального лидера, терпимость к рутинной административной работе.

Эффективность: уровень обученности и воспитанности учащихся, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, степень профессионализма и способности к личностному самосовершенствованию педагогов. Целенаправленность: наличие общей цели, общего и групповых «деревьев целей», обеспечивающих успешность внутренних взаимодействий. Другие показатели: связь поколений в учебно-педагогическом коллективе, уровень научно-методической деятельности, показатели здоровья, удовлетворенности результатами труда.



29. Аспектный анализ категории «образование».

Категория– «образование» – понимается как: • ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом; • единый процесс обучения и воспитания человека; т.е. усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе; • как результат процесса обучения ,т.е. достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений;• как система– совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений. Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования. 





30. Разработка стратегии развития образования как прогностическая проблема.

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов. Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности. Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде. Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. 


НЕ УЧИТЬ

31. Основные направления стратегических исследований в образовании.

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Основные направления стратегических исследований в образовании: • анализ существующего состояния и перспектив развития образования • изучение факторов повышения мотивации учения и эффективности педагогического процесса • изучение исторических и логических оснований становления различных образовательных систем как в Беларуси, так и в зарубежных странах 
• изучение зарубежного опыта организации междисциплинарных прогностических исследований в сфере образования • системное изучение факторов развития образовательных систем.



32. Классические и неклассические научные картины мира и способы его познания.

В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности. Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной главным образом на достижениях Галилея и Ньютона, и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности (Эйнштейн). В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не поддается точному определению. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность».


33. Научные картины мира и социологические парадигмы как основания формирования социологии образования ХХI века.

Парадигма – это признанная всеми научное достижение, которые в течении определённого времени дают модель постановки проблем и их решение. 
1) структурные (структурный функционализм, неомарксизм, радикально-критическая социология); 2) интерпретивные (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология); 3) объединительные. 
Структурные парадигмы рассматривают организацию, функционирование, развитие общества как единого системного целого и в основном на макроуровне. Функциональные идеи Дюркгейма развиты американскими социологами Талкоттом Парсонсом и Мертоном. Основные положения структурного функционализма следующие: 1. Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонентов, они взаимодействуют и, в целом, поддерживают существование всей системы. 2. Общество развивает свои институты. Они адаптируются к внешней среде и обеспечивают выживаемость всей системы. 3. Все социальные явления и факты должны рассматриваться под углом зрения их последствий. 4. Дисфункциональные формы поведения и институты (которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде) угрожают самовыживанию общества, подлежат контролю и устранению. Таким образом, в основе структурного функционализма – идея социального порядка.  Парсонс выдвинул и обосновал принцип системного строения общества. Он считает, что всем системам присущи: 1. Адаптация – приспособление к окружающей среде.2. Целеполагание – постановка целей и мобилизация ресурсов для их реализации.3. Интеграция – обеспечение внутреннего единства и упорядочности.4. Поддержание ценностного стандарта – выработка такой мотивации деятельности индивидов, чтобы обеспечивались внутренняя стабильность, равновесие системы.  В 50-60 – х гг. XX века теорию конфликта разрабатывали немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) и американский социолог Луиз Козер (род. 1913) и др. Американский социолог Чарлз Миллс (1916-1962) обращает внимание на борьбу за власть между конфликтующими группами. Дарендорф, Козер утверждают, что все сложные организмы основываются на перераспределении власти. В основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление к перераспределению власти. Подчеркивается объективная ценность конфликта. Он мешает закостенению социальной системы и стимулирует ее развитие. Однако ряд конфликтов тормозят этот процесс. К ним западные социологи относят классовую борьбу. Причины социальных конфликтов усматривают в несовершенстве психологических механизмов и межгрупповых отношений. Рядом с теорией конфликта идет теория социального действия или обмена (американские социологи Джордж Хоманс , Питер Блау, Ричард Эмерсон). Главным она считает человеческое поведение и взаимодействие: стимул (S) – реакция (R). Функционирование человека и общества базируется на обмене различными социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, порядок и т.п. По существу на первый план выходит ценностно-нормативный психологический уровень взаимодействия. То есть эта теория больше повернута к человеку, отстаивает точку зрения, что людям необходимы различные виды вознаграждений. Получить их они могут только в процессе и результате взаимодействия с другими людьми (одобрение, уважение, статус значимы только в окружении, во взаимодействии). Интерпретивные парадигмы делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения, его мотивов, главным образом, на микроуровне. Они исходят из методологических принципов социологического знания, сформулированных Вебером, его теории социального действия и включают в себя символический интеракционизм, феноменологическую социологию и этнометодологию.