ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ






УСР


по дисциплине “Географии Беларуси”

на тему “Социально-эколого-экономическое районирование”








Подготовила

студентка 3 курса,

группы ГЭ – 31

Бордюк Я. В.







Барановичи, 2017 г.

В конце 1980-х гг. в Беларуси была завершена разработка Генеральной схемы комплексной территориальной организации БССР (ГСКТО БССР), вобравшей в себя весь предшествующий опыт экономико-географического районирования Беларуси и обогативший его учетом экологических факторов и новых требований к управлению территориальным развитием в связи с переходом к так называвшемуся региональному хозрасчету, а по существу – к развитию регионов в рыночных условиях хозяйствования. Районирование Беларуси, предложенное в ГСКТО, является первым и до настоящего времени наиболее обоснованным и детально проработанным конструктивным социо-эколого-экономическим районированием Беларуси, нацеленным на обеспечение устойчивого (сбалансированного) социального, экономического и экологического развития каждого выделенного региона (внутриреспубликанского территориального комплекса).

ГСКТО БССР была разработана по заказу Совета Министров республики как государственный документ, определяющий стратегию регионального развития Беларуси до 2010 г., в БелНИИП градостроительства при участии практически всех научно-исследовательских организаций республики, занимавшихся вопросами развития и размещения производительных сил. Перед ГСКТО была поставлена цель – создать на территории Беларуси оптимально организованную в народнохозяйственном отношении жизненную среду, обеспечивающую на основе равнокачественных условий для труда, быта и отдыха населения, размещения и развития производства, использования и воспроизводства природных ресурсов дополнительное ускорение развития республики. Таким образом, цель данного районирования – конструктивная. По своей ориентации районирование имеет социальную направленность – создание равнокачественной жизненной среды всему населению. По средствам достижения цели, которыми являются рациональное размещение производства, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, – это социо-эколого-экономическое районирование.

Цели социо-эколого-экономического районирования (или комплексной территориальной организации) республики лучше всего раскрываются в тех задачах, которые должно было решить данное районирование:

  • преодолеть диспропорции в развитии на территории республики трех взаимодействующих систем – населения–производства–природы, – учитывая, что до сих пор приоритет отдавался развитию производства;

  • вооружить органы территориального управления всех уровней долгосрочной стратегией достижения на подведомственных территориях сбалансированного социального, экономического и экологического развития;

  • выделить территории, оптимальные для повседневного человеческого бытия, – первичные территориальные общности как низовые неделимые территориально-хозяйственные единицы и как главные звенья хозяйственного комплекса республики, способные обеспечивать эффективное взаимодействие и комплексное развитие производственных, социальных и экологических структур на местах. На этой основе усовершенствовать административно-территориальное устройство Беларуси.


Основополагающее значение при данном подходе к районированию имело выделение в качестве первичного низового звена местной территориально-хозяйственной системы (МТХС). Каждая местная система в зависимости от ее местоположения, социального и экономического потенциала, физико-географических и планировочных особенностей ее территории должна выполнять наиболее присущие для нее народнохозяйственные функции.

Наиболее эффективное развитие и функционирование местных систем должно обеспечиваться в рамках территориальных комплексов (ТК), формируемых на основе взаимодополняемости групп местных систем различного функционального типа в зонах территориальной концентрации производственных, социальных и экологических проблем.

МТХС формируются в результате объективно развивающегося процесса социально-экономического взаимодействия развитых центров и их периферийных зон. Между городом-центром (или селом-центром) и окружающими его сельскими территориями складываются тесные социальные, производственные и хозяйственные связи. Важная роль в формировании местных систем отводится человеческому фактору. Физиологически и психологически человек не чувствует себя удаленным от своей территории, ее центра, мест приложения труда, услуг, отдыха, если его повседневные потребности в них удовлетворяются в пределах 30-минутной транспортной доступности (10 – 12 км). Данная времення доступность, обеспечивая суточный цикл жизнедеятельности людей, и определяет в основном параметры местных систем. В пределах местных систем эффективнее, чем в отдельно взятых городе, селе, сельской местности, могут решаться вопросы сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства, транспортных и инженерных коммуникаций, систем обслуживания населения, жилых зон, использования трудовых ресурсов, земель и т.д.

В то же время МТХС в силу разнокачественности своего потенциала не могут выступать как самообеспечивающиеся, самоорганизующиеся территориально-хозяйственные единицы. Такими единицами могут стать лишь группы различных по своим функциям местных систем, объединяемых социально-экономическим влиянием крупных городов, а еще точнее – внутриреспубликанские комплексные территориальные системы, или территориальные комплексы.

На основе проведенного анализа и расчетов по обеспечению наиболее рациональных и устойчивых повседневных территориальных взаимосвязей и требований интеграции социально-демографического, производственно-экономического и природно-экологического потенциалов в ГСКТО была обоснована целесообразность формирования в республике 388 МТХС, организуемых вокруг 186 городских и 202 наиболее крупных сельских поселков – центров местных систем. Каждая из этих систем группирует в пределах 30 – 35 минутной транспортной доступности своего центра 60 – 70 сельских поселений, занимает площадь в среднем 500 кв. км и имеет среднюю численность населения 25 тыс. чел. Границы местных систем в основном вписываются в существующие границы административных районов (в среднем 3,3 МТХС в пределах одного района).


Учитывая существенные различия социально-экономических, природных, географических, планировочных условий развития территорий и населенных пунктов, все 388 местных систем в зависимости от их способностей к наиболее эффективному выполнению тех или иных народнохозяйственных функций подразделены на 6 функциональных типов:

Тип I – 20 местных систем, возглавляемых самыми крупными многофункциональными городами, среди которых Минск, выполняющий одновременно функции республиканского центра управления. Занятость в промышленности – 85 %, в сельском хозяйстве – 15 %. Занимают 11,6 % территории республики.

Тип II – 37 местных систем, формирующихся вокруг промышленных центров. Производственная специализация – промышленные узлы. Ядро системы – промышленные центры. Ведущая функция – управление процессами территориальной организации промышленности. Занятость в промышленности – 60 %, в сельском хозяйстве – 40 %. Занимают 15,2 % территории республики.

Тип III – 61 местная система, формирующиеся на основе центров промышленности и агропромышленности. Концентрируют крупные индустриальные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Занятость в промышленности – 35 %, в сельском хозяйстве – 65 %. В этих системах народнохозяйственный потенциал центров и внешних зон относительно равнозначен. Занимают 15,4 % территории республики.

Тип IV – 159 местных систем с преобладанием агропромышленного производства. Производственная основа – межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия и организации. Ядро системы – малый город, городской поселок, крупный сельский населенный пункт. Занятость в промышленности – 15 %, в сельском хозяйстве – 85 %. Занимают 30,3 % территории республики.

Тип V – 76 систем, в которых наряду с сельскохозяйственными угодьями значительную площадь (до 35 %) занимают территории природного характера – леса, естественные луга, речные поймы, озера, а также курортно-рекреационные зоны. Ядро системы – центр горпоселкового или сельского Совета, поселок городского типа, крупная центральная усадьба колхоза или совхоза. Производственная специализация – аграрная. Занятость в промышленности – 10 %, в сельском хозяйстве – 90 %. Входят в состав природных планировочных осей и буферных зон объектов природоохраны. Занимают 17,6 % территории республики.

Тип VI – 35 местных систем природоохранного назначения, в которых преобладают особо охраняемые природные территории - заповедники, заказники, национальные парки, а также зоны отдыха. Залесенность – до 50 %. Площадь охраняемых территорий – более 15 %. Хозяйственная основа – природоохрана, курортно-рекреационная деятельность, сельское хозяйство. Ядро системы – организационно-хозяйственные центры заповедников, заказников, курортно-рекреационных зон, малые городские поселения, центры горпоселковых и сельских Советов, сельские поселения. Располагаются на периферии основных зон урбанизации республики в узлах природных планировочных осей. Занимают 9,9 % территории республики.


Местные системы I, II и часто III типа образуют основные зоны активного хозяйственного освоения. Системы IV – VI типов составляют зоны экологического равновесия. Основные показатели развития функциональных типов местных систем приведены в табл. 1.






Таблица 1

Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа

Далее в ГСКТО была поставлена задача увязать развитие местных систем в рамках 19 сформировавшихся и формирующихся территориально-производственных комплексов, выделенных учеными республики в процессе разработки схем развития и размещения производительных сил в конце 1970-х – начале 1980-х гг. и названных своеобразными социально-экономическими регионами (см. предыдущую лекцию).

По существу, в ГСКТО были интегрированы экономические, социальные и экологические критерии районирования, и в результате на территории Беларуси было выделено 20 территориальных комплексов (социально-эколого-экономических регионов) во главе с 20 наиболее крупными хозяйственными центрами (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема комплексного социо-эколого-экономического районирования Беларуси (ГСКТО БССР).


Социально-экономические связи центров: 1 – зоны повседневных связей; 2 - зоны устойчивых связей; 3 – зоны преимущественного влияния; 4 – границы территориальных комплексов.

В составе каждого из 20 территориальных комплексов (ТК) было сгруппировано по 18 – 20 местных систем различного функционального типа (промышленных, сельскохозяйственных, природных и т.д.) таким образом, чтобы средние показатели уровня развитости каждого ТК приближались к средним показателям по республике. Благодаря сочетанию в каждом ТК разнотипных местных систем достигалась экономическая, экологическая и социальная сбалансированность развития его территории. При этом объективно формирующиеся границы ТК не всегда совпадали с административными границами областей.

На основе анализа системы показателей, характеризующих уровень социо-эколого-экономического развития каждого из 20 ТК, были разработаны их типология и направления повышения степени комплексности, социальной, экономической и экологической эффективности для каждого типа. В частности, анализировались следующие 16 показателей: плотность населения, удельный вес городского населения, удельный вес центра в общей численности населения, доля в общей численности производственного персонала занятых в промышленности и занятых в сельском хозяйстве, индекс экологического состояния относительно среднереспубликанского уровня (поверхностного покрова, водных ресурсов, воздушного бассейна), уровень обеспеченности жильем, уровень обеспеченности жилого фонда инженерным оборудованием (централизованным отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом, канализацией), количество объектов обслуживания, плотность дорог с твердым покрытием, плотность линий пассажирского транспорта. В результате были выделены 3 группы ТК по степени социально-экономической развитости и выработаны рекомендации по повышению уровня их комплексности.


К первой группе наиболее развитых (группа А) отнесены 6 ТК: Минский, Витебский, Гомельский, Могилевский, Брестский, Гродненский. Они охватывают 36 % территории Беларуси и концентрируют около 54 % ее населения (5382 тыс. чел. по состоянию на 1985 г.). Учитывая, что для данных ТК характерны самая высокая в республике степень хозяйственной освоенности территории, высокая антропогенная нагрузка на природную среду и их низкая в связи с этим экологическая емкость, по отношению к ним рекомендовались более сдержанные темпы роста. После 2000 г. предусматривалась стабилизация их населения, и даже сокращение.

К второй группе по степени сформированности (группа Б) отнесены 11 ТК: Барановичский, Борисовский, Оршанский, Молодечненский, Пинский, Лидский, Бобруйский, Мозырский, Слуцко-Солигорский, Полоцко-Новополоцкий, Жлобинский. На их долю приходится 51 % территории Беларуси и 40 % населения. Комплексы этой группы должны получить ускоренные темпы развития главным образом за счет наращивания промышленного, научно-технического и социального потенциала их центров, чтобы последние могли стать многофункциональными центрами. Структурно-отраслевые сдвиги должны идти в направлении от современного преобладания природно-ориентированных отраслей (пищевой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, промышленности стройматериалов) к отраслям, ориентирующимся на социально-экономические факторы размещения (легкой промышленности, машиностроения). В сельском хозяйстве тех ТК, где трудообеспеченность ниже 9,3 чел. на 100 га сельхозугодий, предлагалось стабилизировать численность работающих в сельском хозяйстве путем увеличения капитальных вложений в развитие социальной инфраструктуры сельской местности.

Третья группа (группа В) – это 3 потенциальных ТК: Глубокский, Житковичский, Кричевский. На них приходится 13 % территории Беларуси и около 6 % населения (570 тыс. чел.). Ставилась задача всемерного развития центров этих систем на основе размещения новостроек. Быстрый прирост их населения возможен только за счет миграционного притока из других ТК, главным образом из комплексов группы А.

При условии выполнения предложенной программы развития 20-ти ТК и 388 местных территориальных систем, разработанный проект территориальной организации хозяйственного комплекса республики должен был обеспечить: равномерное развитие (выравнивание и полное использование) народнохозяйственного потенциала всех территорий республики; сокращение количества районов, где характерна депопуляция населения; интенсификацию общественного производства; рационализацию природопользования; комплексное решение жилищной проблемы для города и села; повышение транспортной доступности мест приложения труда, учреждений бытового и культурного назначения.