ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 209

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К проблемным по уровню безработицы относятся и бывшие военные городки, оставшиеся без градообразующей базы после вывода военных подразделений в Россию. Но здесь к безработице добавляются специфические проблемы использования оставленных без хозяина основных фондов, а также экологические. О масштабности этого типа проблемных регионов говорит тот факт, что на начало 1992 г. в Беларуси размещалось 698 военных городков.

Новыми проблемными регионами в связи с распадом СССР стали приграничные территории. Беларусь имеет границу с пятью суверенными государствами общей протяженностью 2926 км. Проблемность развития западных приграничных районов заключается, с одной стороны, в резком обрыве сложившихся повседневных и периодических социально-бытовых, культурных, трудовых связей территорий, граничащих с Латвией и Литвой; с другой – в усилении торговых, хозяйственных и социально-культурных связей с Польшей в результате установления безвизового пересечения границы. Изменились, хотя и не столь очевидно, условия социально-экономического развития районов, граничащих с Украиной и Россией. В целом же приграничные районы Беларуси приобрели новые перспективные функции по обслуживанию транзитных потоков грузов и пассажиров на оживленных магистралях с востока на запад и с севера на юг, а также благоприятные возможности для создания на своей территории свободных экономических зон, совместных предприятий, эффективного международного сотрудничества, в рамках создаваемых еврорегионов.

В Беларуси переходного периода в официальных документах термин «проблемные регионы» впервые использован в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы» в разделе 10. «Региональная политика»: «Объектами особого внимания со стороны государства станут проблемные регионы, которые выделяются специфическими природными, социально-экономическими и экологическими условиями. К их числу отнесены территории, подвергшиеся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Минский столичный округ, Солигорский промышленный регион, Новополоцкий промышленный узел; районы, граничащие с Польшей, республиками Балтии, Украиной, Российской Федерацией; депрессивные регионы, к которым следует отнести прежде всего районы с низким экономическим потенциалом, а также имеющие градообразующие предприятия, находящиеся на стадии банкротства, и высокий уровень безработицы». В «Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы» также предусматривается «государственная поддержка проблемных регионов», но без конкретного их перечня, за исключением выделения в самостоятельный раздел проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы.


Необходимо отметить, что по большому счету вся Беларусь сегодня является проблемным суперрегионом, на ее территории практически нет беспроблемных регионов, а есть регионы с различной степенью проблемности по тем или иным параметрам и с различной значимостью этой проблемности для страны в целом. Поэтому проблемное районирование требует прежде всего четкого определения понятия “проблемный регион”, указания на конкретный критерий или совокупность критериев с научным обоснованием используемых показателей. В направлении выработки критериев оценки проблемности и типологии проблемных регионов белорусскими экономико-географами сделаны только первые шаги, хотя выявлению особенностей развития регионов, выделяющихся комплексом специфических природных, экологических и социально-экономических показателей и требующих государственной поддержки в решении их проблем, они уделяли и уделяют большое внимание. Например, рассмотрены проблемы трансформации отраслевой и территориальной структуры хозяйства в связи с последствиями чернобыльской аварии, проблемы рационального природопользования в Белорусском Поозерье, социально-экономические аспекты комплексного использования природных ресурсов Полесья и др. В последнее время, продолжая развивать идеи И.И. Пирожника об экономико-географической типологии административных районов страны, Г.В. Ридевский сделал попытку на основе использования ограниченной информации и упрощенных расчетов дать типологию административных районов Беларуси по проблемности их развития. Хотя сам автор оговаривается, что для более точной типологии нужны дополнительные исследования, тем не менее к относительно благополучным по его расчетам можно отнести 4 области, 50 районов (42% всех районов), к проблемным – 2 области, 68 районов, в том числе: с проблемами социально-экономического характера – 39 районов (33,1% всех районов), с экологическими проблемами – 2 области, 22 района (18,6% всех районов), с комплексом социально-экономических и экологических – 7 районов (5,9% всех районов).

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о существенных различиях в обеспечении устойчивого развития регионов Беларуси и об объективной необходимости обоснованной региональной политики государства, нацеленной на помощь в решении тех региональных проблем, которые имеют общереспубликанскую значимость, могут повлиять на устойчивое развитие республики в целом и не могут быть решены усилиями самих регионов. Важность выработки и реализации оптимальной региональной политики государства на современном этапе подчеркнута в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г., в которой, наряду с разделом «Программы устойчивого развития регионов», есть раздел «Развитие проблемных регионов. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».


Учитывая специфику развития проблемных регионов, в следующем разделе курса лекций, посвященном характеристике регионов, будут кратко охарактеризованы и возможные пути решения важнейших региональных проблем.

23