ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4108
Скачиваний: 13
221
раздел IV. Методические указания
по организации управляемой
самостоятельной работы студентов
На УСр выделяется 20% от объема часов, предусмотренных
рабочей программой по дисциплине «Макроэкономика».
Самостоятельная работа студентов преследует следующие
цели:
• уточнение, закрепление, углубление и обобщение полу-
ченных знаний;
• приобретение углубленных и новых знаний, овладение
умением самостоятельно работать над новым материалом;
• формирование умений в применении знаний при реше-
нии учебных, научных и практических задач;
• формирование умений в применении знаний в условиях
нестандартной, новой ситуации.
Выполнение самостоятельной работы может осуществлять-
ся в произвольной форме по усмотрению преподавателя:
• в виде написания рефератов (экономического эссе);
• решения задач, которые включают комплексные задания
с целью проверки усвоения основного и самостоятельно
изученного материала темы;
• написания развернутых ответов с пояснениями и при-
мерами на проблемные вопросы темы;
• проведения коллоквиума по вопросам, вынесенным на
самостоятельное изучение;
• тестирования в разрезе вопросов и проблем, предусмо-
тренных программой УСрС.
Управляемая самостоятельная работа является в опреде-
ленной степени подготовкой студента к написанию курсовой
работы и к экзамену.
Выполненная и проверенная самостоятельная работа явля-
ется, наряду с курсовой работой по макроэкономике, основани-
ем для допуска студента к экзамену по указанному предмету.
Общий перечень вопросов программы УСрС и рекомендуе-
мая литература заранее доводится преподавателем до сведения
студентов.
222
1. воПросЫ ЛекЦиЙ, вЫносиМЫе на Усрс
(8 часов)
Тема 3. Равновесие товарного рынка
в кейнсианской модели (2 часа)
1. Психологический закон склонности населения к сбере-
жению.
2. альтернативные модели потребления: модель межвре-
менного выбора И. фишера, теория перманентного до-
хода М. фридмена, гипотеза жизненного цикла ф. Мо-
дильяни.
Тема 7. Совокупное предложение.
Кривая Филлипса (2 часа)
1. Основное уравнение монетаризма. адаптивные ожида-
ния и долгосрочная кривая филлипса.
2. Теория рациональных ожиданий. Кривая филлипса в
теории рациональных ожиданий.
3. экономическая политика стимулирования предложения
и теория экономики предложения. Кривая Лаффера.
Тема 8. Стабилизационная государственная
политика (2 часа)
1. Политика занятости, ее направления и методы. Поли-
тика занятости в республике Беларусь.
2. антиинфляционная политика, ее направления и мето-
ды. антиинфляционная политика в республике Беларусь.
Тема 10. Экономический рост (2 часа)
1. Институциональные теории экономического роста и их
особенности.
2. Политика экономического роста, ее направления и ме-
тоды. Проблемы экономического роста в условиях со-
временной Беларуси.
223
2. воПросЫ сеМинарских занЯТиЙ,
вЫносиМЫе на Усрс (8 часов)
Тема 3. Равновесие товарного рынка
в кейнсианской модели (2 часа)
1. Макроэкономическое равновесие и ВВП в условиях пол-
ной занятости. рецессионный и инфляционный разрывы.
2. роль государства в кейнсианской модели.
3. Взаимосвязь модели аД-аS и кейнсианской модели сово-
купных доходов и совокупных расходов.
Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного
рынков (модель IS-LM) (2часа)
1. Модель IS-LM и построение кривой совокупного сроса.
Взаимосвязь моделей IS-LM и аД-аS.
2. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной по-
литики в современных условиях.
Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса (2 часа)
1. Особенности государственной политики занятости и ан-
тиинфляционных мероприятий посредством активиза-
ции совокупного предложения в условиях современной
Беларуси.
2. Шоки совокупного предложения. формирование стаг-
фляции.
Тема 10. Экономический рост (2 часа)
1. гарантированный, естественный и фактический темпы
экономического роста.
2. Выработка национальной модели экономического роста
в трансформационной экономике.
3. БЛок конТроЛЬнЫх воПросов, ТесТов
и заДаЧ По ТеМаМ кУрса
Тема 1. Введение в макроэкономику
1. что из перечисленного является «запасом», а что «пото-
ком»?
а) национальное богатство;
224
б) валовый внутренний продукт;
в) доходы работников реального сектора экономики;
г) валютные резервы Национального банка.
2. Суть адаптивных ожиданий состоит в том, что люди
анализируют свои ожидания относительно будущего с
учетом того, в какой степени они оказались ложными
в прошлом.
Верно
Неверно
3. Макроэкономика изучает все нижеперечисленное, за
исключением:
а) проблемы экономического роста;
б) проблемы безработицы и занятости;
в) закономерности инфляции;
г) проблемы сбыта продукции Минского тракторного
завода.
4. Моделирование — процесс формализации экономиче-
ского явления или процесса:
а) верно: б) неверно.
5. Базовые теоретические модели современной макроэко-
номики: а) неокейнсианство, неоклассицизм и социаль-
но-институциональное направление; б) неоклассический
синтез; в) новая макроэкономика и новая микроэконо-
мика; г) марксизм, монетаризм и институционализм.
6. Отличие позитивной и нормативной макроэкономики:
а) нет различий; б) отличие в использовании микро-и
макроанализа; в) позитивная – это выработка реко-
мендаций, а нормативная – доминирование оценочных
суждений; г) позитивная – это диагностика ситуации,
нормативная – выработка рекомендаций.
7. Субъекты макроэкономики: а) домашние хозяйства, пред-
приятия, государство и заграница; б) сектор домашних
хозяйств и фирмы; в) государство, заграница, фирмы,
предприятия; г) иностранцы, резиденты, фирмы, корпо-
рации; д) экспорт, импорт, торговый баланс и валютный
курс.
Тема 2. Макроэкономическое равновесие
в классической модели
1. Содержание макроэкономического равновесия: а) сба-
лансированность денежных и товарных потоков; б) устой-
225
чивое, сбалансированное и пропорциональное эконо-
мическое развитие; в) наличие в стране специального
механизма регулирования; г) равенство спроса и пред-
ложения.
2. Идеальное и реальное макроэкономическое равновесие
никогда и ни при каких обстоятельствах не совпадают:
а) верно; б) неверно.
3. На каких рынках устанавливается общее макроэконо-
мическое равновесие? а) на продуктовых рынках; б) на
рынках факторов производства; в) на рынках денежного
капитала и ценных бумаг; г) на всех четырех агрегиро-
ванных рынках.
4. Повышение процентной ставки приводит к: а) увели-
чению объема национального производства; б) сдвигу
линии совокупного предложения вправо; в) сокраще-
нию совокупного спроса; г) росту банковских резервов
и увеличению потребительского кредита.
5. Совокупный спрос – это: а) объем ВВП, который по-
требители готовы выкупить; б) потребительский и ин-
вестиционный спрос; в) государственные расходы и
спрос заграницы; г) сумма денежных расходов на про-
межуточное потребление.
6. Совокупное предложение – это: а) объем конечного про-
дукта, предлагаемый для продажи при определенном
уровне цен; б) запасы готовой продукции в товаропро-
водящей сети; в) масса денег в обращении; г) объем
промежуточной продукции.
7. В силу каких обстоятельств линия совокупного пред-
ложения в краткосрочном периоде отличается от такой
же линии в долгосрочном периоде?
8. что выражает вертикальный участок на линии сово-
купного предложения?
Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели
1. Верны ли следующие утверждения:
а) предельная склонность к потреблению не может быть
равна предельной склонности к сбережению;
б) если известна функция потребления, то всегда можно
построить график функции сбережений;