Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4112

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

211

д) Дефицит счета текущих операций финансируется в 

основном чистым притоком капитала.

е) Страна не может изменить общий уровень внутрен-

них цен для того, чтобы восстановить равновесие пла- 

тежного баланса.

4.  Объясните, каким образом сокращение дефицита госу-

дарственного бюджета может способствовать уменьше-

нию дефицита платежного баланса страны.

занятие 3 (2часа)

1.  Содержание валютного курса. Номинальный и реальный 

валютный курс. Влияние валютного курса на экспорт и 

импорт в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2.  Теория паритета покупательной способности. Паритет 

процентной ставки. равновесный валютный курс.

3.  Взаимодействие внешнего и внутреннего равновесия. 

Модель IS- LM-Вр.

4.  Модель Манделла - флеминга.

5.  Макроэкономическая политика в малой открытой эко-

номике  при  фиксированном  и  плавающем  валютном 

курсе в условиях различной мобильности капитала.

Темы рефератов и сообщений

1.  Валютная политика Беларуси в современных условиях.

2.  Взаимодействие  внутреннего  и  внешнего  равновесия 

национальной экономики республики Беларусь.

3.  Динамика основных показателей, характеризующих от- 

ношение Беларуси с внешним миром за период с 2005 го- 

да.

4.  Специфика МОэ в содержании и реализации экономи-

ческой политики белорусского государства.

вопросы для обсуждения

1.  Каким  образом  повышение  или  понижение  курса  на-

циональной валюты повлияет на:

а) потребителей?

б) отрасли промышленности, ориентированные на экс- 

порт?

в) отрасли промышленности, использующие импортное 

сырье и оборудование?


background image

212

г) отрасли промышленности, конкурирующие с импор-

том на внутреннем рынке?

д) чистый экспорт?

е) совокупный спрос?

ж) совокупное предложение?

2.  Верны ли следующие утверждения?

а) абсолютно гибкие валютные курсы определяются сво-

бодными колебаниями спроса и предложения валюты.

б) Правительство часто теряет деньги налогоплательщи-

ков в валютных операциях по стабилизации валютного 

курса, но эти потери нужно оценивать положительно, 

так как общество в целом выигрывает от сравнительно 

стабильного валютного курса.

в) Обесценивание и девальвация валюты не являются 

взаимоисключаемыми.

г) Курс центрального банка на стабилизацию рыночной 

ставки процента является оптимальным для стабилиза-

ции обменного курса валюты.

3.  Какие меры должен предпринять центральный банк стра- 

ны при осуществлении валютной интервенции, добива- 

ясь девальвации или ревальвации национальной валюты?

4.  Какими  средствами,  помимо  валютной  интервенции, 

государственные органы могут повлиять на обменный 

курс валют?

5.  В  чем  заключаются  преимущества  системы  управля-

емых  плавающих  валютных  курсов  перед  системой 

абсолютно гибких валютных курсов?

6.  Назовите  два  направления  влияния  бюджетно-нало-

говой политики на платежный баланс. От чего зависит 

итоговое состояние платежного баланса в краткосроч-

ном периоде?

7.  Объясните, почему при фиксированном валютном кур- 

се денежная политика внутри страны оказывается мало- 

эффективной. Какую роль при этом играет проводимая 

центральным банком стерилизация изменения валют-

ных резервов?

8.  На мировом рынке денежных средств процентная став-

ка по среднесрочным межбанковским кредитам обычно 

составляет 5,5-6%. В Беларуси в течение последних двух 

лет  ставка  рефинансирования  составляла  45,0-30,0%. 

Какие последствия для национальной экономики откры- 


background image

213

того типа может вызвать такое значительное отклоне-

ние внутренней процентной ставки от внешней?

контрольные вопросы, тесты и задачи

1.  что из нижеперечисленного способствует повышению 

обменного  курса  национальной  валюты  (при  прочих 

равных условиях):

а) снижение процентных ставок в данной стране;

б) повышение процентных ставок за рубежом;

в) повышение в данной стране уровня цен;

г) повышение в данной стране уровня производитель-

ности труда;

д) повышение в данной стране ставок номинальной за- 

работной платы.

2.  если происходит ревальвация национальной валюты, то 

при прочих равных условиях:

а) пострадают отрасли, ориентированные на потребле-

ние импортного сырья;

б) пострадают отрасли, ориентированные на экспорт;

в) это является признаком несостоятельности экономи-

ческой политики, проводимой правительством данной 

страны;

г) вырастет уровень безработицы в странах-партнерах 

данной страны;

д) не произойдет ничего из вышеназванного.

3.  Увеличение чистого экспорта, при прочих равных усло-

виях, связано с увеличением чистого притока капитала 

из-за рубежа:

а) верно; б) неверно.

4.  В условиях малой открытой экономики с фиксированным  

валютным  курсом  увеличению  совокупного  выпуска 

может способствовать проведение:

а) мягкой денежно-кредитной политики;

б) жесткой денежно-кредитной политики;

в) симулирующей бюджетно-налоговой политики;

г) сдерживающей бюджетно-налоговой политики;

д) верны ответы а) и в).

5.  реальный валютный курс – это:

а) курс, по которому можно фактически приобрети ва- 

люту;


background image

214

б) курс, по которому валюта приобретается в течение не 

более двух дней;

в) официальный валютный курс;

г) курс, отражающий соотношение покупательных спо- 

собностей двух валют;

д) верны ответы а) и в).

6.  задача. если центральный банк принимает меры по за-

щите национальной валюты от обесценивания, то, при 

прочих равных условиях:

а) уровень процентных ставок и уровень безработицы 

относительно снижаются;

б) уровень процентных ставок относительно повыша-

ется, а уровень безработицы относительно снижается;

в) уровень процентных ставок относительно повышает-

ся, а уровень занятости относительно снижается;

г) уровень процентных ставок относительно повышает-

ся, при неизменном уровне совокупного спроса.

7.  что из нижеперечисленного не вызывает краткосрочно-

го роста чистого экспорта?

а) снижение курса национальной валюты;

б) снижение курса иностранной валюты;

в) проведение ведущими торговыми партнерами в сво-

их странах стимулирующей экономической политики;

г) снижение иностранными торговыми партнерами уров- 

ня тарифных барьеров.

8.  задача. В стране а 1 кг хлеба стоит 0,9 доллара, а в стра-

не Б – 6500 рублей. рассчитайте обменный курс доллара 

по  отношению  к  рублю  по  паритету  покупательной 

способности. 

9.  Основные объекты валютной политики:

а) условия обеспечения текущей и полной конвертиру-

емости национальной валюты;

б) уровень обменного курса;

в) формирование национальных валютных резервов;

г) обслуживание внешней задолженности страны;

д) степень интегрированности национальной экономи-

ки в международные экономические отношения;

е) порядок проведения международных расчетов.


background image

215

рекомендуемая учебная литература:

1.  Лемешевский,  И.М.  Макроэкономика:  мировой  опыт 

и  белорусская  практика:  учеб.  пособие  для  студентов 

вузов,  обуч.  по  экон.  спец.  /  И.М.  Лемешевский. –  3-е 

изд., доп. и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701 с. 

(раздел 8).

2.  агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов 

вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина; 

под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб. 

и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 13, 14, 

15, 16).

3.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-

ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. гряз- 

новой, Н.Н. Думной. — 6-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2011. 

– 680 с.  (глава 14, 15, 16, 17).

4.  Дорнбуш,  р.  Макроэкономика:  учебник  /  р.  Дорнбуш, 

С. фишер; пер. с англ. – Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М, 

1997. – 783 с. (глава 6, 

§

1-4; глава 20, 

§

1-2).

5.  Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву- 

зов  /  И.В.  Новикова  [и  др.];  под  ред.  И.В.  Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 9).

6.  Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для 

вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 

2006. – 573 с. (глава 7).

7.  Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву- 

зов  /  И.В.  Новикова  [и  др.];  под  ред.  И.В.  Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 10, 11).

8.  Национальная экономика Беларуси: учебник для студен-

тов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Ши- 

мова. – 3-е изд. – Минск: БгэУ, 2009. – 751 с. (глава 12).

Тема 10. экономический рост (2 часа)

1.  Деловые циклы и экономический рост.

2.  Показатели и факторы экономического роста. экстен- 

сивный и интенсивный экономический рост.

3.  Неокейнсианские теории экономического роста (модели 

е.Домара и р. харрода).