ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4112
Скачиваний: 13
211
д) Дефицит счета текущих операций финансируется в
основном чистым притоком капитала.
е) Страна не может изменить общий уровень внутрен-
них цен для того, чтобы восстановить равновесие пла-
тежного баланса.
4. Объясните, каким образом сокращение дефицита госу-
дарственного бюджета может способствовать уменьше-
нию дефицита платежного баланса страны.
занятие 3 (2часа)
1. Содержание валютного курса. Номинальный и реальный
валютный курс. Влияние валютного курса на экспорт и
импорт в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2. Теория паритета покупательной способности. Паритет
процентной ставки. равновесный валютный курс.
3. Взаимодействие внешнего и внутреннего равновесия.
Модель IS- LM-Вр.
4. Модель Манделла - флеминга.
5. Макроэкономическая политика в малой открытой эко-
номике при фиксированном и плавающем валютном
курсе в условиях различной мобильности капитала.
Темы рефератов и сообщений
1. Валютная политика Беларуси в современных условиях.
2. Взаимодействие внутреннего и внешнего равновесия
национальной экономики республики Беларусь.
3. Динамика основных показателей, характеризующих от-
ношение Беларуси с внешним миром за период с 2005 го-
да.
4. Специфика МОэ в содержании и реализации экономи-
ческой политики белорусского государства.
вопросы для обсуждения
1. Каким образом повышение или понижение курса на-
циональной валюты повлияет на:
а) потребителей?
б) отрасли промышленности, ориентированные на экс-
порт?
в) отрасли промышленности, использующие импортное
сырье и оборудование?
212
г) отрасли промышленности, конкурирующие с импор-
том на внутреннем рынке?
д) чистый экспорт?
е) совокупный спрос?
ж) совокупное предложение?
2. Верны ли следующие утверждения?
а) абсолютно гибкие валютные курсы определяются сво-
бодными колебаниями спроса и предложения валюты.
б) Правительство часто теряет деньги налогоплательщи-
ков в валютных операциях по стабилизации валютного
курса, но эти потери нужно оценивать положительно,
так как общество в целом выигрывает от сравнительно
стабильного валютного курса.
в) Обесценивание и девальвация валюты не являются
взаимоисключаемыми.
г) Курс центрального банка на стабилизацию рыночной
ставки процента является оптимальным для стабилиза-
ции обменного курса валюты.
3. Какие меры должен предпринять центральный банк стра-
ны при осуществлении валютной интервенции, добива-
ясь девальвации или ревальвации национальной валюты?
4. Какими средствами, помимо валютной интервенции,
государственные органы могут повлиять на обменный
курс валют?
5. В чем заключаются преимущества системы управля-
емых плавающих валютных курсов перед системой
абсолютно гибких валютных курсов?
6. Назовите два направления влияния бюджетно-нало-
говой политики на платежный баланс. От чего зависит
итоговое состояние платежного баланса в краткосроч-
ном периоде?
7. Объясните, почему при фиксированном валютном кур-
се денежная политика внутри страны оказывается мало-
эффективной. Какую роль при этом играет проводимая
центральным банком стерилизация изменения валют-
ных резервов?
8. На мировом рынке денежных средств процентная став-
ка по среднесрочным межбанковским кредитам обычно
составляет 5,5-6%. В Беларуси в течение последних двух
лет ставка рефинансирования составляла 45,0-30,0%.
Какие последствия для национальной экономики откры-
213
того типа может вызвать такое значительное отклоне-
ние внутренней процентной ставки от внешней?
контрольные вопросы, тесты и задачи
1. что из нижеперечисленного способствует повышению
обменного курса национальной валюты (при прочих
равных условиях):
а) снижение процентных ставок в данной стране;
б) повышение процентных ставок за рубежом;
в) повышение в данной стране уровня цен;
г) повышение в данной стране уровня производитель-
ности труда;
д) повышение в данной стране ставок номинальной за-
работной платы.
2. если происходит ревальвация национальной валюты, то
при прочих равных условиях:
а) пострадают отрасли, ориентированные на потребле-
ние импортного сырья;
б) пострадают отрасли, ориентированные на экспорт;
в) это является признаком несостоятельности экономи-
ческой политики, проводимой правительством данной
страны;
г) вырастет уровень безработицы в странах-партнерах
данной страны;
д) не произойдет ничего из вышеназванного.
3. Увеличение чистого экспорта, при прочих равных усло-
виях, связано с увеличением чистого притока капитала
из-за рубежа:
а) верно; б) неверно.
4. В условиях малой открытой экономики с фиксированным
валютным курсом увеличению совокупного выпуска
может способствовать проведение:
а) мягкой денежно-кредитной политики;
б) жесткой денежно-кредитной политики;
в) симулирующей бюджетно-налоговой политики;
г) сдерживающей бюджетно-налоговой политики;
д) верны ответы а) и в).
5. реальный валютный курс – это:
а) курс, по которому можно фактически приобрети ва-
люту;
214
б) курс, по которому валюта приобретается в течение не
более двух дней;
в) официальный валютный курс;
г) курс, отражающий соотношение покупательных спо-
собностей двух валют;
д) верны ответы а) и в).
6. задача. если центральный банк принимает меры по за-
щите национальной валюты от обесценивания, то, при
прочих равных условиях:
а) уровень процентных ставок и уровень безработицы
относительно снижаются;
б) уровень процентных ставок относительно повыша-
ется, а уровень безработицы относительно снижается;
в) уровень процентных ставок относительно повышает-
ся, а уровень занятости относительно снижается;
г) уровень процентных ставок относительно повышает-
ся, при неизменном уровне совокупного спроса.
7. что из нижеперечисленного не вызывает краткосрочно-
го роста чистого экспорта?
а) снижение курса национальной валюты;
б) снижение курса иностранной валюты;
в) проведение ведущими торговыми партнерами в сво-
их странах стимулирующей экономической политики;
г) снижение иностранными торговыми партнерами уров-
ня тарифных барьеров.
8. задача. В стране а 1 кг хлеба стоит 0,9 доллара, а в стра-
не Б – 6500 рублей. рассчитайте обменный курс доллара
по отношению к рублю по паритету покупательной
способности.
9. Основные объекты валютной политики:
а) условия обеспечения текущей и полной конвертиру-
емости национальной валюты;
б) уровень обменного курса;
в) формирование национальных валютных резервов;
г) обслуживание внешней задолженности страны;
д) степень интегрированности национальной экономи-
ки в международные экономические отношения;
е) порядок проведения международных расчетов.
215
рекомендуемая учебная литература:
1. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт
и белорусская практика: учеб. пособие для студентов
вузов, обуч. по экон. спец. / И.М. Лемешевский. – 3-е
изд., доп. и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701 с.
(раздел 8).
2. агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов
вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина;
под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб.
и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 13, 14,
15, 16).
3. Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-
ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. гряз-
новой, Н.Н. Думной. — 6-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2011.
– 680 с. (глава 14, 15, 16, 17).
4. Дорнбуш, р. Макроэкономика: учебник / р. Дорнбуш,
С. фишер; пер. с англ. – Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М,
1997. – 783 с. (глава 6,
§
1-4; глава 20,
§
1-2).
5. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву-
зов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 9).
6. Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для
вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер,
2006. – 573 с. (глава 7).
7. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву-
зов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 10, 11).
8. Национальная экономика Беларуси: учебник для студен-
тов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Ши-
мова. – 3-е изд. – Минск: БгэУ, 2009. – 751 с. (глава 12).
Тема 10. экономический рост (2 часа)
1. Деловые циклы и экономический рост.
2. Показатели и факторы экономического роста. экстен-
сивный и интенсивный экономический рост.
3. Неокейнсианские теории экономического роста (модели
е.Домара и р. харрода).