ВУЗ: Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса
Категория: Лекция
Дисциплина: Моделирование систем
Добавлен: 19.11.2018
Просмотров: 822
Скачиваний: 12
В ряде реальных экономических и производственных задач необходимо учитывать изменение моделируемого процесса во времени и влияние времени на критерий оптимальности. Для решения указанных задач используется метод динамического планирования (динамическое программирование). Этот метод более сложен по сравнению с методами расчета статических оптимизационных задач, изложенных выше. Также не простым делом является процесс построения для реальной задачи математической модели динамического программирования.
Пусть рассматривается задача, распадающаяся на т шагов или этапов, например планирование деятельности предприятия на несколько лет, поэтапное планирование инвестиций, управление производственными мощностями в течение длительного срока. Показатель эффективности задачи в целом обозначим через W, а показатели эффективности на отдельных шагах — через . Если W обладает свойством аддитивности, т.е. , (2.9) то можно найти оптимальное решение задачи методом динамического программирования.
Таким образом, динамическое программирование — это метод оптимизации многошаговых или многоэтапных процессов, критерий эффективности которых обладает свойством (2.9). В задачах динамического программирования критерий эффективности называется выигрышем. Данные процессы управляемые, и от правильного выбора управления зависит величина выигрыша.
Переменную хi, от которой зависят выигрыш на i-м шаге и, следовательно, выигрыш в целом, называют шаговым управлением, .
Управлением процесса в целом Х называется последовательность шаговых управлений Х = (x1, х2,..., хi ,..., хm).
Оптимальным управлением х* считают такое значение управления х, при котором значение W(x*) является максимальным (или минимальным, если требуется уменьшить проигрыш): W* = W(x*) = max {W(x)}, xX, где Х – область допустимых решений. Оптимальное управление х* определяется последовательностью оптимальных шаговых управлений х*=(х1*, х2*, …, хm*).
В основе метода динамического программирования лежит принцип оптимальности Беллмана, формулирующийся следующим образом: управление на каждом шаге надо выбирать так, чтобы оптимальной была сумма выигрышей на всех оставшихся до конца процесса шагах, включая выигрыш на данном шаге.
При решении задачи динамического программирования на каждом шаге выбирается управление, которое должно привести к оптимальному выигрышу, т.е. в многошаговых процессах все шаги зависят друг от друга, и, следовательно, управление на каждом конкретном шаге надо выбирать с учетом его будущих воздействий на весь процесс.
Другой момент, который следует учитывать при выборе управления на данном шаге, — это возможные варианты окончания предыдущего шага. Эти варианты определяют состояние процесса. Таким образом, при выборе шагового управления необходимо учитывать: 1) возможные исходы предыдущего шага и 2) влияние управления на все оставшиеся до конца процесса шаги.
В задачах динамического программирования первый пункт учитывают, делая на каждом шаге условные предположения о возможных вариантах окончания предыдущего шага и проводя для каждого из вариантов условную оптимизацию. Выполнение второго пункта обеспечивается тем, что в задачах динамического программирования условная оптимизация проводится от конца процесса к началу. Сперва оптимизируется последний m-й шаг, на котором не надо учитывать возможные воздействия выбранного управления хm на все последующие шаги, так как эти шаги просто отсутствуют. Делая предположения об условиях окончания (m-1)-го шага, для каждого из них проводят условную оптимизацию m-го шага и определяют условное оптимальное управление хm. Аналогично поступают для (m-l)-ro шага, делая предположения об исходах окончания (m-2)-ro шага и определяя условное оптимальное управление на (m-1)-м шаге, приносящее оптимальный выигрыш на двух последних шагах — (m-1)-м и m-м. Так же действуют на всех остальных шагах до первого. На первом шаге, как правило, не надо делать условных предположений, так как состояние системы перед первым шагом обычно известно.
Для этого состояния выбирают оптимальное шаговое управление, обеспечивающее оптимальный выигрыш на первом и всех последующих шагах. Это управление является безусловным оптимальным управлением на первом шаге и, зная его, определяются оптимальное значение выигрыша и безусловные оптимальные управления на всех шагах.
Для написания математической постановки задачи динамического программирования введём следующие обозначения:
s — состояние процесса;
Sj — множество возможных состояний процесса перед i-м шагом;
Wi — выигрыш с i-го шага до конца процесса, . Можно определить следующие основные этапы составления математической модели задачи динамического программирования.
1). Разбиение задачи на шаги (этапы). Шаг не должен быть слишком мелким, чтобы не проводить лишних расчетов и не должен быть слишком большим, усложняющим процесс шаговой оптимизации.
2). Выбор переменных, характеризующих состояние s моделируемого процесса перед каждым шагом, и выявление налагаемых на них ограничений.
3). Определение множества шаговых управлений хi, и налагаемых на них ограничений, т.е. области допустимых управлений X.
4). Определение выигрыша (s, xi), который принесёт на i-м шаге управление xi, если система перед этим находилась в состоянии s.
5). Определение
состояния s', в которое переходит система
из со-
стояния s
под влиянием управления хi:
,
где fi— функция перехода на i-м шаге из состояния s в состояние s'.
6). Составление
уравнения, определяющего условный
оптималь-
ный выигрыш на последнем
шаге, для состояния s
моделируе-
мого
процесса:
.
7). Составление
основного функционального уравнения
динами-
ческого программирования,
определяющего условный опти-
мальный
выигрыш для данного состояния s
с
i-го
шага и до кон-
ца процесса через уже
известный условный оптимальный
выигрыш
с (i+1)-го
шага и до конца:
(2.10)
В уравнении (2.10) в уже известную функцию Wi+1(s), характеризующую условный оптимальный выигрыш с (i+1)-го шага до конца процесса, вместо состояния s подставлено новое состояние s' = fi(s, xi), в которое система переходит на i-м шаге под влиянием управления хi.
Заметим, что структура модели динамического программирования отличается от статической модели линейного программирования. Действительно, в моделях линейного программирования управляющие переменные — это одновременно и переменные состояния моделируемого процесса, а в динамических моделях отдельно вводятся переменные управления хi, и переменные, характеризующие изменение состояния s под влиянием управления. Таким образом, структура динамических моделей более сложная, что естественно, так как в этих моделях дополнительно учитывается фактор времени.
Основными метода решения задач динамического программирования является метод комбинаторного перебора возможных вариантов решений и аналогичный по идеологии – метод ветвей и границ.
Процесс разработки меню для больных сахарным диабетом является дискретным управляемым процессом, т.к. набор блюд является дискретным, а его подбор может осуществляться в течение дня, недели, месяца последовательно во времени в соответствии с множеством критериев. Однако, для разработки оптимального меню больных сахарным диабетом нецелесообразно применять модели динамического программирования, т.к. достаточно просто динамику подбора блюд в соответствии с гликемическим индексом, углеводосодержанием (хлебными единицами) и т.д. заменить на «статический план потребления» блюд за сутки, за неделю, за месяц, выполняя формирование оптимального меню на конкретный временной интервал без его корректировки в течение выбранного интервала. Что позволит упростить решение задачи оптимизации рациона и меню больных сахарным диабетом.
Графические модели используются тогда, когда задачу удобно представить в виде графической структуры. К таким классам задач относятся транспортные задачи, задачи оптимизации на графах и сетях, такие как, нахождение оптимального маршрута, прохождение заданного маршрута с минимальным временем, задачи обхода вершин деревьев и т.д. Для решения указанных задач применяют специальные методы и алгоритмы, реализуемые на ЭВМ, в большей степени имеющие отношение не к математическому моделированию, а к алгоритмизации и программированию.