ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2381
Скачиваний: 4
136
1.
Подобрать
информационные
материалы
по
проведению
экологи
-
ческой
экспертизы
(
государственной
или
общественной
)
по
одному
из
крупных
проектов
,
оказывающих
значимое
воздействие
на
окружающую
среду
.
2.
Выполнить
анализ
заключения
государственной
или
обществен
-
ной
экологической
экспертизы
.
3.
Представить
полученные
результаты
в
виде
компьютерной
пре
-
зентации
,
с
отражением
следующих
позиций
:
−
национальная
законодательная
база
проведения
экологической
экспертизы
;
−
время
проведения
экспертизы
и
состав
экспертной
комиссии
;
−
характеристика
намечаемой
деятельности
;
−
ключевые
виды
воздействия
на
окружающую
среду
;
−
существующее
состояние
и
прогнозируемое
значительное
измене
-
ние
компонентов
окружающей
среды
в
результате
реализации
намечае
-
мой
деятельности
;
−
полнота
предлагаемых
мер
по
предотвращению
,
минимизации
или
компенсации
воздействия
;
−
оценка
полноты
и
объективности
выводов
,
сделанных
в
Заключе
-
нии
экологической
экспертизы
;
−
особенности
реализации
проекта
в
текущий
период
.
Исходные
данные
:
−
заключения
государственной
или
общественной
экологической
экспертиз
проекта
хозяйственной
или
иной
деятельности
в
Республике
Беларусь
или
одной
из
стран
СНГ
.
Источники
информации
:
Дончева
,
А
.
В
.
Экологическое
проектирование
и
экспертиза
:
Практика
/
А
.
В
.
Дончева
.
М
.:
АспектПресс
, 2002. 286
с
.
Дьяконов
,
К
.
Н
.
Экологическое
проектирование
и
экспертиза
/
К
.
Н
.
Дьяконов
,
А
.
В
.
Дончева
.
М
.:
АспектПресс
, 2002. 384
с
.
Интернет
-
ресурсы
.
Тема
практического
занятия
.
Экспертиза
учебной
проектной
документации
и
подготовка
заключения
государственной
экологи
-
ческой
экспертизы
– 2
ч
.
Цель
:
сформировать
практические
навыки
анализа
проектной
доку
-
ментации
и
подготовить
заключение
государственной
экологической
экспертизы
по
учебной
проектной
документации
.
Форма
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
.
Последовательность
выполнения
работ
:
137
1.
Изучить
требования
нормативных
правовых
актов
Республики
Беларусь
к
составлению
заключения
государственной
экологической
экспертизы
.
2.
Изучить
материалы
учебной
проектной
документации
на
примере
экологического
паспорта
проекта
,
раздела
«
Охрана
окружающей
среды
»,
предоставляемых
на
государственную
экологическую
экспертизу
в
Рес
-
публике
Беларусь
.
3.
Подготовить
в
письменной
форме
экспертное
заключение
в
соот
-
ветствии
с
требованиями
природоохранного
законодательства
Республи
-
ки
Беларусь
.
4.
Сделать
вывод
о
соответствии
или
несоответствии
намечаемой
деятельности
действующему
законодательству
,
а
также
особых
условиях
реализации
проектных
решений
.
Исходные
данные
:
–
учебные
материалы
по
проектной
документации
(
экологический
паспорт
проекта
,
раздел
«
Охрана
окружающей
среды
»).
Источники
информации
:
Закон
Республики
Беларусь
«
О
государственной
экологической
экспертизе
»,
от
9.11.2009.
Положение
Совета
Министров
Республики
Беларусь
о
порядке
проведения
го
-
сударственной
экологической
экспертизы
,
от
10.05.2010.
Экологическая
экспертиза
/
сост
.
В
.
М
.
Мисюченко
,
Л
.
С
.
Ивашечкина
,
К
.
М
.
Мукина
.
Минск
:
МГЭУ
им
.
А
.
Д
.
Сахарова
, 2011. 68
с
.
Тема
практического
занятия
.
Подготовка
отчета
об
оценке
воз
-
действия
на
окружающую
среду
по
учебной
проектной
документа
-
ции
и
проведение
общественных
обсуждений
– 4
ч
.
Цель
:
сформировать
теоретические
представления
о
содержании
и
последовательности
выполнения
этапов
ОВОС
и
практические
навыки
в
составлении
документации
ОВОС
.
Форма
проведения
:
работа
в
малых
группах
и
ролевая
игра
.
Последовательность
выполнения
работ
:
1.
Изучить
требования
нормативных
правовых
актов
Республики
Беларусь
к
процедуре
проведения
общественных
слушаний
.
2.
Изучить
информационные
материалы
отчета
об
ОВОС
по
одному
из
проектов
намечаемой
хозяйственной
деятельности
в
Республике
Бела
-
русь
.
3.
Подготовить
по
проектной
документации
компьютерную
презен
-
тацию
отчета
об
ОВОС
для
его
рассмотрения
на
общественных
слуша
-
ниях
.
4.
Провести
учебные
общественные
слушания
,
включая
:
138
−
выступление
заказчика
;
−
выступление
проектной
организации
;
−
поступление
вопросов
от
общественности
,
ответы
заказчика
и
проектной
организации
.
5.
По
результатам
общественных
слушаний
заказчику
и
проектной
организации
сформировать
согласованное
предложение
о
возможности
и
целесообразности
реализации
планируемой
деятельности
исходя
из
эко
-
логических
и
связанных
с
ними
социально
-
экономических
и
иных
по
-
следствий
.
Исходные
данные
:
−
материалы
отчетов
об
ОВОС
по
проектной
документации
.
Источники
информации
:
Закон
Республики
Беларусь
«
О
государственной
экологической
экспертизе
»,
от
9.11.2009.
Положение
Совета
Министров
Республики
Беларусь
о
порядке
проведения
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
,
от
10.05.2010.
Марцуль
,
В
.
Н
.
Оценка
воздействия
на
окружающую
среду
/
В
.
Н
.
Марцуль
.
Минск
:
БГТУ
, 2006. 284
с
.
Правовые
рекомендации
и
проект
двустороннего
соглашения
между
Республи
-
кой
Беларусь
и
Республикой
Польша
по
реализации
Конвенции
Эспо
/
С
.
А
.
Балашен
-
ко
,
А
.
А
.
Жлоба
,
А
.
Андрусевич
.
Минск
:
ООО
«
Белсэнс
», 2010. 75
с
.
Интернет
-
ресурсы
.
Тема
практического
занятия
.
Идентификация
экологических
аспектов
процессов
,
продукции
и
услуг
при
внедрении
системы
управления
окружающей
средой
на
предприятии
– 2
ч
.
Цель
:
сформировать
практические
навыки
эколого
-
экономического
анализа
деятельности
предприятия
и
выявления
его
экологических
ас
-
пектов
,
связанных
с
процессами
,
продукцией
и
услугами
.
Форма
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
.
Последовательность
выполнения
работ
:
1.
Изучить
требования
международного
стандарта
ISO 14001:2004
к
внедрению
и
функционированию
системы
экологического
менеджмента
на
предприятии
.
2.
Проанализировать
учебные
материалы
по
деятельности
одного
из
предприятий
и
/
или
его
отдельных
подразделений
,
включающие
:
–
общие
сведения
о
предприятии
;
–
местоположение
;
–
трудовые
ресурсы
;
–
сырьевая
база
;
–
топливно
-
энергетическая
база
;
139
–
водопользование
;
–
выпускаемая
продукция
;
–
технологические
процессы
;
–
территориальная
структура
.
3.
Провести
поэтапную
идентификацию
экологических
аспектов
предприятия
,
включающую
:
−
идентификацию
видов
основной
производственной
и
вспомога
-
тельной
деятельности
предприятия
;
−
идентификацию
источников
воздействия
на
окружающую
среду
по
каждому
виду
деятельности
;
−
идентификацию
экологических
аспектов
,
связанных
с
выявленны
-
ми
источниками
воздействия
;
4.
Результаты
представить
в
виде
таблицы
,
содержащей
:
перечень
экологических
аспектов
,
количественную
величину
аспекта
и
единицы
измерения
,
источник
образования
(
цех
,
технологический
процесс
),
ха
-
рактеристику
фактического
и
потенциально
возможного
воздействия
на
окружающую
среду
.
Исходные
данные
:
–
учебные
материалы
по
деятельности
одного
из
предприятий
и
/
или
его
отдельных
подразделений
в
области
воздействия
на
окружающую
среду
.
Источники
информации
:
СТБ
ISO 14001:2004.
Системы
экологического
менеджмента
.
Требования
и
руководство
по
использованию
(
Международный
стандарт
).
Мн
., 2004.
Дайман
,
С
.
Ю
.
Системы
экологического
менеджмента
для
практиков
/
С
.
Ю
.
Дайман
,
Т
.
В
.
Островкова
,
Е
.
А
.
Заика
,
Т
.
В
.
Сокорнова
;
под
.
ред
.
С
.
Ю
.
Даймана
.
М
.:
Изд
-
во
РХТУ
им
.
Д
.
И
.
Менделеева
, 2004. 248
с
.
Родькин
,
О
.
И
.
Экологический
менеджмент
/
О
.
И
.
Родькин
,
Ч
.
А
.
Романовский
,
С
.
С
.
Позняк
.
Минск
:
РИВШ
, 2008. 254
с
.
Интернет
-
ресурсы
.
Тема
практического
занятия
.
Оценка
значимых
экологических
аспектов
при
внедрении
системы
управления
окружающей
средой
на
предприятии
– 2
ч
.
Цель
:
сформировать
практические
навыки
применения
методиче
-
ских
подходов
к
оценке
значимости
экологических
аспектов
предпри
-
ятия
.
Форма
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
.
Последовательность
выполнения
работ
:
1.
Изучить
опыт
и
методические
подходы
к
оценке
значимости
эко
-
логических
аспектов
,
применяемые
в
различных
организациях
.
140
2.
Разработать
вариант
методики
балльной
оценки
значимости
эко
-
логических
аспектов
,
с
учетом
:
–
масштаба
и
характера
воздействия
;
–
периодичности
и
регулируемости
воздействия
;
–
вероятности
возникновения
рисков
и
аварийных
ситуаций
;
–
срочности
снижения
уровня
воздействия
и
др
.
3.
Провести
оценку
значимости
экологических
аспектов
предпри
-
ятия
,
используя
результаты
ранее
выполненной
практической
работы
.
3.
Составить
реестр
значимых
экологических
аспектов
и
предложить
на
его
основе
целевые
экологические
показатели
предприятия
.
Исходные
данные
:
–
результаты
выполненной
практической
работы
по
идентификации
экологических
аспектов
процессов
,
продукции
и
услуг
на
предприятии
;
–
учебные
материалы
по
деятельности
одного
из
предприятий
и
/
или
его
отдельных
подразделений
.
Источники
информации
:
СТБ
ISO 14001:2004.
Системы
экологического
менеджмента
.
Требования
и
руководство
по
использованию
(
Международный
стандарт
).
Мн
., 2004.
Дайман
,
С
.
Ю
.
Системы
экологического
менеджмента
для
практиков
/
С
.
Ю
.
Дайман
,
Т
.
В
.
Островкова
,
Е
.
А
.
Заика
,
Т
.
В
.
Сокорнова
;
под
.
ред
.
С
.
Ю
.
Даймана
.
М
.:
Изд
-
во
РХТУ
им
.
Д
.
И
.
Менделеева
, 2004. 248
с
.
Родькин
,
О
.
И
.
Экологический
менеджмент
/
О
.
И
.
Родькин
,
Ч
.
А
.
Романовский
,
С
.
С
.
Позняк
.
Минск
:
РИВШ
, 2008. 254
с
.
Интернет
-
ресурсы
.
Тема
практического
занятия
.
Оценка
экологической
эффектив
-
ности
внедрения
системы
управления
окружающей
средой
на
пред
-
приятии
– 2
ч
.
Цель
:
сформировать
теоретические
знания
и
практические
навыки
оценки
эффективности
экологической
деятельности
предприятия
.
Форма
проведения
:
работа
в
малых
группах
.
Последовательность
выполнения
работ
:
1.
Изучить
требования
международного
стандарта
ISO 14031:1999
по
оценке
экологической
эффективности
организации
.
2.
Проанализировать
учебные
материалы
по
деятельности
одного
из
предприятий
,
результаты
идентификации
и
оценки
значимости
его
эко
-
логических
аспектов
.
3.
Провести
оценку
экологической
эффективности
управления
на
предприятии
,
используя
информацию
о
:
–
достигнутых
целевых
и
плановых
экологических
показателях
;