ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2384
Скачиваний: 4
131
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
УМК
Учебная
дисциплина
«
Экологическая
экспертиза
менеджмент
и
ау
-
дит
»
изучается
студентами
специальности
1-33 01 02
Геоэкология
днев
-
ного
отделения
на
5
курсе
в
9
семестре
и
заочного
отделения
–
на
6
курсе
в
11
семестре
.
Учебно
-
методический
комплекс
дисциплины
включает
:
•
Типовую
учебную
программу
.
•
Курс
лекций
.
•
Практикум
.
•
Блок
диагностики
знаний
.
•
Глоссарий
.
•
Рекомендуемую
основную
и
дополнительную
литературу
.
•
Приложения
.
Изучение
дисциплины
предполагает
усвоение
теоретического
мате
-
риала
,
на
который
отводится
40
лекционных
часов
.
Для
формирования
практических
приемов
и
навыков
необходимо
выполнить
все
практиче
-
ские
задания
в
объеме
28
часов
.
В
целях
самоконтроля
студентам
рекомендуется
ответить
на
во
-
просы
и
выполнить
тестовые
задания
,
которые
приведены
в
блоке
диаг
-
ностики
знаний
данного
УМК
.
Приведенные
материалы
являются
лишь
примерами
тех
заданий
,
которые
студенты
должны
будут
выполнить
в
процессе
изучения
разделов
дисциплины
.
Раздел
1.
Экологическая
экспертиза
,
менеджмент
и
аудит
как
инструменты
экологической
политики
государства
.
При
изучении
раздела
студенты
должны
ответить
на
контрольные
вопросы
,
выполнить
предложенные
примеры
тестовых
заданий
,
пройти
тест
модуля
1
в
сис
-
теме
СОП
e-University.
Раздел
2.
Экологическая
оценка
проектов
,
программ
,
стратегий
.
Международная
практика
.
При
изучении
раздела
студенты
должны
выполнить
практические
работы
:
1)
Сравнительный
анализ
процедур
проведения
экологической
оценки
в
международных
конвенциях
и
соглашениях
,
национальных
системах
,
международных
финансовых
учреждениях
.
2)
Изучение
опыта
проведения
экологической
оценки
проектов
,
в
том
числе
имеющих
трансграничное
влияние
.
Разработка
Уведомления
о
планируемой
деятельности
.
132
3)
Изучение
опыта
проведения
стратегической
экологической
оцен
-
ки
.
Анализ
результатов
с
применением
экспертных
методов
оценки
.
Нужно
ответить
на
контрольные
вопросы
,
выполнить
примеры
тес
-
товых
заданий
,
пройти
тест
модуля
2
в
системе
СОП
e-University.
Раздел
3.
Экологическая
экспертиза
в
Республике
Беларусь
.
При
изучении
раздела
студенты
должны
выполнить
практические
работы
на
темы
:
1)
Изучение
опыта
проведения
государственной
и
общественной
экологических
экспертиз
проектной
и
иной
документации
.
Анализ
за
-
ключений
.
2)
Экспертиза
учебной
проектной
документации
и
подготовка
за
-
ключения
государственной
экологической
экспертизы
.
3)
Подготовка
отчета
об
оценке
воздействия
на
окружающую
среду
по
учебной
проектной
документации
и
проведение
общественных
обсу
-
ждений
.
При
изучении
раздела
студентам
необходимо
ответить
на
контроль
-
ные
вопросы
,
выполнить
предложенные
в
учебном
пособии
тестовые
за
-
дания
,
пройти
тест
модуля
3
в
системе
СОП
e-University.
Раздел
4.
Экологический
менеджмент
и
аудит
как
системы
контроля
и
эффективного
управления
окружающей
средой
.
При
изу
-
чении
раздела
студенты
должны
выполнить
практические
работы
на
те
-
мы
:
1)
Идентификация
экологических
аспектов
процессов
,
продукции
и
услуг
при
внедрении
системы
управления
окружающей
средой
на
пред
-
приятии
.
2)
Оценка
значимых
экологических
аспектов
при
внедрении
систе
-
мы
управления
окружающей
средой
на
предприятии
.
3)
Оценка
экологической
эффективности
внедрения
системы
управ
-
ления
окружающей
средой
на
предприятии
.
4)
Выполнение
внутреннего
аудита
системы
управления
окружаю
-
щей
средой
на
предприятии
.
Студентам
необходимо
ответить
на
контрольные
вопросы
,
выпол
-
нить
предложенные
в
учебном
пособии
тестовые
задания
,
пройти
тест
модуля
4
в
системе
СОП
e-University.
133
П
Р
А
К
Т
И
К
У
М
Тема
практического
занятия
.
Сравнительный
анализ
процедур
проведения
экологической
оценки
в
международных
конвенциях
и
соглашениях
,
национальных
системах
,
международных
финансовых
учреждениях
– 2
ч
.
Цель
:
сформировать
теоретические
представления
о
содержании
и
последовательности
выполнения
этапов
экологической
оценки
согласно
международным
и
национальным
требованиям
.
Форма
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
.
Последовательность
выполнения
работ
:
1.
Изучить
информационные
материалы
с
описанием
процедуры
экологической
оценки
в
одной
из
стран
или
международном
финансовом
учреждении
.
2.
Дать
характеристику
рассматриваемой
системы
экологической
оценки
по
плану
:
−
законодательная
база
проведения
экологической
оценки
;
−
участники
экологической
оценки
их
функции
.
3.
Составить
структурно
-
логическую
схему
этапов
экологической
оценки
.
4.
Сделать
выводы
о
сходстве
и
различиях
изученной
процедуры
с
общей
схемой
экологической
оценки
проектного
или
стратегического
уровней
.
Исходные
данные
:
−
описание
национальных
процедур
экологической
оценки
стран
,
являющихся
сторонами
Конвенции
Эспо
;
−
описание
процедуры
экологической
оценки
в
международном
фи
-
нансовом
учреждении
(
на
примере
документа
Международной
финансо
-
вой
корпорации
«
Операционная
политика
.
Экологическая
экспертиза
.
ОП
4.01,
октябрь
, 1998
г
.»).
Источники
информации
:
Вторжение
в
природную
среду
.
Оценка
воздействия
/
пер
.
с
англ
.;
под
ред
.
А
.
Ю
.
Ретеюма
.
М
.:
Мысль
, 1983. 192
с
.
Рассмотрение
осуществления
Конвенции
Эспо
//
Серия
публикаций
по
окру
-
жающей
среде
.
ЕЭК
ООН
:
Нью
-
Йорк
и
Женева
. 2008.
№
9.
С
. 93-144.
http://www.ifc.org/ifcext/enviro.nsf/AttachmentsByTitle/pol_EnvAssessment_Russia
n/$FILE/OP401_Russian.pdf
(
дата
обращения
24.09.2011).
http://www.unece.org/env//documents/2008/eia/ece.mp.eia.11.pdf
дата
обращения
24.09.2011).
134
Тема
практического
занятия
.
Изучение
опыта
проведения
экологической
оценки
проектов
,
в
том
числе
имеющих
трансгра
-
ничное
влияние
.
Разработка
Уведомления
о
планируемой
деятель
-
ности
– 4
ч
.
Цель
:
сформировать
теоретические
знания
в
области
международ
-
ных
требований
к
процедуре
экологической
оценки
проектов
с
возмож
-
ным
трансграничным
воздействием
и
практические
навыки
уведомления
о
планируемой
деятельности
.
Форма
проведения
:
работа
в
малых
группах
.
Последовательность
выполнения
работ
:
1.
Определить
права
и
обязанности
участников
,
выявить
особенно
-
сти
выполнения
экологической
оценки
проектов
с
возможным
трансгра
-
ничным
влиянием
(
по
требованиям
Конвенции
Эспо
).
2.
Рассмотреть
методы
,
используемые
для
эффективного
информи
-
рования
общественности
.
3.
Изучить
структуру
Уведомления
о
планируемой
деятельности
,
направляемого
затрагиваемой
стороне
.
4.
Проанализировать
опубликованные
информационные
материалы
по
проекту
,
имеющему
трансграничное
влияние
,
на
примере
одной
из
стран
–
сторон
Конвенции
Эспо
.
3.
Составить
План
участия
общественности
затрагиваемой
стороны
в
трансграничной
экологической
оценке
.
4.
Разработать
Уведомление
о
планируемой
деятельности
,
направ
-
ляемое
затрагиваемой
стороне
.
Исходные
данные
:
–
описание
процедуры
трансграничной
экологической
оценки
со
-
гласно
Конвенции
Эспо
;
–
структура
Уведомления
о
планируемой
деятельности
;
–
информационные
материалы
по
проекту
с
возможным
трансгра
-
ничным
влиянием
.
Источники
информации
:
Конвенция
об
оценке
воздействия
на
окружающую
среду
в
трансграничном
контексте
(
Эспо
). 1991.
Руководство
по
практическому
применению
принятой
в
Эспо
Конвенции
//
Серия
публикаций
по
окружающей
среде
.
ЕЭК
ООН
:
Нью
-
Йорк
и
Женева
. 2006.
№
8.
С
. 47-72.
Руководство
по
участию
общественности
в
Эспо
Конвенции
//
Серия
публика
-
ций
по
окружающей
среде
.
ЕЭК
ООН
:
Нью
-
Йорк
и
Женева
2006.
№
7.
С
. 87-131.
Руководство
по
уведомлению
согласно
Конвенции
Эспо
//
Серия
публикаций
по
окружающей
среде
.
ЕЭК
ООН
:
Нью
-
Йорк
и
Женева
. 2009.
№
10.
С
. 43-63.
Интернет
-
ресурсы
.
135
Тема
практического
занятия
.
Изучение
опыта
проведения
стра
-
тегической
экологической
оценки
.
Анализ
результатов
с
применени
-
ем
экспертных
методов
оценки
– 4
ч
.
Цель
:
сформировать
теоретические
знания
в
области
международ
-
ных
требований
к
стратегической
экологической
оценке
и
сформировать
практические
навыки
применения
экспертных
методов
при
оценке
пла
-
нов
/
программ
в
области
охраны
окружающей
среды
.
Форма
проведения
:
работа
в
малых
группах
.
Последовательность
выполнения
работ
:
1.
Рассмотреть
возможности
применения
экспертных
методов
на
разных
этапах
стратегической
экологической
оценки
.
2.
Изучить
опубликованные
информационные
материалы
одной
из
выполненных
СЭО
плана
/
программы
.
3.
Выполнить
анализ
целей
плана
/
программы
,
определить
его
ос
-
новные
секторальные
характеристики
.
4.
Дать
краткую
характеристику
исходного
состояния
окружающей
среды
,
включая
здоровье
населения
.
5.
Выполнить
анализ
сильных
,
слабых
сторон
программы
,
потен
-
циала
развития
и
экологических
угроз
,
включая
здоровье
населения
.
Ре
-
зультаты
представить
в
виде
таблицы
по
форме
SWOT-
анализа
.
6.
Разработать
шкалу
экологического
ранжирования
и
построить
матрицу
оценки
экологических
угроз
реализации
плана
/
программы
.
Исходные
данные
:
–
отчеты
и
другие
информационные
материалы
по
стратегической
экологической
оценке
проектов
.
Источники
информации
:
Протокол
по
стратегической
экологической
оценке
к
Конвенции
об
оценке
воз
-
действия
на
окружающую
среду
в
трансграничном
контексте
. 2003.
Информационное
руководство
по
стратегической
экологической
оценке
/
И
.
П
.
Усова
,
В
.
С
.
Ложечко
,
О
.
Н
.
Лопачук
и
др
.
Минск
:
ООО
«
Белсэнс
», 2010. 63
с
.
Интернет
-
ресурсы
.
Тема
практического
занятия
.
Изучение
опыта
проведения
госу
-
дарственной
и
общественной
экологических
экспертиз
проектной
и
иной
документации
.
Анализ
заключений
– 4
ч
.
Цель
:
сформировать
теоретические
представления
о
содержании
и
процедурах
экологических
экспертиз
в
Республике
Беларусь
и
странах
СНГ
.
Форма
проведения
:
работа
в
малых
группах
.
Последовательность
выполнения
работ
: