ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2386
Скачиваний: 4
126
Таблица
19
Элементы
процедуры
внутренних
аудитов
систем
менеджмента
качества
и
экологического
менеджмента
Позиция
элементов
в
структуре
стандарта
ISO 19011:2002
Название
элементов
4.
Управление
программой
аудитов
Определение
цели
программы
аудитов
(
п
. 4.2)
Определение
объема
программы
аудитов
(
п
. 4.3)
Ответственность
,
ресурсы
и
процедуры
программы
аудита
(
п
.
4.4)
Внедрение
программы
аудитов
(
п
. 4.5):
•
Информирование
заинтересованных
сторон
•
Координация
и
подготовка
графика
аудита
•
Квалификация
аудиторов
и
выбор
аудиторских
групп
•
Предоставление
необходимых
ресурсов
•
Проведение
аудитов
•
Поддержание
протоколов
аудитов
Мониторинг
и
анализ
программы
аудитов
(
п
. 4.6)
5.
Проведение
аудитов
Инициализация
аудита
(
п
. 5.2):
•
Назначение
ведущего
аудитора
группы
•
Определение
целей
,
критериев
и
объема
аудита
•
Оценка
осуществимости
аудита
•
Выбор
аудиторской
группы
и
установление
начальных
кон
-
тактов
Подготовка
к
аудиту
(
п
. 5.3):
•
Предварительный
анализ
документации
•
Подготовка
плана
аудита
и
распределение
обязанностей
в
группе
•
Подготовка
рабочих
документов
Проведение
аудита
на
месте
(
п
. 5.4):
•
Вступительное
совещание
•
Общение
в
ходе
аудита
•
Сопровождающие
и
наблюдатели
•
Сбор
и
проверка
информации
•
Выработка
наблюдений
аудита
•
Подготовка
заключений
по
результатам
аудита
•
Заключительное
совещание
Подготовка
,
утверждение
и
распространение
отчета
по
аудиту
.
Завершение
аудита
(
п
. 5.5)
Проведение
последующих
действий
(
п
. 5.6)
127
Если
по
результатам
анализа
аудитор
выявил
незавершенные
несо
-
ответствия
,
он
должен
включить
проверку
завершения
этих
действий
в
план
аудита
,
если
объем
и
цели
аудита
позволяют
это
сделать
.
В
плане
аудита
должны
быть
были
отражены
следующие
аспекты
:
•
цели
,
объем
,
критерии
аудита
;
•
дату
и
место
,
где
должны
осуществляться
действия
по
аудиту
;
•
ожидаемое
время
и
продолжительность
действий
по
аудиту
на
мес
-
тах
,
включая
совещания
с
руководством
проверяемой
организации
и
со
-
вещания
аудиторской
группы
;
•
роли
и
обязанности
членов
аудиторской
группы
;
Вступительное
совещание
предварительно
готовит
и
проводит
ве
-
дущий
аудитор
.
К
основным
вопросам
на
вступительном
совещании
от
-
носятся
:
подтверждение
плана
аудита
,
краткое
изложение
последова
-
тельности
действий
при
аудите
,
ответы
на
вопросы
проверяемых
,
обя
-
занности
сторон
,
которые
принимают
участие
в
аудите
,
определение
не
-
обходимости
,
дату
,
времени
и
места
проведения
заключительного
сове
-
щания
.
В
ходе
аудита
на
местах
информация
собирается
с
помощью
ана
-
лиза
документации
,
собеседования
с
персоналом
,
непосредственного
на
-
блюдения
за
осуществляемой
деятельностью
.
Полученная
информация
регистрируется
аудитором
в
опросных
листах
фрагмент
которых
приве
-
ден
на
рис
. 16.
Опросный
лист
является
рабочим
документом
аудитора
,
поэтому
в
нем
предусмотрены
поля
для
рукописного
заполнения
.
Аудитор
:
Всего
листов
:
Объекты
аудита
Контакты
№
п
/
п
Вопрос
Критерий
оценки
Категория
Свидетельство
Рис
. 16.
Фрагмент
формы
опросного
листа
аудитора
Полученные
сведения
регистрируются
аудитором
и
должны
быть
проверяемые
,
так
как
только
такая
информация
может
быть
свидетель
-
ством
аудита
.
Для
выработки
наблюдений
аудитор
оценивает
получен
-
ные
свидетельства
с
точки
зрения
критериев
аудита
.
Наблюдения
клас
-
сифицируются
по
трем
категориям
:
А
–
соответствует
критерию
аудита
;
Б
–
не
соответствует
критерию
аудита
,
но
проблема
является
незначи
-
128
тельной
и
легко
устраняется
;
В
–
не
соответствует
критерию
аудита
,
проблема
является
существенной
и
требует
особого
внимания
руково
-
дства
,
выявления
причин
и
применения
корректирую
-
щих
/
предупреждающих
действий
.
Наблюдения
аудита
категорий
Б
и
В
оформляются
в
виде
отчетов
о
несоответствии
,
в
которых
также
опреде
-
ляются
последующие
действия
по
результатам
аудита
.
Форма
отчета
приведена
в
приложении
4.
Все
отчеты
о
несоответствии
регистрируются
в
специальном
журнале
.
После
проведения
аудита
на
местах
аудиторская
группа
вырабаты
-
вает
заключение
по
результатам
аудита
и
готовит
проекты
отчетов
о
не
-
соответствии
и
проект
отчета
об
аудите
.
На
заключительном
совещании
,
обязательно
в
присутствии
руководителя
проверяемого
подразделения
,
рассматривают
вопросы
:
•
оглашение
результатов
аудита
;
•
согласование
оценок
ситуации
;
•
рассмотрение
предложений
по
исправительным
,
корректирующим
и
предупреждающим
действиям
.
По
результатам
совещания
ведущий
аудитор
готовит
отчет
,
копии
которого
направляются
заинтересованным
сторонам
.
После
рассылки
копий
утвержденного
отчета
аудит
считается
завершенным
.
Последую
-
щие
корректирующие
действия
,
принятые
по
результатам
аудита
,
вы
-
полняются
проверяемыми
по
согласованным
срокам
и
не
рассматрива
-
ются
как
часть
данного
аудита
.
Результаты
внутреннего
аудита
являются
неотъемлемой
частью
до
-
кументации
СЭМ
,
которую
анализирует
высшее
руководство
.
Входные
данные
для
анализа
со
стороны
руководства
должны
включать
(ISO14001:2004,
п
. 4.6):
•
результаты
внутренних
аудитов
и
оценок
соответствия
требованиям
законов
и
другим
принятым
организацией
требованиям
;
•
сообщения
,
поступившие
в
организацию
от
внешних
заинтересован
-
ных
сторон
;
•
данные
по
экологической
результативности
организации
;
•
данные
по
достижению
целевых
и
плановых
экологических
показа
-
телей
;
•
статус
корректирующих
и
предупреждающих
действий
;
•
действия
по
реагированию
на
результаты
предыдущих
анализов
со
стороны
руководства
;
•
изменившиеся
обстоятельства
,
включая
требования
законодательст
-
ва
,
связанные
с
экологическими
аспектами
деятельности
организации
;
129
•
рекомендации
по
улучшению
.
Выходные
данные
анализа
со
стороны
руководства
должны
вклю
-
чать
решения
или
действия
,
связанные
с
возможными
изменениями
в
экологической
политике
,
целях
,
задачах
и
прочих
элементах
системы
экологического
менеджмента
организации
,
согласующиеся
с
е
e
привер
-
женностью
непрерывному
улучшению
.
Непрерывное
улучшение
являет
-
ся
главной
характеристикой
результативной
СЭМ
и
достигается
методом
установления
и
непрерывного
улучшения
целевых
и
плановых
экологи
-
ческих
показателей
.
При
внедренной
системе
экологического
менедж
-
мента
организация
находится
в
постоянном
поиске
по
наращиванию
по
-
тенциала
экологической
результативности
.
Для
оценивания
экологической
эффективности
организации
исполь
-
зуют
показатели
:
•
эффективности
управления
,
обеспечивающие
информацию
об
уси
-
лиях
,
предпринимаемых
руководством
с
целью
обеспечения
экологиче
-
ской
эффективности
деятельности
;
•
показатели
эффективности
функционирования
,
обеспечивающие
информацию
об
экологической
эффективности
функционирования
орга
-
низации
;
•
показатели
состояния
окружающей
среды
.
Отчеты
и
распространение
информации
об
экологической
эффек
-
тивности
организации
помогают
персоналу
выполнять
свои
обязанности
,
содействуя
тем
самым
достижению
соответствия
установленным
крите
-
риям
СЭМ
.
Организация
должна
быть
уверена
в
работоспособности
системы
экологического
менеджмента
в
будущем
.
Эти
положения
тестируются
при
проведении
аудита
по
сертификации
,
в
результате
которой
может
быть
выдан
Сертификат
,
подтверждающий
соответствие
СЭМ
нацио
-
нальным
или
международным
стандартам
серии
ИСО
14000.
Организа
-
ции
с
работоспособной
системой
экологического
менеджмента
могут
быть
сертифицированы
с
выполнением
условий
:
•
элементы
системы
экологического
менеджмента
должны
быть
вне
-
дрены
в
соответствии
с
нормативами
сертификации
;
•
при
использовании
системы
экологического
менеджмента
организа
-
ция
получает
возможность
осуществлять
деятельность
в
соответствии
с
механизмом
экологического
регулирования
;
•
экологическая
политика
должна
содержать
обязательные
цели
не
-
прерывного
улучшения
системы
экологического
менеджмента
,
умень
-
шение
загрязнения
окружающей
среды
и
рисков
.
130
Организация
объявляет
государственным
органам
о
процессе
сер
-
тификации
.
Она
подаёт
заявку
в
центральный
орган
по
экологической
сертификации
,
в
которой
сообщаются
сведения
о
наличии
внедренной
системы
экологического
менеджмента
и
содержится
просьба
подтвер
-
дить
соответствие
системы
требованиям
стандарта
СТБ
ИСО
14001-2005.
Организация
берет
на
себя
ответственность
по
соблюдению
процедуры
проведения
аудиторской
проверки
и
обязуется
взять
на
себя
расходы
по
ее
проведению
.
Центральный
орган
определяет
аккредитованный
орган
по
экологи
-
ческой
сертификации
и
адресует
ему
заявку
.
На
этой
стадии
осуществля
-
ется
предварительная
оценка
системы
экологического
менеджмента
.
Ак
-
кредитованный
орган
определяет
готовность
организации
к
сертифика
-
ции
и
разрабатывает
план
проведения
сертификационного
аудита
.
У
зая
-
вителя
запрашиваются
документальные
свидетельства
функционирова
-
ния
системы
экологического
менеджмента
:
руководство
по
разработке
и
внедрению
системы
экологического
менеджмента
,
экологический
пас
-
порт
,
данные
об
аудитах
,
корректирующих
действиях
,
предлагается
за
-
полнить
анкету
-
вопросник
(
О
.
И
.
Родькин
,
Ч
.
А
.
Романовский
и
др
., 2008)
.
Последующие
действия
аудиторской
группы
осуществляются
в
са
-
мой
организации
.
Элементы
системы
экологического
менеджмента
срав
-
ниваются
с
сертификационными
нормативами
СТБ
ИСО
14001.
Следуя
требованиям
сертификации
,
составляется
отчет
по
проверке
.
Получен
-
ные
в
ходе
аудита
результаты
рассматриваются
на
управлении
Совета
органа
по
сертификации
,
где
принимается
решение
о
выдаче
или
невы
-
даче
экологического
сертификата
.
Материалы
по
результатам
рассмот
-
рения
направляются
в
центральный
орган
по
экологической
сертифика
-
ции
,
который
оформляет
и
выдает
организации
-
заявителю
сертификат
.
Срок
действия
сертификата
устанавливается
не
более
чем
на
три
года
,
после
чего
процедура
аудита
повторяется
.
Организацией
заключается
соглашение
с
центральным
органом
эко
-
логической
сертификации
,
в
котором
устанавливаются
обязательства
сторон
.
Заявитель
должен
информировать
об
изменениях
СЭМ
,
претен
-
зиях
третьих
сторон
.
Организация
получает
право
использовать
серти
-
фикат
с
логотипом
сертифицирующей
организации
,
а
центральный
орган
берет
на
себя
обязательства
по
проведению
планового
и
внепланового
инспекционного
контроля
за
сертифицированной
СЭМ
.
Плановый
кон
-
троль
проводится
не
реже
одного
раза
в
год
,
внеплановые
проверки
–
при
поступлении
претензий
со
стороны
третьих
лиц
,
внесении
изменений
в
СЭМ
.
По
результатам
инспекционных
проверок
действие
сертификата
может
быть
приостановлено
или
прекращено
.