Файл: Информатика Щапов Щапова.pdf

Добавлен: 19.10.2018

Просмотров: 12742

Скачиваний: 132

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86 

3)  в появившемся на месте курсора шаблоне двухмерного 

графика ввести на оси абсцисс имя аргумента, на оси ординат – 
имя функции; 

4)  щелкнуть мышью вне шаблона графика – для заданного 

диапазона изменения аргумента график будет построен. 

 

Рис. 12. Символьные вычисления, построение графика функции  

и арифметические действия с матрицами 


background image

87 

Если диапазон значений аргумента не задан, по умолчанию 

график строится в диапазоне значений аргумента от –10 до 10. 

Чтобы  в  одном  шаблоне  разместить  несколько  графиков, 

следует,  набрав  на  оси  ординат  имя  первой  функции,  нажать 
клавишу  ,  (запятая)  и  в  появившемся  месте  ввода  (черном 
квадратике)  вписать  имя  второй  функции  и  т.д.  Если  функции 
имеют  разные  аргументы,  то  на  оси  абсцисс  надо  ввести  также 
через запятую имена аргументов функций. 

Для  форматирования  графика  необходимо  дважды  щелк-

нуть  мышью  в  области  графика – откроется  диалоговое  окно 
форматирования графика. 

Определить  вектор  или  матрицу  можно  следующим  обра-

зом (см. рис. 12): 

1) введите имя матрицы и оператор присваивания (:=); 
2) на  панели  Матрица  щелкните  на  кнопке  Матрица  или 

вектор.  Откроется  диалоговое  окно,  в  котором  введите  число 
строк и число столбцов матрицы и щелкните на кнопке ОК. На 
экране появится шаблон матрицы; 

3) каждое место ввода в шаблоне заполните числами. 
Нумерация  элементов  массива  (вектора  или  матрицы)  мо-

жет  начинаться  с 0, 1 или  с  любого  другого  числа.  Порядком 
нумерации элементов массива управляет встроенная переменная 
ORIGIN.  По  умолчанию ORIGIN=0. Это  означает,  что  первый 
элемент  вектора  имеет  номер 0. Чтобы  нумерация  элементов 
векторов и  матриц  начиналась  с 1, надо перед  вводом  матрицы 
набрать следующую строку: ORIGIN:=1. 

Доступ  к  любому  элементу  матрицы  можно  получить  че-

рез  имя  матрицы  с  двумя  индексами  (например,  В

1,1

).  Первый 

индекс обозначает номер строки, второй – номер столбца. Про-
извольный  элемент  вектора  задается  одним  индексом.  Для  на-
бора  нижнего  индекса  используется  кнопка  Индекс  панели 
Матрица

Чтобы  из  матрицы  выделить  вектор  (один  из  столбцов  мат-

рицы),  используется  верхний  индекс – номер  столбца  в  угловых 


background image

88 

скобках, например, В

<1>

 (см. рис. 12). Для выполнения этой опе-

рации  необходимо  ввести  имя  матрицы  и  щелкнуть  на  кнопке  

М

< >

 – Столбец матрицы панели инструментов Матрица
Mathcad позволяет выполнять с матрицами основные ариф-

метические  действия,  включая  сложение,  вычитание  и  умноже-
ние,  а  также  операции  транспонирования,  обращения,  вычисле-
ния  определителя  матрицы,  нахождения  собственных  чисел  и 
собственных векторов и т.д. (см. рис. 12). 

Для  численного  поиска  корней  уравнений  вида  f(x) = 0  в 

программе Mathcad используется  функция  root(f(x),  x).  Перед 
вызовом функции root необходимо присвоить искомой перемен-
ной x начальное значение. Например, 

х:=1 
root
(2sin(x) – xx) = 1,895. 
Если уравнение имеет несколько корней, то результат зави-

сит от выбранного начального приближения. 

Для  решения  системы  уравнений  (неравенств)  используют 

блок решения, который начинается с ключевого слова given (да-
но) и заканчивается вызовом функции find (найти). Между ними 
располагают уравнения (неравенства), входящие в систему. При 
этом  между  левой  и  правой  частями  уравнений  должен  стоять 
знак логического равенства ( = ) с панели инструментов Булева 
алгебра
. Перед решением системы уравнений необходимо задать 
начальные приближения для всех неизвестных. Например, 

x: = 0 

y: = 0 

given 
x + y 
= 1 
x

2

 + y

2

 = 4 

1,823

( , )

.

0,823

 

find x y

 

Функция find возвращает вектор, содержащий вычисленные 

значения неизвестных. 

 


background image

89 

8.2. Графические пакеты прикладных программ 

Графический редактор – программа (или пакет программ), 

позволяющая  создавать,  просматривать,  обрабатывать  и  редак-
тировать  цифровые  изображения  (рисунки,  картинки,  фотогра-
фии) на компьютере. 

Графические редакторы делятся на несколько групп по ти-

пу  кодирования  обрабатываемых  изображений.  Существуют 
следующие виды редакторов. 

Растровые графические редакторы. Наиболее популярные 

профессиональные  растровые  графические  редакторы:  коммер-
ческий Adobe Photoshop и  бесплатный  с  открытым  исходным 
кодом GIMP. 

Векторные графические редакторы. Наиболее популярные 

профессиональные  векторные  графические  редакторы:  коммер-
ческие  Adobe Illustrator и Corel Draw, а также свободно распро-
страняемый и бесплатный графический редактор Inkscape. 

Гибридные  графические  редакторы.  Комбинируют  внутри 

себя  возможности  работы  с  обоими  видами  графики.  К  этому 
классу также можно отнести редактор растровой графики Adobe 
Photoshop, в котором есть поддержка векторных слоев и вектор-
ные  редакторы Adobe Illustrator и Corel Draw, которые  поддер-
живают некоторые функции для работы с растровой графикой. 

9. БАЗЫ ДАННЫХ 

База  данных – это  организованная  структура,  предназна-

ченная для хранения информации. С понятием базы данных тес-
но  связано  понятие  система  управления  базами  данных.  Это 
комплекс  программных  средств,  необходимых  для  создания 
структуры  новой  базы,  наполнения  ее  содержимым,  редактиро-
вания  содержимого  и  организации  поиска  необходимой  инфор-
мации.  Среди  подобных  программных  продуктов  весьма  попу-
лярна система управления базами данных Microsoft Access, вхо-
дящая в состав интегрированного пакета Microsoft Office. 


background image

90 

База  данных Microsoft Access представляет  собой  единый 

большой  объект,  который  объединяет  такие  составляющие,  как 
таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули [9]. 

Основные этапы разработки базы данных в среде Microsoft 

Access: 

1.  Определение цели создания базы данных. 
2.  Определение  таблиц,  которые  должна  содержать  база 

данных. 

3.  Определение необходимых в таблице полей. 
4.  Задание индивидуального значения каждому полю. 
5.  Определение связей между таблицами. 
6.  Обновление структуры базы данных. 
7.  Добавление  данных  и  создание  других  объектов  базы 

данных. 

8.  Использование средств анализа в Microsoft Access. 
Основные  возможности  и  приемы  работы  с  системой  управ-

ления базами данных Microsoft Access приведены в работе [9].  

10. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. ЛОКАЛЬНЫЕ  

И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ 

10.1. Основные понятия компьютерных сетей 

При  физическом  соединении  двух  или  более  компьютеров 

образуется  компьютерная  сеть.  В  общем  случае  для  создания 
компьютерных сетей необходимо специальное аппаратное обес-
печение  (сетевое  оборудование)  и  специальное  программное 
обеспечение (сетевые программные средства) [1]. 

Основной задачей при создании компьютерных сетей явля-

ется  обеспечение  совместимости  оборудования  по  электриче-
ским и механическим характеристикам и обеспечение совмести-
мости  информационного  обеспечения  (программ  и  данных)  по 
системе  кодирования  и  формату  данных.  Решение  этой  задачи 
относится к области стандартизации и основано на так называе-