ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1547
Скачиваний: 4
21
На
современном
этапе
развития
методов
наблюдений
результаты
представляются
в
виде
изображений
(
снимков
,
пространственно
-
временных
диаграмм
,
карт
)
и
баз
данных
на
компьютерных
носителях
информации
,
которые
вместе
с
программами
обработки
входят
в
со
-
став
геоинформационных
систем
,
каталогов
,
таблиц
.
Географические
информационные
системы
(
ГИС
)
это
средство
моделирования
и
познания
природных
и
социально
-
экономических
систем
.
Как
указывает
А
.
М
.
Берлянт
,
понятие
«
географические
»
обо
-
значает
в
данном
случае
не
«
пространственность
»
или
«
территори
-
альность
»,
а
комплексность
и
системность
исследовательского
похо
-
да
.
ГИС
применяется
для
исследования
всех
тех
природных
,
общест
-
венных
и
природно
-
общественных
объектов
и
явлений
,
которые
изу
-
чают
науки
о
Земле
и
смежные
с
ними
социально
-
экономические
нау
-
ки
,
а
также
картография
,
дистанционное
зондирование
.
В
технологи
-
ческом
аспекте
ГИС
(
ГИС
-
технология
)
предстает
как
средство
сбора
,
хранения
,
преобразования
,
отображения
и
распространения
простран
-
ственно
-
координированной
географической
информации
.
С
производ
-
ственной
точки
зрения
ГИС
является
комплексом
аппаратных
уст
-
ройств
и
программных
продуктов
(
ГИС
-
оболочек
),
предназначенных
для
обеспечения
управления
и
принятия
решений
,
важнейший
эле
-
мент
этого
комплекса
автоматические
картографические
системы
.
ГИС
одновременно
рассматривается
как
инструмент
научного
иссле
-
дования
,
технология
и
продукт
ГИС
-
индустрии
.
В
геоэкологических
исследованиях
ГИС
используются
для
реше
-
ния
следующих
основных
задач
:
рационального
использования
природных
ресурсов
;
мониторинга
геоэкологических
ситуаций
и
опасных
природных
явлений
;
оценки
техногенных
воздействий
на
среду
и
их
последствий
,
обеспечения
экологической
безопасности
регионов
;
а
также
при
проведении
экологической
экспертизы
проектов
хозяйственной
и
иной
деятельности
;
контроля
условий
жизнедеятельности
населения
;
в
научных
исследованиях
и
образовании
;
геоэкологическом
картографировании
(
комплексном
и
отраслевом
).
Наиболее
полная
информация
о
состоянии
окружающей
среды
получается
в
результате
мониторинговых
наблюдений
.
Существуют
различные
подходы
к
классификации
мониторинга
(
по
характеру
ре
-
шаемых
задач
,
уровням
организации
,
природным
средам
за
которыми
ведутся
наблюдения
).
Система
геоэкологического
мониторинга
нака
-
пливает
,
систематизирует
и
анализирует
информацию
о
состоянии
ок
-
22
ружающей
среды
,
источниках
и
факторах
воздействия
,
допустимости
изменений
и
нагрузок
на
среду
.
Система
мониторинга
реализуется
на
нескольких
уровнях
,
кото
-
рым
соответствуют
специально
разработанные
программы
:
импакт
-
ном
(
изучение
сильных
воздействий
в
локальном
масштабе
);
регио
-
нальном
(
проявление
проблем
миграции
и
трансформации
загряз
-
няющих
веществ
,
совместного
воздействия
различных
факторов
,
ха
-
рактерных
для
экономики
региона
);
фоновом
(
на
базе
биосферных
за
-
поведников
,
где
исключена
всякая
хозяйственная
деятельность
).
Про
-
граммы
наблюдений
формируются
по
принципу
выбора
приоритет
-
ных
(
подлежащих
первоочередному
определению
)
загрязняющих
ве
-
ществ
и
интегральных
(
отражающих
группу
явлений
,
процессов
или
веществ
)
характеристик
.
Методы
нахождения
эмпирических
зависимостей
характеризуют
способ
познания
объекта
.
К
ним
относятся
уже
рассмотренные
обще
-
научные
,
междисциплинарные
и
специфические
методы
исследова
-
ния
.
Наибольшую
роль
в
физико
-
географических
исследованиях
иг
-
рают
сравнительный
,
картографический
,
исторический
и
математиче
-
ский
методы
,
взаимодействующие
между
собой
.
В
геоэкологических
исследованиях
большое
значение
также
имеют
геохимический
,
ланд
-
шафтный
,
системный
и
экологический
подходы
.
Методы
предсказания
поведения
объекта
.
Процесс
прогнозиро
-
вания
начинается
с
определения
его
цели
и
объекта
,
так
как
именно
они
определяют
тип
прогноза
,
содержание
и
набор
методов
прогнози
-
рования
,
его
временные
и
пространственные
параметры
.
Логические
методы
прогнозирования
основаны
на
применении
определенной
по
-
следовательности
мыслительных
операций
(
индукции
,
дедукции
,
экс
-
пертных
оценок
,
аналогий
,
системного
анализа
).
Формализованные
методы
основаны
на
использовании
источников
фактографической
информации
(
прогнозной
экстраполяции
и
интерполяции
,
статистиче
-
ский
,
аналитический
,
моделирования
и
др
.).
Выбор
методов
прогнозирования
в
каждом
конкретном
случае
определяется
рядом
условий
,
среди
которых
наиболее
важны
:
цель
и
задачи
прогноза
,
величина
прогнозируемого
периода
,
специфика
про
-
гнозируемого
объекта
,
полнота
и
достоверность
исходной
информа
-
ции
.
Для
геоэкологического
прогнозирования
необходим
также
учет
масштаба
территории
,
на
которую
распространяется
прогноз
.
На
теоретическом
уровне
выделяется
метод
моделирования
,
разнообразие
возможностей
которого
обусловлено
использованием
23
принципов
анализа
и
синтеза
элементов
и
подсистем
модели
.
В
ряду
вербальные
графические
математические
модели
,
особое
место
занимают
графические
блоковые
.
По
характеру
активности
субсистем
выделяют
класс
объектных
моделей
,
традиционных
для
изучения
природных
геосистем
,
и
субъект
объектных
моделей
природно
-
антропогенных
геосистем
,
включая
геотехнические
и
интегральные
«
природа
хозяйство
общество
».
Объектные
модели
выступают
со
-
временной
теоретической
базой
стационарных
исследований
геосис
-
тем
и
наиболее
широко
используются
в
ландшафтном
картографиро
-
вании
.
В
субъект
объектных
моделях
субъект
обладает
ценностны
-
ми
критериями
,
способностью
преобразовывать
объект
.
Применение
этого
класса
моделей
характерно
для
геоэкологических
оценок
.
Воз
-
можное
многообразие
состояний
субъекта
и
связей
с
объектом
создает
ряд
методических
трудностей
,
обусловленных
чрезвычайно
большим
объемом
анализируемой
информации
и
невозможностью
передачи
множества
состояний
подобных
систем
с
помощью
единой
картогра
-
фической
модели
.
По
числу
субсистем
выделяют
моносистемные
модели
,
в
которых
элементами
выступают
компоненты
природы
или
хозяйства
,
и
поли
-
системные
модели
,
где
акцентируется
внимание
на
взаимосвязях
гео
-
комплексов
более
низкого
ранга
.
На
выбор
методики
исследований
существенное
влияние
оказывает
понимание
исследователем
форм
причинности
наблюдаемых
явлений
однозначной
или
многознач
-
ной
,
жестко
детерминированной
или
вероятностной
.
Сфера
анализа
различия
и
сочетания
проявлений
форм
причинности
в
геосистемах
относится
к
важнейшему
направлению
теоретических
исследований
.
Исходной
позицией
и
некоторым
итогом
теоретических
поисков
является
система
определений
научной
дисциплины
,
от
качества
ко
-
торой
во
многом
зависит
успех
дальнейшего
развития
теории
.
В
связи
с
этим
актуальны
методы
логического
анализа
и
формализации
суще
-
ствующих
понятий
.
Классы
задач
,
решаемых
в
процессе
комплексных
физико
-
географических
исследований
.
Все
многообразие
задач
комплекс
-
ных
физико
-
географических
исследований
может
быть
сгруппировано
(
по
В
.
К
.
Жучковой
,
Э
.
М
.
Раковской
)
в
четыре
класса
,
в
зависимости
от
предмета
изучения
ПТК
(
табл
. 3).
Первые
три
класса
задач
направлены
на
изучение
пространствен
-
но
-
временной
организации
ПТК
.
24
Таблица
3
Соотношение
целей
,
задач
и
методов
исследования
Классы
решаемых
задач
Аспект
изуче
-
ния
ландшафт
-
ной
структуры
Цель
Основной
метод
сбора
фактиче
-
ского
материала
Основной
специ
-
фический
метод
решения
задачи
Изучение
свойств
и
пространственного
размещения
ПТК
Пространст
-
венный
Описание
Маршрутный
Ландшафтное
картографиро
-
вание
Изучение
станов
-
ления
ПТК
Генетиче
-
ский
Объясне
-
ние
Ключевой
Ретроспектив
-
ный
анализ
Изучение
функ
-
ционирования
ПТК
Функцио
-
нальный
Предска
-
зание
Стационар
-
ный
Метод
ком
-
плексной
ор
-
динации
Исследования
для
прикладных
целей
Прикладной
Использо
-
вание
Камеральный
Оценочные
методы
Они
раскрывают
свойства
и
особенности
ПТК
как
целостных
об
-
разований
,
вопросы
их
происхождения
,
специфику
функционирования
и
динамики
,
тенденции
изменения
в
будущем
.
Цель
этих
общенауч
-
ных
исследований
–
все
более
глубокое
познание
сущности
ПТК
,
без
-
относительно
каких
-
либо
конкретных
целей
использования
их
свойств
.
Четвертый
класс
задач
это
исследования
для
прикладных
целей
.
Здесь
,
по
мнению
В
.
К
.
Жучковой
,
изучают
внешние
связи
ПТК
с
об
-
ществом
в
рамках
сложной
суперсистемы
«
природа
общество
».
Природные
комплексы
выступают
здесь
как
элементы
более
высокого
уровня
организации
,
для
изучения
связей
которого
необходимо
кроме
знаний
свойств
самого
ПТК
,
получаемых
в
результате
общенаучных
исследований
,
учитывать
требования
общества
к
этим
свойствам
и
способность
ПТК
их
удовлетворять
.
Изучение
же
самой
проблемы
прикладных
исследований
,
их
методологии
и
методики
является
об
-
щенаучной
задачей
.
В
настоящее
время
этот
класс
задач
трансформировался
в
новое
научное
направление
геоэкологию
,
научные
интересы
которой
включают
в
себя
такие
крупные
разделы
,
как
геоэкологическая
оценка
качества
окружающей
среды
,
состояния
ПТК
,
природно
-
ресурсного
потенциала
территории
,
прогноз
развития
геотехнических
систем
,
эколого
-
геохимические
и
эколого
-
геофизические
исследования
и
др
.
Выбор
методики
исследований
зависит
от
природных
особенно
-
стей
и
социально
-
экономического
назначения
геосистем
,
масштабов
исследования
,
что
определяет
логическую
схему
исследований
,
выбор
25
различных
операционных
единиц
анализа
,
показателей
и
методов
оценки
.
Отличительной
особенностью
геоэкологических
исследова
-
ний
является
широкое
применение
оценочных
приемов
.
Подытоживая
рассмотренные
подходы
,
выделим
следующие
на
-
правления
геоэкологической
оценки
:
оценка
сложившихся
геоэкологических
ситуаций
через
анализ
и
картографирование
территориальных
элементов
геосистем
различ
-
ного
социально
-
экономического
назначения
;
изучение
в
них
направленности
и
интенсивности
антропоген
-
ных
потоков
вещества
и
энергии
;
оценка
качества
среды
обитания
человека
(
качества
природ
-
ных
сред
,
комфортности
условий
жизни
,
безопасности
для
здоровья
);
оценка
ПТК
через
компоненты
индикаторы
его
геоэкологиче
-
ского
состояния
.
Последовательность
в
перечне
основных
классов
задач
определя
-
ется
их
логической
и
исторической
связью
.
Задачи
каждого
после
-
дующего
из
общенаучных
классов
могут
быть
решены
достаточно
полно
и
глубоко
лишь
на
основе
использования
результатов
преды
-
дущего
этапа
.
Прикладные
исследования
могут
«
надстраиваться
»
над
любым
из
этапов
общенаучных
исследований
,
в
зависимости
от
зна
-
ний
,
необходимых
для
решения
практических
прикладных
задач
.
По
критерию
научной
новизны
методы
подразделяют
на
тради
-
ционные
,
к
которым
относятся
сравнительно
-
описательный
,
карто
-
графический
;
новые
ландшафтный
,
геохимический
,
геофизический
;
новейшие
геоэкологический
,
информационных
технологий
.
Таким
образом
,
совокупность
методов
физико
-
географических
исследований
,
применяемых
в
геоэкологии
,
рассмотрена
по
следую
-
щим
критериям
:
степени
их
универсальности
общенаучные
,
междисципли
-
нарные
,
специфические
;
уровню
познания
эмпирические
,
теоретические
;
способу
изучения
полевые
и
камеральные
исследования
;
классам
задач
методы
изучения
пространственного
размеще
-
ния
,
становления
,
функционирования
геосистем
,
оценки
их
геоэколо
-
гического
состояния
;
научной
новизне
традиционные
,
новые
,
новейшие
.