Файл: Екеева Методическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2020

Просмотров: 449

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

стные  или  натуральные,  отрасли  i  на  единицу  продукции  отрасли  j),  а  также 
часть  продукции,  поступающая  в  конечное  потребление  yi  (общественное  и 
личное  потребление  zi,  накопление  fi;  также  экспорт  ei).  При  этом  стоимость 
всей продукции отрасли i выразится уравнением 

xi = ∑xij + Yi. 
По  столбцам  (вертикально)  показана  структура  стоимости  отрасли:  ее  ма-

териальные  затраты,  затраты  на  рабочую  силу  vi  (доходы  трудящихся),  чистый 
доход mi, а вся продукция выразится уравнением 

xi = ∑xij + Vi + mi. 
Равенство  первых  частей  обоих  уравнений  есть  непреложное  требование 

межотраслевого баланса. 

Модель  включает  4  квадранта  особого  экономического  содержания.  Поло-

жение показателей  отрасли в  том или ином квадранте дает  основание для клас-
сификации и терминирования отраслей. 

I квадрант показывает распределение между отраслями той продукции, ко-

торая  предназначена  для  дальнейшего  производственного  потребления,  не  вы-
ходит из сферы производства – это и есть промежуточная продукция. 

II  квадрант  показывает  вещественную  структуру  национального  дохода: 

сюда  входит  та  продукция, которая выходит  из  сферы  производства –  конечная 
продукция Y. Ее важные составные части: фоновая продукция f, или то, что со-
ставляет  накопление;  необходимая  продукция  z,  предназначенная  для  удовле-
творения  материальных  и  духовных  потребностей  людей  (та  часть  националь-
ного  дохода,  ради  которой  осуществляется  все  общественное  производство),  и 
прочая конечная продукция y (экспорт, увеличение запасов и т. п.). 

III  квадрант  показывает  стоимостную  структуру  национального  дохода  (в 

целом по народному хозяйству объемы итоговых показателей II и III квадрантов 
должны быть равны). 

IV квадрант помимо общего итога крайних строки и столбца (их равенство 

–  третье  обязательное  условие  межотраслевого  баланса)  показывает  доходы 
трудящихся  и  учреждений  непроизводственной  сферы,  образующиеся  за  счет 
перераспределения дохода, созданного в сфере материального производства. 

 

 

22 

Таблица 1  

Модель межотраслевого баланса 

 

Отрасли - потребители 

Совокупный общественный продукт 

Промежуточный продукт 

 

Отрасли  

производители 

… 

… 

Конечный 

продукт 

Все-

го 

I квадрант 
 l allxl … aljxj … alnxn 

II квадрант 
Yl=fl+zl+yl xl 

… … … … … … 

… … 

 i ailxl … aijxj … ainxn 

Yi=fi+zi+yi xi 

… … … … … …  

… … 

Т

е

к

у

щ

и

е

 м

ат

е

р

и

ал

ь

н

ы

е

 з

ат

р

ат

ы

 

 n anlxl … anjxj … annxn 

Yn=fn+zn+yn xn 

Доходы 
труд-ся 

III квадрант 
 vl … vj … vn 

IV квадрант 
(vs) v 

Чистый 
доход 
отрас-
лей 

 ml … mj … mn 

(ms) m 

С

то

и

м

о

с

ть

 с

о

в

о

к

у

п

н

о

го

 о

бщ

е

ст

ве

н

н

о

го

 

п

р

о

д

у

кт

а 

С

то

и

м

о

с

ть

 к

о

н

еч

н

о

го

 

п

р

о

д

у

кт

а 

Всего 

 xl … xj … xn 

 xi 

 

Балансовый метод позволяет определить количество имеющихся излишков 

продукции  сверх  потребления  в  стране  или  районе,  которые  в  порядке  между-
народного или межрайонного  товарного  обмена могут быть  вывезены  в другие 
страны и районы. В то же время он позволяет  учесть количество и виды недос-
тающих  товаров,  которые  должны  быть  вывезены  из  других  мест  в  данную 
страну  или  район.  Балансовый  метод  играет  важную  роль  в  обосновании  спе-
циализации  стран  и  районов,  Составление  региональных  балансов  позволяет 
выбрать  правильные  соотношения  между  отраслями  специализации,  вспомога-
тельными и обслуживающими производствами. Балансы необходимы также для 
разработки  рациональных территориальных  (межрайонных и  внутрирайонных) 
хозяйственных  связей.  С  их  помощью  проводится  экономическое  обоснование 
размещения  отраслей  и  производств  (выбор  места  для  сооружения  предпри-
ятий,  выяснение  степени  их  обеспеченности  сырьевыми,  топливными,  энерге-
тическими, водными и другими ресурсами). 

 
Методы определения экономической эффективности 

Измерение  экономической  эффективности  (производства,  варианта  разме-

щения,  отдельного  проекта) –  важнейший  метод экономического  исследования, 
абсолютно  необходимый для  планирования  и принятия  любых других  хозяйст-
венных решений. 

Эффективность  производства  есть  результат  конкретного  производствен-

ного  процесса  в  сравнении  с  затратами  на  достижение  указанного  результата, 
или, кратко говоря, отношение эффекта к затратам: 


background image

 

23 

Е = ε /ρ, 
где Е – эффективность, 
 ε – эффект производства, 
 ρ – затраты.  
Эффект может быть представлен двояко: либо как  общий результат произ-

водственного процесса (валовой  продукт), либо  как та  его часть, которая выра-
жает вновь созданную стоимость, т.е. 

Е = (Р –ρ) / ρ, 
где в числителе стоит разница между всей продукцией (Р) и затратами. 
Под затратами понимаются все  объективно необходимые вложения (расхо-

ды) овеществленного и живого труда. К сожалению, расходы бывают не только 
«объективно необходимые», но и такие,  которые появляются в результате недос-
таточной  организации  труда,  производства,  транспортировки  продукции  и  т.д.,  - 
это потери. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства. 

Как видно, основным элементом в формулах расчета эффективности явля-

ется определение затрат. 

Показатели, необходимые для измерения эффективности, часто бывают не-

сопоставимыми.  Например,  нельзя  оперировать  эксплуатационными  (текущи-
ми)  затратами,  непосредственно  входящими  в  себестоимость,  и  капитальными 
вложениями  (единовременными  затратами),  которые  каждый  год  суммируются 
лишь  частично  –  той  долей,  которая  соответствует  сроку  их  окупаемости  в  го-
дах. Различные показатели затрат,  выраженные в  сопоставимой форме, называ-
ются  приведенными  затратами,  и  именно  они  участвуют  в  измерении  эффек-
тивности хозяйственных мероприятий. 

Атрибут  «приведенный»  применяется  всегда  в  тех  случаях,  когда  необхо-

димо  обозначить  расчетные  показатели  без факторов, делающих  их несопоста-
вимыми. 

При  сравнении  различных  вариантов  размещения  используется  еще  один 

показатель  –  замыкающие  затраты.  Это  расчетный  показатель,  соответствую-
щий  затратам  на  подготовку  самого  дорогостоящего  (по  различным  причинам) 
вида  ресурса, который  по  балансовым  расчетам все равно попадает (включает-
ся) в план; или это вводимые в расчетную модель оценки ресурса – того ресур-
са,  который  будет  вовлекаться  в  производство  при  расширении  потребности  в 
нем  (в  данном  типе  взаимозаменяемых  ресурсов).  Как  правило,  этот  ресурс  с 
наихудшими  экономическими  показателями  «замыкает»  столбец  аналогичных 
ресурсов,  ранжированных  по  увеличивающейся  себестоимости.  Проектируе-
мый  потребитель  может  быть  «привязан»  и  к  другому,  более  экономическому 
ресурсу,  но  все  равно  какой-то  другой  конкурирующий  потребитель  вынужден 
ориентироваться  на  замыкающий  ресурс.  Тем  самым  осуществляется  народно-
хозяйственный подход к расчету конкретной эффективности. 

 

2.2.

 

Вариантный и статистический методы 

Вариантный  метод  правильнее  было  бы  назвать  подходом  к  процессу  раз-

работки  предплановых  рекомендаций,  по  которым  принимают  решения  соот-

 

24 

ветствующие  распорядители.  Иными  словами,  вариантный  метод  есть  подго-
товка  проекта  решения  в  неоднозначном  исполнении,  показывающего,  с  одной 
стороны, многообразие  в поисках оптимума и дающего,  с другой стороны, воз-
можность распорядителям для выбора одного из вариантов.  

Варианты - это проекты решения одной проблемы различными способами. 

Есть варианты, различающиеся только количественно, это так называемые хро-
нологические  варианты,  или вилка,  когда  на конец  планового  периода  устанав-
ливается  два  (минимальный  и  максимальный)  или  три  (еще  средний)  уровня 
решения  проблемы;  один  вариант  не  исключает  другой,  они  все  осуществимы, 
но  в разные сроки. Есть варианты, различающиеся принципиально, и принятие 
одного  из  них  исключает  принятие  всех  остальных:  это  альтернативы.  Альтер-
нативы связаны с применением различных видов сырья, различных технологий, 
выбором различных точек размещения и т.д. 

Для принятия решения отбирается лучший вариант из имеющихся, что со-

ответствует  условию  рациональности.  Если  отбирается  лучший  из  всех  воз-
можных вариантов, то соблюдается условие оптимальности. Отбор производит-
ся  на  основании  определенного  критерия.  Критерий  –  это  признак,  показатель, 
на  основании  которого  производится  оценка  и  выбор  вариантов  (минимум  за-
трат,  максимум  продукции,  эффективность,  уровень  достижения  социальных 
целей развития и т.д.). 

Элементы таблицы и статистического метода  

(по  Макошеву  А.П.  Методические  рекомендации  по  теме  «Политическая 

карта  мира».  –  Горно-Алтайск:  Горно-Алтайская  государственная  типография, 
1990. -16 с.). 

Экономическая география широко применяет статистический метод иссле- 

дования для изучения количественной  стороны массовых явлений и характери-
стики существующих между явлениями связей и зависимостей. 

Статистическим  подлежащим  называют  те  явления  (их  совокупность  или 

группы), о которых в таблице даны сведения. 

Статистическим  сказуемым  называют  те  сведения,  цифровые  данные,  ко-

торые даются о подлежащем. 

Ряды  величин,  расположенные  горизонтально,  слева  направо,  называют 

строками таблицы. 

Таблица

 

статистическое 

подлежащее

 

статистическое 

сказуемое

 

строки

 

графы и 
колонки

 

простое

 


background image

 

25 

Ряды  величин,  расположенные  сверху  вниз  (вертикально),  называют  гра-

фами или колонками.  

 

 

Требование  к  статистической  таблице:  таблица  должна  удобно  читаться, 

название  и  заголовки  –  точными  и  ясными,  в  них  должны  отразиться  единицы 
измерения и время, к которым относятся данные. В таблице при отсутствии яв-
лений  ставится  знак  «тире»,  при  отсутствии  сведений  –  многоточие  или  «нет 
сведений». 

Распределение  всей  совокупности  изучаемых  явлений  на  группы  по  како-

му-либо существенному признаку называют группировкой. 

Группировка – выделение однородных групп. 

статистическое 

подлежащее

 

простое

 

(нет группировок) 

групповое 

(подлежащее 

сгруппировано по одному 

группировочному

 

признаку) 

комбинационное 

(подлежащее имеет 

две и более 

группировки) 

 

статистическое сказуемое 

сложное

 

(показатели сказуемого 

сочетаются друг с

 

другом) 

 

простое 

(показатели сказуемого 

располагаются независимо 

друг от друга 

 

26 

Признак,  положенный  в  основу  группировки,  называют  группировочным 

(или основание группировки). 

 

 

 
Типологические  группировки.  Построение  типологий  (или  типологиче-

ских группировок) регионов важно как для системного описания и диагностики 
социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач 
государственной  региональной  политики.  Методы,  механизмы  и  мероприятия 
экономической  политики  должны  учитывать  особенности  типов  регионов,  вы-
деляемых с учетом экономических, социальных, природных, геополитических и 
иных существенных условий. 

В региональных исследованиях широко используются методы типологиче-

ских группировок, разработанные в рамках теоретической статистики. При этом 
предпочтение  отдается  методам  сложных  группировок,  когда  разделение  сово-
купности  регионов  на  группы  (типы)  осуществляется  по  двум  и  более  призна-
кам, взятым в сочетании (комбинации). 

У  Гранберга  В.Г.  рассмотрено  несколько  подходов  к  построению  регио-

нальных типологий.  

группировочный признак

 

количественный

 

(выражается числом, т.е. поддается 

измерению) 

формы группировок

 

классификация

 

(в основе - качественный 

признак) 

собственно группировка 

 

(в основе - количественный 

признак) 

типы группировок

 

типологические 

 

(для расчленения 

совокупности 

общественных явлений по 

их социально-

экономическим

 

типам) 

структурные

 

(с целью изучения состава 

или структуры 

общественных явлений

аналитические 

 

(для выявления и 

характеристики связей 

между явлениями) 

качественный или 
атрибутный

 (не может быть 

выражен числом, а выражен 
словами) 


background image

 

27 

Типологизация регионов по исходному состоянию  

и динамике определенного индикатора 

Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов раз-

деляется на две и более группы по уровню индикатора в базисном году (группы 
1,  2,  …).  Затем  производится  разделение  регионов  по  относительной  величине 
индикатора в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, …, 2.1, 2.2, …). В простейшем 
случае такой метод выделяет 4 группы (типа) регионов: 

– регионы,  которые  в  базисном,  и  в  наблюдаемом  году  имели  уровень  ин-

дикатора выше среднего; 

– регионы, у которых  уровень индикатора в базисном году был выше сред-

него, а в наблюдаемом году стал ниже среднего; 

 – регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже сред-

него, а затем превысил средний уровень; 

 – регионы,  у которых  уровень индикатора и в базисном, и в наблюдаемом 

году был ниже среднего. 

Типологизация регионов по главным проблемам регионального развития 

Примером может служить типология, разработанная Институтом экономи-

ки и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН для 
выделения проблемных регионов, требующих государственной поддержки. 

Региональные  типологии,  разрабатываемые  в  Совете  по  изучению  произ-

водительных  сил,  ориентированы  на  цели,  задачи  и  механизмы  региональной 
политики.  Основная  типология  имеет  три  измерения:  уровень  социально-
экономического  развития,  динамичность  развития  и  природно-климатические 
условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам 
мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков вы-
деляются три типа проблемных регионов в современной России, по отношению 
к  которым  целесообразно  применять  особые  методы  регулирования:  отсталые, 
депрессивные, кризисные. 

 

Таблица 2  

Типология субъектов Российской Федерации по основополагающим про-

блемам регионального развития 

 

Типы 

Число 

регионов 

I. Основополагающие проблемы - экономические 

 

1. Традиционно – отсталые 
А. Расположенные в неблагоприятных природно-климатических 
условиях 
Б.  Расположенные  в  благоприятных  природно-климатических 
условиях 

 
 

10 

 

2. Депрессивные 
А. Дореформенные 
Б. Новые 

 


 

28 

3. Традиционно – развитые 
А. Не адаптировавшиеся к новым экономически условиям 
Б. Более адаптировавшиеся к новым экономическим условиям (к 
числу проблемных регионов не относятся) 

 

 

42 

4. Программно – развивающиеся (ресурсные) 
А. Существующие 
Б. Перспективные 

 


II. Основополагающие проблемы - геополитические 

 

Приграничные 
А. Стратегические 
Б. Новые 

 


III. Основополагающие проблемы – этнические 

 

Конфликтные 
А. Межнациональных отношений 
Б. Национальных диаспор 

 


IV. Основополагающие проблемы – экологические 

 

А. Катастроф 
Б. Техногенных последствий 
В. Особо охраняемые территории  


11 

 

2.3.

 

Методы социологических исследований 

Прежде чем говорить о методах социологического исследования, надо ска-

зать, что же  является социологическим  исследованием  в принципе. В  наиболее 
общем  виде  социологическое  исследование  можно  определить  как  систему  ло-
гически последовательных методологических, методических и организационно-
технических процедур, связанных между собой единой целью: получить досто-
верные  данные  об  изучаемом  явлении  или  процессе  для  их  последующего  ис-
пользования в практике социального управления. 

Социологическое  исследование  включает  четыре  последовательных,  сме-

няющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем  содержательно 
взаимосвязанных этапа: 

подготовку исследования; 

сбор первичной социологической информации; 

подготовку собранной информации к обработке и ее компьютерную обра-

ботку; 

анализ  обработанной информации,  подготовку отчета по итогам исследо-

вания, формулирование выводов и рекомендаций. 

Но,  несмотря  на  то,  что  каждое  социологическое  исследование,  претен-

дующее на целостность и законченность, включает вышеназванные этапы, еди-
ной,  унифицированной  формы  социологического  анализа,  пригодной  для  изу-
чения различной сложности проблем, не существует. 

Конкретный  вид  социологического  исследования  обусловлен  характером 

поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то 


background image

 

29 

есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштаб-
ности и сложности решаемых  в  ходе него  задач, и различают три  основных вида со-
циологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. 

Разведывательное  исследование

  –  наиболее  простой  вид  конкретно-

социологического  анализа,  поскольку  решает  весьма  ограниченные  по  своему 
содержанию  задачи.  Оно  охватывает,  как  правило,  небольшие  обследуемые  со-
вокупности и основывается на  упрощенной программе и  сжатом по  объему ме-
тодическом инструментарии. 

Разведывательное  исследование  может  использоваться  в  качестве  предва-

рительного  этапа  глубоких  и  масштабных  исследований,  либо  сбора  «прики-
дочных»  сведений  об  объекте  исследования  для  общей  ориентации.  Потреб-
ность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет социологического 
исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В ча-
стности, данный вид исследования может  успешно применяться для получения 
дополнительной информации о предмете и объекте,  уточнения и корректировки 
гипотез  и  задач,  инструментария  и  границ  обследуемой  совокупности  в  углуб-
ленном,  широкомасштабном  исследовании,  а  также  для  выявления  трудностей, 
которые могут встретиться в ходе его проведения. Выполняя названные вспомо-
гательные  задачи,  разведывательное  исследование  служит  поставщиком  опера-
тивных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разно-
видности разведывательного исследования, как экспресс-опрос. 

Оперативные  опросы  (экспресс  опросы)  нацелены  на  выявление  отноше-

ния  людей  к  актуальным  событиям  и  фактам  (так  называемый  зондаж  общест-
венного мнения), а также на выявление степени эффективности только что про-
веденных  мероприятий.  Например,  экспресс-опросы  используют  для  определе-
ния  степени  удовлетворенности  аудитории  качеством  прослушанной  лекции, 
для выяснения мнений  студентов о  содержании и форме проведенного занятия. 
Нередко  к таким  опросам  прибегают  для  оценки  хода  и результатов  различных 
общественно-политических компаний. 

Описательное исследование

 – более сложный вид социологического анали-

за.  По  своим  целям  и  задачам  оно  предполагает  получение  эмпирических  све-
дений,  дающих  относительно  целостное  представление  об  изучаемом  явлении, 
его структурных элементах. 

Описательное  исследование  проводится  по  полной,  достаточно  подробно 

разработанной  программе  и  на  базе  методически  апробированного  инструмен-
тария.  Его  надежная  методологическая  оснащенность  делает  группировку  и 
классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, кото-
рые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. 

Описательное  исследование  обычно  применяется  тогда,  когда  объект  ана-

лиза – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными 
характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором 
трудятся  люди  разных  профессий  и  возрастных  групп,  имеющие  различный 
стаж  работы,  уровень  образования,  семейное  положение  и  т.  д.,  или  население 
города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение в структу-

 

30 

ре  объекта изучения  относительно  однородных групп  позволяет  осуществить по-
очередную  оценку,  сравнение  и  сопоставление  интересующих  исследователя  ха-
рактеристик, кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. 

Аналитическое  исследование

  –  самый  углубленный  вид  социологического 

анализа,  ставящего  своей  целью  не  только  описание  структурных  элементов 
изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обу-
славливают  характер,  распространенность,  устойчивость  или  изменчивость  и 
другие свойственные ему черты. 

В  силу  такого  предназначения  аналитическое  исследование  имеет  особен-

но большую практическую ценность. 

Если  в  ходе  описательного  исследования  устанавливается,  есть  ли  связь 

между  характеристиками  изучаемого  социального  явления,  то  в  ходе  аналити-
ческого исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный ха-
рактер. Например, если в первом случае изучается наличие связи между удовле-
творенностью  работников  содержанием  выполняемого  труда  и  его  производи-
тельностью, или не основной причиной, которая выступает в роли фактора. Оп-
ределяющего уровень его производительности. 

Самостоятельной  разновидностью  аналитического  исследования  является 

социальный  эксперимент.  Его  проведение  предполагает  создание  эксперимен-
тальной  ситуации  путем  изменения  в  той  или  иной  степени  обычных  условий 
функционирования  интересующего  исследователя  объекта.  В  ходе  эксперимен-
та  особое  внимание  уделяется изучению  «поведения» тех  включенных в  экспе-
риментальную  ситуацию  факторов,  которые  придают  данному  объекту  новые 
черты и свойства. 

 

ПРАКТИКУМ 

 Занятие № 7-8 

Тема.

 Балансовый метод. Методы определения экономической эффек-

тивности. 

 

 

Цель  занятия

:  изучить  сущность  и  значение  методов  экономико-

географических и социологических исследований. 

 

 

Основные вопросы для беседы: 

1. Какой метод называется балансовым? 
2. Какие методы называются методами определения экономической эффек-

тивности? 

3. 

Какой метод

 

называется вариантным методом? 

4. Какой метод

 

называется статистическим методом? 

 
Практическая работа: 
Задание 1.
 Изучите текст учебного пособия В.П. Максаковского «Географи-

ческая культура и охарактеризуйте сущность и значение балансового метода.