ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1707
Скачиваний: 9
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшей
особенностью
современного
высшего
образования
становится
поиск
и
внедрение
новых
образовательных
подходов
и
технологий
,
позволяющих
повысить
уровень
обучения
студентов
.
Одним
из
них
,
в
наибольшей
степени
соответствующим
требованиям
времени
,
является
обучающе
-
исследовательский
подход
,
цель
которого
–
переориентация
процесса
обучения
на
развитие
творческого
потенциала
личности
,
формирование
логического
,
независимого
,
аналитического
мышления
.
Достижение
этой
цели
возможно
через
освоение
студентами
навыков
переработки
и
продуциро
-
вания
новых
знаний
на
основе
усвоенных
методов
,
моделей
и
схем
организации
и
выполнения
учебных
работ
.
В
этом
процессе
важную
роль
призван
сыграть
учебно
-
методический
комплекс
дисциплины
,
одним
из
элементов
которого
является
практи
-
кум
.
Его
предназначение
–
оказание
методической
помощи
студентам
при
выполне
-
нии
практических
,
лабораторных
и
самостоятельных
работ
,
при
подготовке
к
колло
-
квиуму
,
промежуточному
зачету
,
экзамену
,
при
написании
контрольной
или
курсо
-
вой
работы
.
Настоящий
практикум
по
ландшафтоведению
разработан
с
использованием
обу
-
чающе
-
исследовательского
подхода
,
что
прослеживается
по
всем
его
разделам
.
Так
,
наиболее
простые
задачи
ставятся
в
лабораторных
работах
,
которые
рассчитаны
на
закрепление
теоретических
знаний
,
формирование
умений
и
навыков
.
Однако
ввиду
того
,
что
лабораторные
работы
предусматривают
индивидуальные
задания
,
в
резуль
-
тате
их
выполнения
каждый
студент
обладает
хотя
и
небольшим
,
но
собственным
материалом
.
Это
обстоятельство
учтено
при
разработке
тематики
контролируемых
самостоятельных
работ
,
которые
нацелены
на
развитие
научного
мышления
,
способ
-
ностей
анализа
и
синтеза
полученного
материала
.
Практикум
содержит
большое
количество
источников
информации
,
однако
они
представлены
не
общим
списком
,
а
разнесены
по
отдельным
разделам
.
Так
,
перечнем
основных
литературных
и
картографических
источников
снабжены
все
задания
для
самостоятельной
работы
,
каждая
тема
для
выполнения
контрольной
работы
.
Помимо
этого
,
список
основной
и
дополнительной
литературы
приведен
в
учебной
программе
курса
«
Ландшафтоведение
».
Лабораторные
работы
и
КСР
сгруппированы
в
4
модуля
в
соответствии
с
требо
-
ваниями
,
предъявляемыми
к
учебным
материалам
,
предназначенным
для
системы
дистанционного
обучения
(
СДО
)
и
размещенным
в
оболочке
«eUniversity».
По
этим
же
модулям
подготовлены
контрольные
вопросы
для
промежуточного
и
итогового
тестирования
.
4
1.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
И
ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ
СТУДЕНТОВ
Контролируемая
самостоятельная
работа
–
важный
элемент
обучающей
деятель
-
ности
,
выполняемой
студентами
в
аудитории
или
во
внеаудиторное
время
без
уча
-
стия
преподавателя
,
но
с
условием
обязательной
оценки
за
ее
исполнение
.
КСР
могут
носить
репродуктивный
,
реконструктивный
или
творческий
характер
.
Самые
простые
задачи
(
репродуктивного
типа
)
предполагают
единственный
путь
решения
,
обозначенный
в
задании
.
Задачи
реконструктивного
типа
предусматрива
-
ют
преобразование
материала
,
его
упорядочивание
и
систематизацию
.
Результатом
этого
этапа
выступает
географическое
описание
территории
,
построение
графиче
-
ских
или
матричных
моделей
,
составление
аннотации
к
работе
.
Творческие
задания
требуют
анализа
проблемной
ситуации
,
получения
новой
информации
с
помощью
выбранных
студентом
самостоятельно
средств
и
методов
решения
.
Контролируемая
самостоятельная
работа
–
традиционный
вид
учебной
работы
в
вузе
,
но
в
последние
годы
он
наполнился
конкретным
содержанием
,
приобрел
разно
-
образные
формы
и
методы
проведения
и
контроля
.
Определилась
и
унифицированная
структура
задания
по
КСР
.
Так
,
задание
на
КСР
должно
содержать
следующие
пунк
-
ты
:
тема
,
цель
,
форма
и
методы
проведения
,
содержание
,
форма
контроля
,
ис
-
точники
информации
.
Тема
и
цель
работы
требуют
ясных
,
кратких
,
четких
,
недвусмысленных
определе
-
ний
,
а
формулировка
цели
,
кроме
того
,
должна
преследовать
приобретение
новых
знаний
,
умений
и
навыков
.
Важная
часть
КСР
–
форма
и
методы
ее
проведения
.
Существует
несколько
вариантов
самостоятельных
письменных
работ
,
выполняе
-
мых
в
аудитории
или
в
домашних
условиях
.
Это
реферативные
работы
,
эссе
,
где
не
-
обходимо
сформулировать
и
высказать
собственную
точку
зрения
на
проблемный
вопрос
;
географическая
характеристика
территории
.
Студентам
IV–V
курсов
полезно
давать
задания
по
разработке
методики
собственных
исследований
Географическое
образование
предусматривает
выработку
умений
по
составлению
тематических
,
оценочных
,
прогнозных
и
многих
других
видов
карт
какого
-
либо
оп
-
ределенного
участка
,
а
также
производство
различных
картометрических
работ
по
имеющимся
картам
.
Полученные
таким
образом
данные
могут
использоваться
для
построения
графиков
и
моделей
,
в
том
числе
с
помощью
компьютера
.
Моделирова
-
ние
может
быть
и
отдельным
заданием
КСР
,
если
для
этого
имеется
достаточный
фактический
материал
.
Кроме
того
,
контролируемая
самостоятельная
работа
может
проводиться
с
использованием
интерактивных
форм
.
В
содержательной
части
работы
в
сжатом
виде
дается
краткий
план
текста
или
процесс
выполнения
картографического
задания
с
указанием
желательного
конечно
-
го
результата
.
К
настоящему
моменту
выработано
три
способа
проверки
работы
–
письменный
,
устный
,
электронный
.
Наиболее
эффективным
видом
контроля
является
рейтинговая
оценка
,
которая
позволяет
студенту
самому
ориентироваться
,
как
его
знания
выгля
-
дят
на
фоне
знаний
однокурсников
.
Рейтинговая
система
имеет
важное
воспитатель
-
ное
значение
,
заставляя
студента
более
тщательно
и
вдумчиво
выполнять
задания
КСР
.
Шкала
рейтинговых
оценок
по
курсу
«
Ландшафтоведение
»,
разработанная
на
ка
-
федре
геоэкологии
,
приведена
в
таблице
1.
5
Таблица
1
Шкала
рейтинговых
оценок
по
курсу
«
Ландшафтоведение
»
Расчетно
-
аналитические
работы
Рейтинговая
система
оценок
Зачетные
баллы
за
выполнение
задания
Зачетные
баллы
за
модуль
Суммарные
рей
-
тинговые
оценки
Модули
Ча
-
сы
Вид
занятий
Тема
занятий
Ча
-
сы
Мин
Макс
Мин
.
Макс
.
Мин
.
Макс
.
Лаборатор
.
работа
1
Составить
карту
ПТК
.
6
4
7
КСР
1
Дать
характеристику
ПТК
,
проанализировать
их
верти
-
кальное
и
горизонтальное
строение
.
2
2
3
1
модуль
.
История
развития
науки
.
Верти
-
кальное
и
горизонтальное
строение
территориальных
комплексов
(
ПТК
).
8
Компьют
.
тестиров
..
По
теме
модуля
-
6
8
12
18
Лабор
.
работа
2
Составить
карту
ПАК
.
4
3
5
КСР
2,3
Проанализировать
строение
и
дать
характеристику
ПАК
.
4
4
6
2
модуль
.
Развитие
представления
об
антропо
-
генном
ландшафте
,
строение
и
ха
-
рактеристика
природно
-
антропогенных
комплексов
(
ПАК
).
8
Комп
.
тести
-
рование
По
теме
модуля
-
6
8
13
19
Лабора
-
тор
.
работа
3
Изучить
и
проанализировать
структуру
ПТК
ландшафтно
-
го
района
.
2
3
5
КСР
4
Характеристика
ландшафт
-
ного
района
.
2
2
3
КСР
5
Оценить
антропогенную
пре
-
образованность
урочищ
2
2
3
КСР
6
Оценка
экологического
со
-
стояния
ПТК
2
3
4
3
модуль
.
Ландшафтное
районирование
.
Ландшафтно
-
экологические
иссле
-
дования
.
8
Комп
.
тести
-
рование
По
теме
модуля
5
8
15
23
40
60
6
2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ
И
КОНТРОЛИРУЕМЫХ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
Модуль
1
1.1.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
1
(6
часов
)
Тема
.
Составить
карту
природных
территориальных
комплексов
(
ПТК
)
Цель
работы
:
приобретение
навыков
работы
с
топографической
картой
и
други
-
ми
источниками
информации
,
формирование
умений
выделения
природных
террито
-
риальных
комплексов
в
ранге
урочищ
.
Материалы
:
топографическая
карта
масштаба
1:50 000
с
нанесенными
на
нее
точками
,
ксерокопия
этой
карты
,
простые
и
цветные
карандаши
.
Работа
рассчитана
на
углубление
знаний
о
вертикальном
и
горизонтальном
строе
-
нии
ландшафта
,
который
представляет
собой
сложный
природный
территориальный
объект
и
характеризуется
: 1)
наличием
природных
компонентов
; 2)
наличием
более
мелких
ПТК
,
образующих
соподчиненную
систему
; 3)
сложной
системой
взаимосвя
-
зей
между
компонентами
и
между
ПТК
.
Расположение
,
порядок
компонентов
и
при
-
родных
территориальных
комплексов
внутри
ландшафта
называют
его
строением
.
Различают
вертикальное
(
порядок
компонентов
)
и
горизонтальное
(
порядок
ПТК
)
строение
ландшафта
.
Горизонтальное
строение
ландшафта
изменяется
в
зависимости
от
масштаба
ра
-
бот
,
в
связи
с
чем
различают
локальный
,
региональный
и
планетарный
уровни
иссле
-
дований
.
На
локальном
уровне
горизонтальное
строение
ландшафта
представлено
комплексами
,
образующими
соподчиненную
систему
морфологических
единиц
,
ко
-
торые
принято
разделять
на
основные
и
промежуточные
.
К
основным
относятся
ландшафт
,
урочище
,
фация
;
к
промежуточным
–
местность
,
сложное
урочище
,
поду
-
рочище
.
Масштаб
имеющихся
на
географическом
факультете
учебных
топографиче
-
ских
карт
(1:25 000 – 1:50 000)
позволяет
использовать
их
как
основу
для
составления
карты
урочищ
и
местностей
.
Урочище
по
Н
.
А
.
Солнцеву
есть
ПТК
,
связанный
с
выпуклыми
или
вогнутыми
мезоформами
рельефа
и
представляющий
закономерно
построенную
систему
гене
-
тически
,
динамически
и
территориально
связанных
фаций
или
их
групп
.
Из
опреде
-
ления
урочища
очевидно
,
что
структура
урочища
зависит
от
характера
мезоформ
рельефа
,
генетических
особенностей
территории
,
почвенного
и
растительного
покро
-
ва
.
Следует
подчеркнуть
,
что
при
однородных
геологических
и
гидрогеологических
условиях
лимитирующим
фактором
выделения
урочищ
служат
мезоформы
рельефа
–
камовые
или
моренные
холмы
,
балки
,
овраги
,
ложбины
стока
,
карстовые
западины
и
т
.
д
.
Рассмотрим
поэтапно
,
как
собрать
и
обобщить
всю
эту
информацию
.
Определение
мезоформы
рельефа
следует
начинать
с
изучения
имеющейся
у
ка
-
ждого
студента
крупномасштабной
топографической
карты
с
нанесенными
на
ней
точками
наблюдений
(
рис
. 1).
Необходимо
внимательно
проанализировать
абсолют
-
ные
отметки
и
рисунок
горизонталей
на
участке
,
где
расположены
точки
наблюде
-
ния
,
и
для
каждой
из
них
определить
мезорельеф
.
Так
,
точки
,
лежащие
на
абсолют
-
ных
высотах
150–200
м
,
следует
относить
к
равнинным
территориям
и
присваивать
7
им
соответствующие
названия
(
например
,
плосковолнистые
равнины
,
волнистые
равнины
и
т
.
д
.),
а
точки
с
абсолютными
высотами
более
200
м
–
к
возвышенностям
.
Именно
к
такой
ступени
высот
приурочены
обычно
камовые
и
моренные
холмы
и
гряды
.
Рис
. 1.
Фрагмент
топографической
карты
с
точками
наблюдений
Для
определения
генезиса
каждого
участка
следует
обратиться
к
сведениям
,
по
-
мещенным
в
табл
. 2.
В
название
почвенной
разновидности
включены
сведения
о
ти
-
пах
четвертичных
отложений
,
на
которых
формируются
те
или
иные
почвы
.
Это
мо
-
гут
быть
,
например
,
моренные
суглинки
,
водно
-
ледниковые
пески
,
озерно
-
ледниковые
глины
и
т
.
д
.
Характер
рельефа
в
сочетании
с
типом
отложений
определяет
происхождение
того
участка
,
на
котором
стоит
точка
.
В
результате
такой
анализ
по
-
зволяет
выявить
геолого
-
геоморфологические
особенности
урочища
и
произвести
за
-
пись
полученных
результатов
.
Для
этого
в
рабочую
тетрадь
выписываем
номера
всех
обозначенных
на
карте
точек
и
возле
каждой
из
них
фиксируем
название
формы
ме
-
зорельефа
и
ее
генезис
.
Анализ
рис
.1
позволяет
сделать
следующую
запись
:
т
. 42 –
моренный
холм
;
т
. 46 –
плосковолнистая
лессовая
равнина
;
т
.19 –
холмисто
-
волнистая
водно
-
ледниковая
равнина
;
т
. 61 –
ложбина
стока
(
генезис
не
указывается
).
Однако
для
определения
урочища
полученных
сведений
недостаточно
,
т
.
к
.
их
следует
дополнить
характеристикой
биоты
.
Поэтому
следующими
этапами
являются
:
определение
почвенных
разновидностей
,
названия
которых
по
всем
точкам
со
-
держатся
в
табл
. 2;
определение
растительных
группировок
,
названия
которых
по
всем
точкам
со
-
держатся
в
табл
. 3.
При
этом
из
всего
набора
растительных
сообществ
отбираем
с