Файл: Практикум по ландшафтоведению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2020

Просмотров: 1707

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Важнейшей

 

особенностью

 

современного

 

высшего

 

образования

 

становится

 

поиск

 

и

 

внедрение

 

новых

 

образовательных

 

подходов

 

и

 

технологий

позволяющих

 

повысить

 

уровень

 

обучения

 

студентов

Одним

 

из

 

них

в

 

наибольшей

 

степени

 

соответствующим

 

требованиям

 

времени

является

 

обучающе

-

исследовательский

 

подход

цель

 

которого

 

– 

переориентация

 

процесса

 

обучения

 

на

 

развитие

 

творческого

 

потенциала

 

личности

формирование

 

логического

независимого

аналитического

 

мышления

Достижение

 

этой

 

цели

 

возможно

 

через

 

освоение

 

студентами

 

навыков

 

переработки

 

и

 

продуциро

-

вания

 

новых

 

знаний

 

на

 

основе

 

усвоенных

 

методов

моделей

 

и

 

схем

 

организации

 

и

 

выполнения

 

учебных

 

работ

В

 

этом

 

процессе

 

важную

 

роль

 

призван

 

сыграть

 

учебно

-

методический

 

комплекс

 

дисциплины

одним

 

из

 

элементов

 

которого

 

является

 

практи

-

кум

Его

 

предназначение

  – 

оказание

 

методической

 

помощи

 

студентам

 

при

 

выполне

-

нии

 

практических

лабораторных

 

и

 

самостоятельных

 

работ

при

 

подготовке

 

к

 

колло

-

квиуму

промежуточному

 

зачету

экзамену

при

 

написании

 

контрольной

 

или

 

курсо

-

вой

 

работы

Настоящий

 

практикум

 

по

 

ландшафтоведению

 

разработан

 

с

 

использованием

 

обу

-

чающе

-

исследовательского

 

подхода

что

 

прослеживается

 

по

 

всем

 

его

 

разделам

Так

наиболее

 

простые

 

задачи

 

ставятся

 

в

 

лабораторных

 

работах

которые

 

рассчитаны

 

на

 

закрепление

 

теоретических

 

знаний

формирование

 

умений

 

и

 

навыков

Однако

 

ввиду

 

того

что

 

лабораторные

 

работы

 

предусматривают

 

индивидуальные

 

задания

в

 

резуль

-

тате

 

их

 

выполнения

 

каждый

 

студент

 

обладает

 

хотя

 

и

 

небольшим

но

 

собственным

 

материалом

Это

 

обстоятельство

 

учтено

 

при

 

разработке

 

тематики

 

контролируемых

 

самостоятельных

 

работ

которые

 

нацелены

 

на

 

развитие

 

научного

 

мышления

способ

-

ностей

 

анализа

 

и

 

синтеза

 

полученного

 

материала

Практикум

 

содержит

 

большое

 

количество

 

источников

 

информации

однако

 

они

 

представлены

 

не

 

общим

 

списком

а

 

разнесены

 

по

 

отдельным

 

разделам

Так

перечнем

 

основных

 

литературных

 

и

 

картографических

 

источников

 

снабжены

 

все

 

задания

 

для

 

самостоятельной

 

работы

каждая

 

тема

 

для

 

выполнения

 

контрольной

 

работы

Помимо

 

этого

список

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы

 

приведен

 

в

 

учебной

 

программе

 

курса

 «

Ландшафтоведение

». 

Лабораторные

 

работы

 

и

 

КСР

 

сгруппированы

 

в

  4 

модуля

 

в

 

соответствии

 

с

 

требо

-

ваниями

предъявляемыми

 

к

 

учебным

 

материалам

предназначенным

 

для

 

системы

 

дистанционного

 

обучения

  (

СДО

и

 

размещенным

 

в

 

оболочке

  «eUniversity». 

По

 

этим

 

же

 

модулям

 

подготовлены

 

контрольные

 

вопросы

 

для

 

промежуточного

 

и

 

итогового

 

тестирования

 
 
 
 
 


background image

 

 

1. 

КОНТРОЛИРУЕМАЯ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

 

РАБОТА

 

И

 

ФОРМЫ

 

КОНТРОЛЯ

 

ЗНАНИЙ

 

СТУДЕНТОВ

 

 

Контролируемая

 

самостоятельная

 

работа

  – 

важный

 

элемент

 

обучающей

 

деятель

-

ности

выполняемой

 

студентами

 

в

 

аудитории

 

или

 

во

 

внеаудиторное

 

время

 

без

 

уча

-

стия

 

преподавателя

но

 

с

 

условием

 

обязательной

 

оценки

 

за

 

ее

 

исполнение

КСР

 

могут

 

носить

 

репродуктивный

реконструктивный

 

или

 

творческий

 

характер

Самые

 

простые

 

задачи

  (

репродуктивного

 

типа

предполагают

 

единственный

 

путь

 

решения

обозначенный

 

в

 

задании

Задачи

 

реконструктивного

 

типа

 

предусматрива

-

ют

 

преобразование

 

материала

его

 

упорядочивание

 

и

 

систематизацию

Результатом

 

этого

 

этапа

 

выступает

 

географическое

 

описание

 

территории

построение

 

графиче

-

ских

 

или

 

матричных

 

моделей

составление

 

аннотации

 

к

 

работе

Творческие

 

задания

 

требуют

 

анализа

 

проблемной

 

ситуации

получения

 

новой

 

информации

 

с

 

помощью

 

выбранных

 

студентом

 

самостоятельно

 

средств

 

и

 

методов

 

решения

Контролируемая

 

самостоятельная

 

работа

  – 

традиционный

 

вид

 

учебной

 

работы

 

в

 

вузе

но

 

в

 

последние

 

годы

 

он

 

наполнился

 

конкретным

 

содержанием

приобрел

 

разно

-

образные

 

формы

 

и

 

методы

 

проведения

 

и

 

контроля

Определилась

 

и

 

унифицированная

 

структура

 

задания

 

по

 

КСР

Так

,  

задание

 

на

 

КСР

 

должно

 

содержать

 

следующие

 

пунк

-

ты

тема

цель

форма

 

и

 

методы

 

проведения

содержание

форма

 

контроля

ис

-

точники

 

информации

Тема

 

и

 

цель

 

работы

 

требуют

 

ясных

кратких

четких

недвусмысленных

 

определе

-

ний

а

 

формулировка

 

цели

кроме

 

того

должна

 

преследовать

 

приобретение

 

новых

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

Важная

 

часть

 

КСР

 – 

форма

 

и

 

методы

 

ее

 

проведения

Существует

 

несколько

 

вариантов

 

самостоятельных

 

письменных

 

работ

выполняе

-

мых

 

в

 

аудитории

 

или

 

в

 

домашних

 

условиях

Это

 

реферативные

 

работы

эссе

где

 

не

-

обходимо

 

сформулировать

 

и

 

высказать

 

собственную

 

точку

 

зрения

 

на

 

проблемный

 

вопрос

географическая

 

характеристика

 

территории

Студентам

 IV–V 

курсов

 

полезно

 

давать

 

задания

 

по

 

разработке

 

методики

 

собственных

 

исследований

 

Географическое

 

образование

 

предусматривает

 

выработку

 

умений

 

по

 

составлению

 

тематических

оценочных

прогнозных

 

и

 

многих

 

других

 

видов

 

карт

 

какого

-

либо

 

оп

-

ределенного

 

участка

а

 

также

 

производство

 

различных

 

картометрических

 

работ

 

по

 

имеющимся

 

картам

Полученные

 

таким

 

образом

 

данные

 

могут

 

использоваться

 

для

 

построения

 

графиков

 

и

 

моделей

в

 

том

 

числе

 

с

 

помощью

 

компьютера

Моделирова

-

ние

 

может

 

быть

 

и

 

отдельным

 

заданием

 

КСР

если

 

для

 

этого

 

имеется

 

достаточный

 

фактический

 

материал

Кроме

 

того

контролируемая

 

самостоятельная

 

работа

 

может

 

проводиться

 

с

 

использованием

 

интерактивных

 

форм

В

 

содержательной

 

части

 

работы

 

в

 

сжатом

 

виде

 

дается

 

краткий

 

план

 

текста

 

или

 

процесс

 

выполнения

 

картографического

 

задания

 

с

 

указанием

 

желательного

 

конечно

-

го

 

результата

К

 

настоящему

 

моменту

 

выработано

 

три

 

способа

 

проверки

 

работы

 – 

письменный

устный

электронный

Наиболее

 

эффективным

 

видом

 

контроля

 

является

 

рейтинговая

 

оценка

которая

 

позволяет

 

студенту

 

самому

 

ориентироваться

как

 

его

 

знания

 

выгля

-

дят

 

на

 

фоне

 

знаний

 

однокурсников

Рейтинговая

 

система

 

имеет

 

важное

 

воспитатель

-

ное

 

значение

заставляя

 

студента

 

более

 

тщательно

 

и

 

вдумчиво

 

выполнять

 

задания

 

КСР

Шкала

 

рейтинговых

 

оценок

 

по

 

курсу

 «

Ландшафтоведение

», 

разработанная

 

на

 

ка

-

федре

 

геоэкологии

приведена

 

в

 

таблице

 1. 


background image

 

 

Таблица

 1 

Шкала

 

рейтинговых

 

оценок

 

по

 

курсу

 «

Ландшафтоведение

»

 

 

Расчетно

-

аналитические

 

работы

 

Рейтинговая

 

система

 

оценок

 

Зачетные

 

баллы

 

за

 

выполнение

 

задания

 

Зачетные

 

баллы

 

за

 

модуль

 

Суммарные

 

рей

-

тинговые

 

оценки

 

Модули

 

Ча

-

сы

 

Вид

 

занятий

 

Тема

 

занятий

 

Ча

-

сы

 

Мин

 

Макс

 

Мин

Макс

Мин

Макс

Лаборатор

работа

 1 

Составить

 

карту

 

ПТК

КСР

 1 

Дать

 

характеристику

 

ПТК

проанализировать

 

их

  

верти

-

кальное

 

и

 

горизонтальное

 

строение

модуль

История

 

развития

 

науки

Верти

-

кальное

 

и

 

горизонтальное

 

строение

 

территориальных

 

комплексов

 

(

ПТК

). 

Компьют

тестиров

.. 

По

 

теме

 

модуля

 

 
 
 
 
 
 
 

12 

 
 
 
 
 
 
 

18 

Лабор

работа

 2 

Составить

 

карту

 

ПАК

КСР

 2,3 

Проанализировать

 

строение

 

и

 

дать

 

характеристику

 

ПАК

модуль

Развитие

 

представления

 

об

 

антропо

-

генном

 

ландшафте

строение

 

и

 

ха

-

рактеристика

 

природно

-

антропогенных

 

комплексов

 

(

ПАК

).

 

Комп

тести

-

рование

 

По

 

теме

 

модуля

 

 
 
 

13 

 
 
 

19 

Лабора

-

тор

.

работа

 3 

Изучить

 

и

 

проанализировать

 

структуру

 

ПТК

 

ландшафтно

-

го

 

района

КСР

 4 

Характеристика

 

ландшафт

-

ного

 

района

КСР

 5 

Оценить

 

антропогенную

 

пре

-

образованность

 

урочищ

 

КСР

 6 

Оценка

 

экологического

 

со

-

стояния

 

ПТК

 

модуль

Ландшафтное

 

районирование

.  

Ландшафтно

-

экологические

 

иссле

-

дования

Комп

тести

-

рование

 

По

 

теме

 

модуля

 

 

 
 
 

15 

 
 
 

23 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

40 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

60 


background image

 

 

2.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ

 

УКАЗАНИЯ

 

ПО

 

ВЫПОЛНЕНИЮ

 

ЛАБОРАТОРНЫХ

 

И

 

КОНТРОЛИРУЕМЫХ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

 

РАБОТ

 

Модуль

 1 

 

1.1.  

ЛАБОРАТОРНАЯ

  

РАБОТА

  1 

 (6 

часов

 

Тема

.

 

Составить

 

карту

 

природных

 

территориальных

 

комплексов

 (

ПТК

Цель

 

работы

:

 

приобретение

 

навыков

 

работы

 

с

 

топографической

 

картой

 

и

 

други

-

ми

 

источниками

 

информации

формирование

 

умений

 

выделения

 

природных

 

террито

-

риальных

 

комплексов

 

в

 

ранге

 

урочищ

Материалы

:

 

топографическая

 

карта

 

масштаба

  1:50 000 

с

 

нанесенными

 

на

 

нее

 

точками

ксерокопия

 

этой

 

карты

простые

 

и

 

цветные

 

карандаши

Работа

 

рассчитана

 

на

 

углубление

 

знаний

 

о

 

вертикальном

 

и

 

горизонтальном

 

строе

-

нии

 

ландшафта

который

 

представляет

 

собой

 

сложный

 

природный

 

территориальный

 

объект

 

и

 

характеризуется

:  1) 

наличием

 

природных

 

компонентов

;  2) 

наличием

 

более

 

мелких

 

ПТК

образующих

 

соподчиненную

 

систему

; 3) 

сложной

 

системой

 

взаимосвя

-

зей

 

между

 

компонентами

 

и

 

между

 

ПТК

Расположение

порядок

 

компонентов

 

и

 

при

-

родных

 

территориальных

 

комплексов

 

внутри

 

ландшафта

 

называют

 

его

 

строением

Различают

 

вертикальное

  (

порядок

 

компонентов

и

 

горизонтальное

  (

порядок

 

ПТК

строение

 

ландшафта

Горизонтальное

 

строение

 

ландшафта

 

изменяется

 

в

 

зависимости

 

от

 

масштаба

 

ра

-

бот

в

 

связи

 

с

 

чем

 

различают

 

локальный

региональный

 

и

 

планетарный

 

уровни

 

иссле

-

дований

На

 

локальном

 

уровне

 

горизонтальное

 

строение

 

ландшафта

 

представлено

 

комплексами

образующими

 

соподчиненную

 

систему

 

морфологических

 

единиц

ко

-

торые

 

принято

 

разделять

 

на

 

основные

 

и

 

промежуточные

К

 

основным

 

относятся

 

ландшафт

урочище

фация

к

 

промежуточным

 – 

местность

сложное

 

урочище

поду

-

рочище

Масштаб

 

имеющихся

 

на

 

географическом

 

факультете

 

учебных

 

топографиче

-

ских

 

карт

 (1:25 000 – 1:50 000) 

позволяет

 

использовать

 

их

 

как

 

основу

 

для

 

составления

 

карты

 

урочищ

 

и

 

местностей

Урочище

 

по

 

Н

.

А

Солнцеву

 

есть

 

ПТК

связанный

 

с

 

выпуклыми

 

или

 

вогнутыми

 

мезоформами

   

рельефа

 

и

 

представляющий

 

закономерно

 

построенную

 

систему

 

гене

-

тически

динамически

 

и

 

территориально

 

связанных

 

фаций

 

или

 

их

 

групп

Из

 

опреде

-

ления

 

урочища

 

очевидно

что

 

структура

 

урочища

 

зависит

 

от

 

характера

 

мезоформ

 

рельефа

генетических

 

особенностей

 

территории

почвенного

 

и

 

растительного

 

покро

-

ва

Следует

 

подчеркнуть

что

 

при

 

однородных

 

геологических

 

и

 

гидрогеологических

 

условиях

 

лимитирующим

 

фактором

 

выделения

 

урочищ

 

служат

 

мезоформы

 

рельефа

 – 

камовые

 

или

 

моренные

 

холмы

балки

овраги

ложбины

 

стока

карстовые

 

западины

 

и

 

т

д

Рассмотрим

 

поэтапно

как

 

собрать

 

и

 

обобщить

 

всю

 

эту

 

информацию

Определение

 

мезоформы

  

рельефа

 

следует

 

начинать

 

с

 

изучения

 

имеющейся

 

у

 

ка

-

ждого

 

студента

 

крупномасштабной

 

топографической

 

карты

 

с

 

нанесенными

 

на

 

ней

 

точками

 

наблюдений

  (

рис

.  1). 

Необходимо

 

внимательно

 

проанализировать

 

абсолют

-

ные

 

отметки

 

и

 

рисунок

 

горизонталей

 

на

 

участке

где

 

расположены

 

точки

 

наблюде

-

ния

и

 

для

 

каждой

 

из

 

них

 

определить

 

мезорельеф

Так

точки

лежащие

 

на

 

абсолют

-

ных

 

высотах

  150–200 

м

следует

 

относить

 

к

 

равнинным

 

территориям

 

и

 

присваивать

 


background image

 

 

им

 

соответствующие

 

названия

  (

например

плосковолнистые

 

равнины

волнистые

 

равнины

 

и

 

т

д

.), 

а

 

точки

 

с

 

абсолютными

 

высотами

 

более

 200 

м

 – 

к

 

возвышенностям

Именно

 

к

 

такой

 

ступени

 

высот

 

приурочены

 

обычно

 

камовые

 

и

 

моренные

 

холмы

 

и

 

гряды

 

 

Рис

. 1.

 

Фрагмент

 

топографической

 

карты

 

с

 

точками

 

наблюдений

 

 

 

Для

 

определения

 

генезиса

 

каждого

 

участка

 

следует

 

обратиться

 

к

 

сведениям

по

-

мещенным

 

в

 

табл

. 2. 

В

 

название

 

почвенной

 

разновидности

 

включены

 

сведения

 

о

 

ти

-

пах

 

четвертичных

 

отложений

,

 

на

 

которых

 

формируются

 

те

 

или

 

иные

 

почвы

Это

 

мо

-

гут

 

быть

например

моренные

 

суглинки

водно

-

ледниковые

 

пески

озерно

-

ледниковые

 

глины

 

и

 

т

д

Характер

 

рельефа

 

в

 

сочетании

 

с

 

типом

 

отложений

 

определяет

 

происхождение

 

того

 

участка

на

 

котором

 

стоит

 

точка

В

 

результате

 

такой

 

анализ

 

по

-

зволяет

 

выявить

 

геолого

-

геоморфологические

 

особенности

 

урочища

 

и

 

произвести

 

за

-

пись

 

полученных

 

результатов

Для

 

этого

 

в

 

рабочую

 

тетрадь

 

выписываем

 

номера

 

всех

 

обозначенных

 

на

 

карте

 

точек

 

и

 

возле

 

каждой

 

из

 

них

 

фиксируем

 

название

 

формы

 

ме

-

зорельефа

 

и

 

ее

 

генезис

Анализ

 

рис

.1 

позволяет

 

сделать

 

следующую

 

запись

т

. 42 – 

моренный

 

холм

т

. 46 – 

плосковолнистая

 

лессовая

 

равнина

т

.19 – 

холмисто

-

волнистая

 

водно

-

ледниковая

 

равнина

т

. 61 – 

ложбина

 

стока

 (

генезис

 

не

 

указывается

). 

Однако

 

для

 

определения

 

урочища

 

полученных

 

сведений

 

недостаточно

т

к

их

 

следует

 

дополнить

 

характеристикой

 

биоты

Поэтому

 

следующими

 

этапами

 

являются

определение

 

почвенных

 

разновидностей

названия

 

которых

 

по

 

всем

 

точкам

 

со

-

держатся

 

в

 

табл

. 2; 

определение

 

растительных

 

группировок

названия

 

которых

 

по

 

всем

 

точкам

 

со

-

держатся

 

в

 

табл

.  3. 

При

 

этом

 

из

 

всего

 

набора

 

растительных

 

сообществ

 

отбираем

 

с