ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1703
Скачиваний: 9
13
Модуль
2
2.1.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
2
(4
часа
)
Тема
.
Овладеть
приемами
составления
карты
природно
-
антропогенных
комплек
-
сов
(
ПАК
).
Цель
работы
:
выработка
умений
выделения
ПАК
в
ранге
урочищ
с
использова
-
нием
количественных
показателей
.
Материалы
:
фрагмент
топографической
карты
масштаба
1:50 000,
ксерокопия
карты
природных
территориальных
комплексов
(
лабораторная
работа
1),
палетка
(10
х
10
см
),
калькулятор
.
В
70-
х
годах
ХХ
ст
.
в
ландшафтоведении
сформировалось
новое
направление
,
по
-
лучившее
название
антропогенного
ландшафтоведения
.
Основоположником
этого
направления
был
профессор
Ф
.
Н
.
Мильков
.
Антропогенными
ландшафтами
стали
на
-
зывать
комплексы
сознательно
,
целенаправленно
созданные
человеком
для
выполне
-
ния
тех
или
иных
социально
-
экономических
функций
.
Антропогенные
ландшафты
принято
разделять
на
техногенные
(
ТЛ
)
и
природно
-
антропогенные
(
ПАЛ
).
Последние
формируются
человеком
с
учетом
ресурсного
по
-
тенциала
природных
ландшафтов
для
выполнения
определенных
социально
-
экономических
функций
.
Сельскохозяйственная
,
лесохозяйственная
,
рекреационная
и
прочая
деятельность
сопровождается
изменением
главным
образом
биоты
,
но
вле
-
чет
за
собой
замену
природного
ландшафта
природно
-
антропогенным
.
Классификация
природно
-
антропогенных
ландшафтов
Беларуси
предусматривает
их
трехступенное
ранжирование
на
классы
,
подклассы
,
роды
.
Классы
ПАЛ
выделя
-
ются
по
направлению
хозяйственной
деятельности
человека
в
определенных
отрас
-
лях
народного
хозяйства
.
По
этому
признаку
обособлены
:
сельскохозяйственные
,
сельскохозяйственно
-
лесные
,
лесные
,
рекреационные
,
охраняемые
ПАЛ
.
Таблица
5
Критерии
выделения
подклассов
ПАЛ
по
структуре
земельных
угодий
, %
а
)
сельскохозяйственный
класс
Подклассы
Структура
угодий
пахотные
пахотно
-
культурно
-
сенокосные
лугово
-
пахотные
пастбищно
-
лугово
-
болотные
сенокосно
-
пастбищные
Пашня
>
70
30 – 60
50 – 70
до
15
10
Леса
до
20
до
20
до
20
до
20
до
20
Луга
до
10
до
10
10 – 40
10
70 – 80
Болота
до
10
15 – 20
5 – 15
до
80
до
15
б
)
сельскохозяйственно
-
лесной
класс
Подклассы
Структура
угодий
лесополевые
сенокосно
-
лесополевые
пахотно
-
лесные
Пашня
50 – 70
до
60
20 – 50
Леса
20 – 50
25 – 50
50 – 70
Луга
до
10
10 – 30
до
10
Болота
до
10
до
10
до
10
в
)
лесной
класс
Подклассы
Структура
угодий
лесохозяйственные
лесоболотные
Пашня
до
20
до
15
Леса
>
70
70
Болота
до
10
15 – 30
14
Подклассы
ПАЛ
определяются
по
структуре
земельных
угодий
и
указывают
на
сложившиеся
виды
хозяйственной
деятельности
внутри
класса
.
Так
,
подклассами
сельскохозяйственных
ландшафтов
являются
пахотные
,
лугово
-
пахотные
и
др
.,
сель
-
скохозяйственно
-
лесных
–
лесополевые
,
пахотно
-
лесные
и
т
.
д
.(
табл
. 5).
Природно
-
антропогенные
урочища
выделяются
также
с
учетом
структуры
земельных
угодий
в
предеклах
природного
урочища
.
Название
подклассов
урочищ
формируется
по
двум
преобладающим
типам
угодий
.
Различают
,
например
,
пахотные
волнистой
лессовой
равнины
,
лесополевые
камовых
холмов
,
сенокосно
-
пастбищные
плоской
поймы
,
се
-
литебно
-
пахотные
волнистой
моренной
равнины
и
др
.
ПАУ
.
Таким
образом
,
набор
подклассов
урочищ
,
как
правило
,
шире
набора
подклассов
ландшафтов
,
помещенных
в
табл
.5.
Выполнение
лабораторной
работы
начинается
с
оцифровки
каждого
контура
уро
-
чищ
на
ксерокопии
карты
природных
урочищ
,
выполненной
самостоятельно
.
Далее
в
рабочую
тетрадь
переносим
таблицу
6
и
приступаем
к
подсчету
площадей
земельных
угодий
с
помощью
палетки
.
Завершение
этой
работы
производится
сту
-
дентами
самостоятельно
(
КСР
2).
2.2
КОНТРОЛИРУЕМАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
2 (2
часа
)
Тема
.
Подсчет
структуры
земельных
угодий
природных
территориальных
ком
-
плексов
в
ранге
урочищ
.
Цель
:
приобретение
навыков
расчета
количественных
показателей
структуры
зе
-
мельных
угодий
ПТК
.
Форма
и
методы
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
,
выполняемая
с
использованием
оборудования
и
по
материалам
лабораторной
работы
2 (
топогра
-
фическая
карта
,
оцифрованная
карта
контуров
урочищ
).
Содержание
.
Внимательно
изучаем
фрагмент
топографической
карты
и
сравни
-
ваем
конкретный
набор
имеющихся
угодий
с
предлагаемым
перечнем
в
табл
. 6 (
гр
.
5–22).
Перечерчиваем
таблицу
в
рабочую
тетрадь
.
Графы
1–4
обязательные
,
далее
отбираем
по
мере
необходимости
.
Для
работы
используем
палетку
.
Помним
,
что
масштаб
карты
1:50
000,
т
.
е
. 1
см
2
имеет
площадь
500
×
500
м
(0,25
км
2
).
Сначала
записываем
общую
площадь
нашего
участка
в
графу
1
табл
. 8.
Далее
,
используя
оцифрованную
карту
контуров
,
измеряем
площадь
каждого
контура
отдельно
,
и
заполняем
графы
2
и
3.
Третью
графу
заполня
-
ем
сначала
карандашом
.
Суммируем
полученные
цифры
в
графе
3
и
сверяем
резуль
-
тат
с
показателем
в
графе
1.
Сумма
площадей
контуров
и
площадь
всего
участка
должны
совпадать
.
Если
это
условие
соблюдено
,
то
все
показатели
в
графе
3
можно
записывать
ручкой
.
Для
заполнения
графы
4
надо
определить
долю
площади
каждого
контура
в
%%
от
общей
площади
участка
.
После
этого
приступаем
к
заполнению
остальных
граф
таблицы
.
Для
этого
на
карте
контуров
урочищ
палеткой
определяем
площади
пашни
,
лесов
,
лугов
и
т
.
д
.
по
каждому
контуру
.
Заполняем
соответствующие
графы
(5, 7, 9,
11
и
пр
.)
таблицы
.
Далее
высчитываем
долю
каждого
вида
угодий
в
процентах
от
об
-
щей
площади
контура
урочища
.
Полученные
цифры
записываем
в
графы
6, 8, 10, 12
и
пр
.
15
Таблица
6
Количественные
показатели
структуры
земельных
угодий
ПТК
Общ
.
пл
.
Кон
-
туры
Площадь
кон
-
тура
Пашня
Лес
Кустарник
Луг
Болото
Населен
-
ный
пункт
км
2
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Окончание
табл
. 6
Сад
Озеро
,
водохранилище
Другие
Природное
урочище
Природно
-
антропогенное
урочище
Подкласс
ПАУ
Класс
ПАЛ
км
2
%
км
2
%
км
2
%
название
название
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Методы
контроля
:
проверка
преподавателем
,
рейтинговая
оценка
.
Основные
источники
информации
:
1.
Выполненные
на
лабораторных
занятиях
карты
.
2.
Марцинкевич
Г
.
И
.,
Ландшафтоведение
.
Мн
.,
БГУ
2007.
3.
Фрагмент
топографической
карты
.
Масштаб
1: 50 000.
2.1.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
2
(
продолжение
)
Тема
:
Разработать
типологию
и
выполнить
карту
природно
-
антропогенных
ком
-
плексов
.
Цель
работы
:
приобретение
навыков
составления
крупномасштабной
карты
ПАК
.
Материалы
:
ксерокопия
топографической
карты
с
точками
,
таблица
7
с
запол
-
ненными
графами
1-22.
Для
завершения
работы
необходимо
заполнить
графы
21-24
таблицы
7.
Графа
21
содержит
краткое
(
без
почвенно
-
растительного
покрова
)
название
природных
уро
-
чищ
в
соответствии
с
ранее
выполненной
картой
.
В
графу
23
записываем
название
подкласса
ПАК
,
определяемое
по
одному
-
двум
максимальным
показателям
структу
-
ры
земельных
угодий
(
в
%)
данного
ПТК
.
Название
природно
-
антропогенного
уро
-
чища
составляется
из
сведений
в
графе
21
и
23.
Заключительный
шаг
–
определение
названия
класса
ПАК
с
учетом
всех
предыдущих
данных
по
горизонтальной
строке
.
Образцы
названия
классов
и
подклассов
помещены
в
табл
. 8.
После
этого
необходимо
провести
типологию
ПАК
на
уровне
классов
и
подклас
-
сов
и
разработать
систему
условных
знаков
для
карты
.
Ввиду
того
,
что
на
ней
будут
показаны
только
классы
и
подклассы
ПАК
,
по
своему
содержанию
и
оформлению
она
сравнительно
простая
.
Классы
ПАК
отражаются
на
карте
методом
качественного
фона
,
подклассы
показываются
штриховкой
.
Образец
оформления
карты
см
.
на
рис
.
5.
16
Рис
. 5.
Природно
-
антропогенные
комплексы
Условные
обозначения
.
Класс
ПАК
Подклассы
ПАК
Пахотный
1.
Сельскохозяйственный
Сенокосно
-
пастбищный
Лесополевой
2.
Сельскохозяйственно
-
лесной
Пахотно
-
лесной
Лесохозяйственный
3.
Лесной
Лесопочвозащитный
2.3.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
3
(2
часа
)
Тема
.
Горизонтальное
строение
природно
-
антропогенных
комплексов
.
Цель
:
приобретение
навыков
анализа
пространственной
организации
и
строения
природно
-
антропогенных
комплексов
.
Форма
и
методы
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
с
построени
-
ем
графических
моделей
.
Выполняется
по
материалам
лабораторной
работы
2
и
кон
-
тролируемой
самостоятельной
работы
2.
Содержание
.
Выполнение
работы
начинается
с
вычерчивания
в
рабочей
тетради
табл
. 8.
Исходные
данные
для
ее
заполнения
берутся
из
граф
1, 3, 32, 33
табл
. 7,
и
ус
-
ловных
обозначений
к
карте
ПАК
(
см
.
рис
. 3).
17
Таблица
7
Типология
природно
-
антропогенных
комплексов
по
показателям
структуры
земельных
угодий
Общ
.
пл
.
Площадь
контура
Пашня
Лес
Луг
Болото
Населенный
пункт
Сад
ОЗЕРО
Другие
Природное
урочище
км
2
Кон
-
туры
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
Природно
-
антропогенное
уро
-
чище
Подкласс
ПАЛ
Класс
ПАЛ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
10
1
0,3
3
0,26
96
0,01
1
0,02
2
плоско
-
волнистой
лессовой
равнины
пахотный
плоско
-
волнистой
лес
-
совой
равнины
пахотный
сельско
-
хозяйст
-
венный
2
0,05
0,5
0,04
80
0,01
20
ложбины
стока
сенокосно
-
пастбищный
ложбины
стока
сенокосно
-
пастбищ
-
ный
сельско
-
хозяйст
-
венный
3
0,2
2
0,2
100
плоской
террасы
лесокультурный
плоской
террасы
лесокуль
-
турный
лесной
4
0,5
5
0,05
10
0,3
67,6
0,01
2,4
0,07
14
0,02
4
плоской
поймы
озерно
-
луговой
плоской
поймы
сенокосно
-
пастбищ
-
ный
рекреаци
-
онный
5
0,04
0,4
0,03
75
0,01
25
0,01
25
плоской
поймы
болотно
-
сенокосный
плоской
поймы
болотно
-
сенокосный
сельско
-
хозяйст
-
венный
7
3,2
32
1,7
56
1,1
34
0,12
3
0,15
4
0,05
1
волнистой
моренной
равнины
лесополевой
волнистой
мо
-
ренной
равнины
лесо
-
полевой
сельско
-
хозяй
-
ственно
-
лесной
8
0,2
2
0,05
25
0,1
50
0,04
20
0,01
5
ложбины
стока
пахотно
-
лесной
ложбины
стока
пахотно
-
лесной
сельско
-
хозяйст
-
венно
-
лесной
9
0,2
2
0,12
60
0,08
40
волнистой
моренной
равнины
Волнистой
мо
-
ренной
равнины
селитебно
-
пахотный
селитебно
-
пахотный
сельско
-
хозяйст
-
венный
11
0,14
1,4
0,03
21
0,11
79
волнистой
моренной
равнины
лесо
-
хозяйст
-
венный
волни
-
стой
моренной
равнины
лесо
-
хозяй
-
ственный
лесной
12
0,2
2
0,2
100
плоской
террасы
лесокультур
-
ной
плоской
террасы
лесокуль
-
турный
Лесной
13
0,5
5
0,05
10
0,3
67,6
0,01
2,4
0,07
14
0,02
4
плоской
поймы
озерно
-
луговой
пло
-
ской
поймы
сенокосно
-
пастбищ
-
ный
рекреаци
-
онный