ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2086

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое место в деятельности прокуратуры занимает прокурорский надзор. К видам прокурорского надзора следует отнести:

  • надзор за исполнением законодательства;

  • надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

  • надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

  • надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

  • надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

К актам прокурорского надзора, отнесены представление, протест, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Представление содержит требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и не позднее чем в месячный срок со дня его поступления должно быть исполнено.

Протест приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановление в зависимости от характера нарушения законодательства содержит мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.

Предписание выносится прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальным предпринимателям, организациям, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Официальное предупреждениеакт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое (в исключительных случаях — иное высшее) образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурора района, города, военного прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров — лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет. С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.


Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, проходят на основании срочного трудового договора стажировку в течение шести месяцев. Время стажировки засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. Кроме этого, они при назначении на должность приносят Присягу.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия, а также на применение и использование их в порядке, установленном законодательством.



3.10 Комитет государственного контроля


Комитет государственного контролявысший орган финансово-экономического контроля в Республике Беларусь.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

  • исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

  • расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью
    и использованием государственного имущества;

  • исполнением актов законодательства по вопросам аренды,
    а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

  • соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

  • состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  • поставкой товаров для государственных нужд;

  • соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь и др.

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы — комитеты государственного контроля областей и города Минска.

По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.




Рекомендуемые источники


  1. Василевич, Г. А. Конституция и некоторые аспекты защиты прав и свобод граждан / Г. А. Василевич. — Минск : Знание, 1999. — 256 с.

  2. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. — Минск : Кн. Дом : Интерпрессервис, 2003. — 832 с.

  3. Конституционное право / Д. А. Гавриленко [и др.] ; под общ. ред.
    Д. А. Гавриленко. — Минск : ТетраСистемс, 1998. — 410 с.

  4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.

  5. Круглов, В. А. Основы права Республики Беларусь : понятия и схемы / В. А. Круглов, Е. В. Шейпак. — Минск : Амалфея, 2003. — 272 с.

  6. О комитете государственного контроля Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 2 февр. 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 18. — 2/144.

  7. О прокуратуре Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 119. — 2/1317.

  8. Основы права : учебник / В. Н. Артемова [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. —
    2-е изд. — Минск : Кн. Дом, 2005. — 416 с.

  9. Основы права : учебник / Г. Б. Шишко [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — Минск : Амалфея, 1998. — 768 с.

  10. Основы права : учебник / Г. А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — Минск : Амалфея, 2002. — 848 с.

  11. Основы права : учеб. пособие / С. Г. Дробязко [и др.] ; под общ. ред. В. А. Витушко [и др.]. — Минск : БГЭУ, 2002. — 784 с.

  12. Степанова, Т. А. Основы права : учеб. пособие / Т. А. Степанова. — М. : Финансы и статистика, 2001. — 253 с.

  13. Хлус, А. М. Основы права : тесты с ответами и коммент. / А. М. Хлус. — Минск : ТетраСистемс, 2006. — 256 с.



Т Е М А 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА



План


  1. Объекты природы, подлежащие правовой охране.

  2. Ответственность за нарушение норм экологического права.



9.1 Объекты природы, подлежащие правовой охране


Общим объектом экологического права является окружающая
среда
, включающая природную среду и окружающую человека среду.

Под природной средой понимается естественная среда жизнедеятельности человека и других живых организмов, состоящая из природных элементов и компонентов.

К природным элементам относятся земля, воды, леса, недра, атмосферное пространство и космос в технически доступных в настоящее время пределах.

В качестве природных компонентов окружающей природной среды, входящих в указанные элементы, соответственно выступают почва и полезные ископаемые, содержащаяся в них гигроскопическая влага, нелесная растительность, животный мир, воздушные массы, аэрозоли, солнечная и иные формы энергии, инфракрасные, ультрафиолетовые и другие лучи, естественная или наведенная радиация и т. д.

Средой, окружающей человека, признается та часть природной среды, которая не изменена или преобразована в результате хозяйственной и иной антропогенной деятельности, состоящая из совокупности экологических систем.


Помимо рассмотренных выше элементов и компонентов природной среды, окружающая человека среда охватывает также инфраструктуры предприятий и организаций, здания, строения, дороги, линии связи, дамбы, городские парки и другие продукты человеческой деятельности. По сути, это — среда населенных пунктов, аграрных регионов, промышленных, курортных, рекреационных и иных зон.

Не признаются объектами экологического права добытые полезные ископаемые, взятая из водных источников вода, выловленная рыба, срубленные деревья и другие компоненты, отделенные от элементов природной среды в процессе человеческой деятельности и включенные в гражданский оборот. Сюда же относятся плодовые насаждения, культурные растения, домашние животные, иные продукты антропогенно-природного происхождения.

Дифференцированными объектами экологического права следует признать земельный, водный и лесной фонды, фонд недр, атмосферное пространство и космос, особо охраняемые природные территории и объекты, биоразнообразие, климатические ресурсы и конкретные участки окружающей человека среды.

В Республике Беларусь существует исключительная собственность государства на природные ресурсы и объекты, а также допускается право частной собственности на отдельные земельные участки, исключая земли сельскохозяйственного назначения.

К землям относятся категории земель сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда и запаса.

Водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные. Недра, как объекты права собственности, включают месторождения полезных ископаемых, а также пещеры, гроты, шахты, карьеры, разрезы, тоннели и другие подземные полости (пустоты).

В законодательстве отсутствует деление лесов, растительного мира, животного мира и атмосферного пространства, выступающих в качестве объектов права собственности, на категории и виды. Существующие же их классификации имеют отношение в основном к эколого-экономической ценности и праву пользования данными объектами (например, деление лесов на группы и категории защитности).

Атмосферное пространство, как элемент природной среды в пределах государственных границ и космоса, являющийся собственностью государства, необоснованно отождествляется с воздухом, который в естественном состоянии не может находиться в чьей-либо собственности.

Юридические и физические лица пользуются природными
ресурсами и объектами путем получения продуктов природопользования, извлечения иных полезных свойств.




9.2 Понятие и виды экологической ответственности


Экологическая ответственность — это комплекс правовых мер по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющие вред государству, природопользователям и окружающей среде, а через это и здоровью человека, либо содержащие реальную угрозу причинения такого вреда.

Основное назначение экологической ответственности — восстановление потерь в природной среде независимо от источника причинения.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются:

  • защита общественных отношений в сфере экологии;

  • наказание правонарушителя;

  • предупреждение совершения им новых правонарушений;

  • предупреждение совершения правонарушений другими гражданами;

  • воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Виды экологической ответственности отражены на рисунке 1 (см. приложение А13).

Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами или судом в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях содержится гл. 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования», статьи которой предусматривают административную ответственность за экологические правонарушения.

К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба природной и окружающей среде, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Конкретные составы преступлений установлены в уголовном кодексе в гл. 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды».

Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя. Она заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (избытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды.

По общему правилу законодательства привлечение граждан к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причиненных его противоправными действиями. Правила возмещения вреда в качестве юридической ответственности определены ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.