ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2200

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках Президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

  • внепарламентский метод избрания Президента и формирования правительства;

  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная — Президенту, судебная — Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что Президент совмещает полномочия
главы государства и главы правительства и участвует в формировании Кабинета или Совета Министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска Парламента, является Верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает
законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью.

Смешанные (полупрезидентские) республики отличаются своеобразным сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассматриваемых ранее типов республики черт. Например, одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является, в частности, возможность роспуска парламента или одной из его палат по инициативе президента в случае конфликта между правительством и парламентом.


Формы государственного устройства представлены на рисунке 3 (см. приложение А12).

В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;

  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Унитарное государство это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-террито-риальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнитель­ные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

  • на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

  • составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

  • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

  • все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

  • имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т. д.;

  • в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

  • субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы;

  • в большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

  • при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.


Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

  • конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

  • сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

  • государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства недолговечны: они либо распадаются, либо превращаются в федерацию (Германский союз (1815—1867), Швейцарский союз (1815—1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация).

Политические режимы могут быть демократическими и недемократическими (рис. 4, см. приложение А12). Недемократические режимы бывают тоталитарные, авторитарные, деспотические, расистские, поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Недемократические режимы характеризуются следующими признаками:


  • полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

  • ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

  • личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

  • реально действует верховенство государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

  • не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти,
которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

  • режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

  • реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

  • создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

  • в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

  • власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

  • основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

  • государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

Юридические гарантии демократического режима закреплены в Конституции Республики Беларусь и текущем законодательстве.



Рекомендуемые источники


  1. Дмитрук, В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие / В. Н. Дмитрук — Минск : Амалфея, 1998. — 224 с.

  2. Круглов, В. А. Основы права Республики Беларусь : понятия и схемы / В. А. Круглов, Е. В. Шейпак. — Минск : Амалфея, 2003. — 272 с.

  3. Основы права : учебник / В. Н. Артемова [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — 2-е изд. — Минск : Книжный Дом, 2005. — 416 с.

  4. Основы права : учебник / Г. Б. Шишко [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — Минск : Амалфея, 1998. — 768 с.

  5. Основы права : учебник / Г. А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. — Минск : Амалфея, 2002. — 848 с.

  6. Основы права : учеб. пособие / С. Г. Дробязко [и др.] ; под общ. ред. В. А. Витушко [и др.]. — Минск : БГЭУ, 2002. — 784 с.

  7. Степанова, Т. А. Основы права : учеб. пособие / Т. А. Степанова. — М. : Финансы и статистика, 2001. — 253 с.

  8. Хлус, А. М. Основы права : тесты с ответами и коммент. / А. М. Хлус. — Минск : ТетраСистемс, 2006. — 256 с.




Т Е М А 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА



План


  1. Прокуратура

  2. Комитет государственного контроля



3.1 Прокуратура


1 июня 2007 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 «О прокуратуре Республики Беларусь», который устанавливает организационные и правовые основы деятельности белорусской прокуратуры, регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на этот правоохранительный орган, а также особенности правового положения прокурорских работников.

Прокуратура — это единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Основными задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Центральным органом прокуратуры является Генеральная прокуратура Республики Беларусь, которая:

  • контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;

  • анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;

  • взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;

  • организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;

  • участвует в нормотворческой деятельности;

  • представляет органы прокуратуры в международных отношениях;

  • выполняет иные функции, предусмотренные действующим законодательством.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Он же в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на них задач,

Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры подчинены и подотчетны Генеральному прокурору.

Среди новых направлений в деятельности прокуратуры, определенных законом, следует отметить координацию правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций. В ранее действовавшем законе эта норма отсутствовала, хотя данное направление деятельности отчасти для прокуратуры и тогда было характерным.