ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 2270
Скачиваний: 25
3. Договорная теория. Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII—XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Гроций (1583—1646) — голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1623—1704), Томас Гоббс (1588—1679) — английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689—1755), Дени Дидро (1713—1783), Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французские философы-просветители; А. Н. Радищев (1749—1802) — русский философ и писатель-революционер. Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.
Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор». Смысл идеи «общественного договора» в следующем:
-
первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
-
каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;
-
в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
-
чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
-
в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной зашиты — государство.
4. Органическая теория. Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820—1903), а также учеными Вормсом и Прейсом. Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
-
люди образуют государство, как клетки — живой организм;
-
государственные институты подобны частям организма: правители — головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы — кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) — рукам и т. д.;
-
между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. — IV в. н. э. — Римская империя, в XVIII в. — Великобритания, в XIX в. — США).
5. Психологическая теория. Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867—1931). Также данную теорию разрабатывали Фрейд и Г. Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под данными свойствами подразумеваются:
-
желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
-
желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
-
способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
-
желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов, сопротивляться власти, совершать преступления и т. д.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества — вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
6. Теория насилия. Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390—338 до н. э.) — китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833—1921) — немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838—1909) — австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854—1938) — один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.
По мнению данных авторов, государство возникло путем насилия:
-
одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
-
одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
-
сбор дани дружинниками;
-
расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
-
огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий);
-
иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» завоеванных благ (как от тех, кто эти блага потерял, так и от внешней угрозы — государства).
7. Ирригационная (водная) теория. Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»).
Суть данной теории в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Для этого (рытье каналов, строительство плотин) необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства — Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
8. Экономическая (классовая) теория. Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс (1818—1883), Ф. Энгельс (1820—1895), В. Ленин (1870—1924).
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
-
произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); возник прибавочный продукт;
-
в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров;
-
появились частная собственность и публичная власть;
-
для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми был создан специальный аппарат принуждения — государство.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
1.2 Формы государства
Форма государства — такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
Формы государства представлены на рисунке 1 (см. приложение А12).
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Политический режим — совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Формы правления подразделяются на монархию и республику (рис. 2, см. приложение А12).
Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военоначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т. п.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась 4—3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления (организация совместных работ, ведение войн и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т. п.).
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
-
существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
-
наследственный порядок преемственности верховной власти;
-
представительство государства монархом по своему усмотрению;
-
юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на следующие виды:
-
абсолютную;
-
ограниченную:
-
дуалистическая,
-
конституционная (парламентарная);
-
теократическую.
Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия (XVII—XIX) и Франция до революции 1789 года.
Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная — парламенту. Однако во многих случаях парламент находится в зависимости от монарха, который обладает правом вето в отношении принимаемых парламентом законов.
Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
-
правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
-
лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
-
в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
-
законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
-
правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.
В ряде монархических стран (Саудовская Аравия и др.) глава государства возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.
Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
-
существование единоличного и коллегиального главы государства;
-
выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
-
осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
-
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
-
обязательность решений верховной государственной власти.
Различные
органы государства выполняют различные
функции по управлению государством:
Парламенты (народные собрания, национальные
ассамблеи, думы и т. д.) принимают законы,
правительство
и его органы выполняют эти законы,
организовывают их исполнение, судебные
органы контролируют исполнение законов
и привлекают к ответственности
нарушителей этих законов.
Вся эта идея создавала систему «сдержек и противовесов», обеспечивающую власть народа, сдерживающую попытки одной из ветвей власти стать индивидуальным или коллективным диктатором.
Современные республики подразделяются на три основных вида:
-
парламентские;
-
президентские;
-
смешанные (полупрезидентские).
Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.
Глава государства в парламентарной республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является Верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель Совета Министров, канцлер) назначается, как правило, Президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.