ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2185

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 4. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


Цель: приобретение знаний об основах административного права, административных правоотношениях, особенностях административного правонарушения и наказания за него.

Задачи: 1) уметь характеризовать административные правонарушения;

2) уметь анализировать состав правонарушения, цель, порядок назначения наказания и освобождения от него;

3) уметь анализировать виды административных взысканий.


Понятие, предмет, система и источники административного права. Понятие и сущность административных правоотношений. Понятие и состав административного правонарушения. Административная ответственность. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Виды административных взысканий.



План


  1. Понятие, предмет, источники административного права.

  2. Понятие и сущность административных правоотношений.

  3. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.

  4. Понятие административной ответственности. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

  5. Понятие и виды административных взысканий.



4.1 Понятие, предмет, источники административного права


Административное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.

Предмет административного права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами административного права.

Источники административного права нормативные правовые акты, в которых содержатся административно-правовые нормы. Специализированным источником административного права является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.


4.2 Понятие и сущность административных правоотношений


Административные правоотношения — это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной и распорядительной деятельности.

Структура административных правоотношений показана на рисунке 1 (см. приложение А4).

Объектэто то, по поводу чего возникают административные правоотношения. Общим объектом административного права является управленческая сфера. Непосредственным объектом — взаимоотношения между субъектами применительно к осуществлению конкретного вопроса.

Субъектами административно-правовых отношений являются лица, участвующие в данном правоотношении. Ими могут быть как физические, так и юридические лица. Все субъекты административных правоотношений должны обладать административной правосубъектностью.

Административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.


Административная правоспособность — это установленная и охраняемая государством возможность (способность) конкретных субъектов иметь права и нести обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (распорядительной) деятельности.

Административная дееспособность—это процесс практической реализации правоспособности субъектом административно-правовых отношений, т. е. способность сознательно и самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (распорядительной) деятельности.

Административная правоспособность у физических лиц возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Административная дееспособность полная возникает с 18-ти лет.

Административная правоспособность и дееспособность у юридических лиц совпадает и возникает с момента их образования (или регистрации).

Содержание — это совокупность прав и обязанностей субъектов.

Юридические факты — действия (правомерные или неправомерные) или события, с наличием которых законодатель связывает возникновение, существование и прекращение административных правоотношений. Например: события — рождение, смерть человека, достижение 16-летнего возраста; действия — совершение правонарушения.



4.3 Понятие, признаки и состав административного правонарушения


Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения отражены на рисунке 2 (см. приложение А4).

Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Исходя из степени общественной опасности, решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений.

Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.

Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию, а также к наступившим последствиям.

Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность.


Состав административного правонарушения — это совокупность объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Состав административного правонарушения состоит из 4 элементов (рис. 3, см. приложение А4).

Объектом состава административного правонарушения являются общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Субъектом состава административного правонарушения являются физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста (в отдельных случаях — 14-летнего возраста), вменяемые, а также юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект,
и цели, которые он преследовал.



4.4 Понятие административной ответственности.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие
административную ответственность


Административная ответственностьодин из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, показаны на рисунке 4 (см. приложение А4).

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  • чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

  • предотвращение виновным вредных последствий совершенного правонарушения;

  • добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

  • наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение малолетнего ребенка;

  • совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

  • совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

  • совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

  • совершение правонарушения беременной женщиной.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  • продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

  • совершение административного правонарушения повторно;

  • вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

  • совершение административного правонарушения группой лиц;

  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

  • совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

  • совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна лицу, совершившему административное правонарушение;

  • совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для правонарушителя, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

  • совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

  • совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.


4.5 Понятие и виды административных взысканий


Административное взыскание это мера ответственности, которая применяется уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение административного правонарушения.

Виды административных взысканий отражены на рисунке 5 (см. приложение А4).

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основных административных взысканий.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции определенной статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.



ТЕМА 5. ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА


Цель: приобретение знаний об основах уголовного права, особенностях уголовного преступления и наказания за него.

Задачи: 1) уметь характеризовать уголовное преступление;

2) уметь анализировать состав преступления, цель, порядок назначения наказания и освобождения от него;

3) уметь анализировать виды уголовных наказаний.


Понятие, предмет, система, источники уголовного права. Понятие и признаки преступления. Категории преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Понятие, система и виды уголовных наказаний по Уголовному кодексу Республики Беларусь.



План


  1. Понятие, предмет, источники уголовного права.

  2. Понятие, признаки, категории и состав преступления.

  3. Понятие и виды уголовных наказаний.


5.1 Понятие, предмет, источники уголовного права


Уголовное правоэто самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, содержащих описание признаков, позволяющих признавать деяние преступлением и определить основания и пределы уголовной ответственности, а также основания освобождения от уголовной ответственности.

Предмет уголовного права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами уголовного права.

Источники уголовного права нормативные правовые акты, в которых содержатся уголовно-правовые нормы. Специализированным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь.



5.2 Понятие, признаки, категории и состав преступления


Преступление это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Признаки уголовного преступления отражены на рисунке 1
(
см. приложение А5).

Категории уголовного преступления отражены на рисунке 2
(
см. приложение А5).

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет.

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Состав уголовного преступления — это совокупность объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Состав уголовного преступления состоит из 4 элементов (рис. 3, см. приложение А5).

Объект преступленияэто общественные отношения, которым преступлением причиняется вред.

Объективная сторона преступления характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Субъектом преступления являются лица, достигшие к моменту совершения преступления 16-летнего возраста (в некоторых случаях 14-летнего возраста), вменяемые.