ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 2190
Скачиваний: 25
Сторонами трудового договора являются работник и наниматель.
Работник — физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора.
Срок трудового договора:
-
неопределенный,
-
определенный,
-
время выполнения определенной работы,
-
время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы,
-
время выполнения сезонных работ.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.
ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Цель: получение знаний о правовых основах окружающей среды.
Задачи: 1) знать природоохранное законодательство;
2) уметь характеризовать объекты природы, подлежащие правовой охране.
Понятие, предмет, система и источники экологического права. Задачи экологического права. Объекты природы, подлежащие правовой охране*. Понятие и сущность экологических правоотношений. Понятие и состав экологического правонарушения. Ответственность за нарушение норм экологического права*.
План
-
Понятие, предмет, источники экологического права.
-
Понятие и сущность экологических правоотношений.
9.1 Понятие, предмет, источники экологического права
Экологическое право — комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.
Экологическое право — специфическая отрасль права, которая включает общие нормы и шесть самостоятельных отраслей (земельное, водное, лесное, недр, или горное право, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха).
Экологические отношения регулируются не только вышеперечисленными отраслями, но и нормами гражданского, административного, уголовного, материальных и процессуальных прав.
Предметом экологического права являются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, по поводу пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов.
Под
источниками
экологического права следует понимать
нормативные правовые акты, регулирующие
правоотношения
в области экологии.
9.2 Понятие и сущность экологических правоотношений
Экологические правоотношения — урегулированные нормами экологического права отношения в области взаимодействия общества и природы, т. е. отношения природопользования и охраны окружающей среды.
Эти отношения подразделяются на два вида:
-
природоресурсовые;
-
природоохранительные.
Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.
В зависимости от форм воздействия человека на природу экологические отношения подразделяются на:
-
отношения, связанные с изъятием веществ из природной среды (по добыче полезных ископаемых);
-
отношения, связанные с загрязнением природной среды;
-
отношения, возникающие в связи с возобновлением, восстановлением и улучшением природного вещества;
-
отношения, возникающие в связи с использованием полезных качеств природного вещества или объекта без его изъятия;
-
отношения, не связанные с хозяйственным использованием природных объектов;
-
отношения, возникающие в связи с охраной окружающей среды и ее элементов.
В зависимости от объекта, по поводу которого возникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:
-
отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);
-
отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.
Структура экологических правоотношений представлена на рисунке 1 (см. приложение А9).
Субъекты — это участники экологических правоотношений. Ими могут быть государство; государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экономических отношений; государственные, кооперативные, общественные, совместные предприятия, организации; граждане, другие субъекты.
Объекты — это то, по поводу чего возникают экологические правоотношения. Ими могут быть соответствующие природные ресурсы, их составные части или объекты природы. В качестве таких объектов могут выступать участки земель, вод, других природных ресурсов, заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, зеленые, лечебно-оздоровительные, иные территории и зоны.
Содержание
экологических правоотношений включает
совокупность
прав и обязанностей субъектов, в
соответствии с которыми
данные субъекты организовывают свои
действия применительно
к определенным
участкам природных ресурсов, природным
объектам и комплексам.
ТЕМА 10. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Цель: получение знаний об основах финансового права.
Задачи: 1) знать виды и формы финансового контроля;
2) уметь характеризовать бюджетную систему;
3) уметь анализировать налоги и обязательные неналоговые платежи.
Понятие, предмет, система и метод финансового права. Источники финансового права. Понятие, формы и виды финансового контроля в Республике Беларусь. Бюджетная система и бюджетное устройство. Правовое регулирование государственных доходов. Правовое регулирование государственных расходов. Понятие и источники налогового права. Налоговые правоотношения. Налоги и обязательные налоговые платежи.
План
-
Понятие, предмет, источники финансового права.
-
Понятие и сущность финансовых правоотношений.
-
Понятие, виды и формы финансового контроля.
-
Бюджетное право и бюджетный процесс.
10.1 Понятие, предмет, источники финансового права
Финансовое право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.
Предмет финансового права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами финансового права и возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Источниками финансового права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие процесс финансовой деятельности государства.
10.2 Понятие и сущность финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения — общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.
Особенности финансовых правоотношений:
-
финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства;
-
финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства;
-
одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или уполномоченный им орган;
-
права и обязанности участников финансовых правоотношений устанавливаются государством и выражаются в нормативных правовых актах, они не могут определяться соглашением сторон.
Указанные особенности характерны для всех финансовых правоотношений: бюджетных, налоговых, кредитных и т. д.
Для финансовых правоотношений необходимо наличие всех указанных черт одновременно.
10.3 Понятие, виды и формы финансового контроля
Финансовый контроль — это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.
Виды финансового контроля по органам его осуществляющим представлены на рисунке 1 (см. приложение А10).
Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля, а также финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, государственные комитеты ведомства, другие органы управления по отношению к подведомственным им организациям. В этих целях в их составе создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы и т. д.).
Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.
Основным звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации оказывают помощь в организации бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми органами. Этот контроль платный. Между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Общественный финансовый контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в организациях на общественных началах. К данному виду контроля относятся обращения граждан в правоохранительные, контрольные органы, средства массовой информации, которым сообщают о фактах злоупотреблений в финансовой сфере.
Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий.
Формы финансового контроля в зависимости от срока его осуществления показаны на рисунке 2 (см. приложение А10).
Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций.
Текущий контроль проводится в ходе того или иного мероприятия.
Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций.
Формы финансового контроля в зависимости от источника проверяемых данных показаны на рисунке 3 (см. приложение А10).
Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.
Фактический
финансовый
контроль ведется
в целях установления
достоверности расходования и оприходования
материальных ценностей и денежных
средств. Основным
методом финансового контроля является
ревизия, в
ходе которой проверяется правильность
расходования и наличие денежных средств
и материальных ценностей в кассе. Ревизия
—
основной метод последующего
финансового
контроля.
Виды ревизий в зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта представлены на рисунке 4 (см. приложение А10).
Полная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Частичная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.
Комплексная
документальная
ревизия —
такая ревизия, при которой проверяются
все участки деятельности по различным
вопросам.
Эти ревизии проводятся, как правило,
группой ревизоров
с
привлечением широкого круга специалистов
по различным направлениям
деятельности. В ходе такой ревизии
обязательно проводится инвентаризация
материальных ценностей.
10.4 Бюджетное право и бюджетный процесс
Бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства, определения бюджетной системы, состав и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, определения полномочий субъектов бюджетных отношений, а также бюджетного процесса.
Бюджет — роспись денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.