ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2079

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сторонами трудового договора являются работник и наниматель.

Работникфизическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.

Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора.

Срок трудового договора:

  • неопределенный,

  • определенный,

  • время выполнения определенной работы,

  • время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы,

  • время выполнения сезонных работ.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.


ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА


Цель: получение знаний о правовых основах окружающей среды.

Задачи: 1) знать природоохранное законодательство;

2) уметь характеризовать объекты природы, подлежащие правовой охране.


Понятие, предмет, система и источники экологического права. Задачи экологического права. Объекты природы, подлежащие правовой охране*. Понятие и сущность экологических правоотношений. Понятие и состав экологического правонарушения. Ответственность за нарушение норм экологического права*.



План


  1. Понятие, предмет, источники экологического права.

  2. Понятие и сущность экологических правоотношений.



9.1 Понятие, предмет, источники экологического права


Экологическое право — комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Экологическое право — специфическая отрасль права, которая включает общие нормы и шесть самостоятельных отраслей (земельное, водное, лесное, недр, или горное право, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха).

Экологические отношения регулируются не только вышеперечисленными отраслями, но и нормами гражданского, административного, уголовного, материальных и процессуальных прав.

Предметом экологического права являются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, по поводу пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов.

Под источниками экологического права следует понимать
нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения
в области экологии.


9.2 Понятие и сущность экологических правоотношений


Экологические правоотношения — урегулированные нормами экологического права отношения в области взаимодействия общества и природы, т. е. отношения природопользования и охраны окружающей среды.

Эти отношения подразделяются на два вида:

  1. природоресурсовые;

  2. природоохранительные.

Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.

В зависимости от форм воздействия человека на природу экологические отношения подразделяются на:

  1. отношения, связанные с изъятием веществ из природной среды (по добыче полезных ископаемых);

  2. отношения, связанные с загрязнением природной среды;

  3. отношения, возникающие в связи с возобновлением, восстановлением и улучшением природного вещества;

  4. отношения, возникающие в связи с использованием полезных качеств природного вещества или объекта без его изъятия;

  5. отношения, не связанные с хозяйственным использованием природных объектов;

  6. отношения, возникающие в связи с охраной окружающей среды и ее элементов.


В зависимости от объекта, по поводу которого возникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:

  1. отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);

  2. отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.

Структура экологических правоотношений представлена на рисунке 1 (см. приложение А9).

Субъектыэто участники экологических правоотношений. Ими могут быть государство; государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экономических отношений; государственные, кооперативные, общественные, совместные предприятия, организации; граждане, другие субъекты.

Объекты это то, по поводу чего возникают экологические правоотношения. Ими могут быть соответствующие природные ресурсы, их составные части или объекты природы. В качестве таких объектов могут выступать участки земель, вод, других природных ресурсов, заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, зеленые, лечебно-оздоровительные, иные территории и зоны.

Содержание экологических правоотношений включает совокупность прав и обязанностей субъектов, в соответствии с которыми данные субъекты организовывают свои действия применительно
к определенным участкам природных ресурсов, природным объектам и комплексам.



ТЕМА 10. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА


Цель: получение знаний об основах финансового права.

Задачи: 1) знать виды и формы финансового контроля;

2) уметь характеризовать бюджетную систему;

3) уметь анализировать налоги и обязательные неналоговые платежи.


Понятие, предмет, система и метод финансового права. Источники финансового права. Понятие, формы и виды финансового контроля в Республике Беларусь. Бюджетная система и бюджетное устройство. Правовое регулирование государственных доходов. Правовое регулирование государственных расходов. Понятие и источники налогового права. Налоговые правоотношения. Налоги и обязательные налоговые платежи.



План


  1. Понятие, предмет, источники финансового права.

  2. Понятие и сущность финансовых правоотношений.

  3. Понятие, виды и формы финансового контроля.

  4. Бюджетное право и бюджетный процесс.


10.1 Понятие, предмет, источники финансового права


Финансовое правоэто самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Предмет финансового права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами финансового права и возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Источниками финансового права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие процесс финансовой деятельности государства.




10.2 Понятие и сущность финансовых правоотношений


Финансовые правоотношения — общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.

Особенности финансовых правоотношений:

  • финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства;

  • финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства;

  • одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или уполномоченный им орган;

  • права и обязанности участников финансовых правоотношений устанавливаются государством и выражаются в нормативных правовых актах, они не могут определяться соглашением сторон.

Указанные особенности характерны для всех финансовых правоотношений: бюджетных, налоговых, кредитных и т. д.

Для финансовых правоотношений необходимо наличие всех указанных черт одновременно.



10.3 Понятие, виды и формы финансового контроля


Финансовый контроль — это контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.

Виды финансового контроля по органам его осуществляющим представлены на рисунке 1 (см. приложение А10).

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля, а также финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, государственные комитеты ведомства, другие органы управления по отношению к подведомственным им организациям. В этих целях в их составе создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы и т. д.).

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.

Основным звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации оказывают помощь в организации бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми органами. Этот контроль платный. Между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.


Общественный финансовый контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в организациях на общественных началах. К данному виду контроля относятся обращения граждан в правоохранительные, контрольные органы, средства массовой информации, которым сообщают о фактах злоупотреблений в финансовой сфере.

Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий.

Формы финансового контроля в зависимости от срока его осуществления показаны на рисунке 2 (см. приложение А10).

Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций.

Текущий контроль проводится в ходе того или иного мероприятия.

Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций.

Формы финансового контроля в зависимости от источника проверяемых данных показаны на рисунке 3 (см. приложение А10).

Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.

Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличие денежных средств и материальных ценностей в кассе. Ревизия — основной метод последующего
финансового контроля.

Виды ревизий в зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта представлены на рисунке 4 (см. приложение А10).

Полная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.

Частичная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.

Тематическая документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.

Комплексная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров
с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.

10.4 Бюджетное право и бюджетный процесс


Бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства, определения бюджетной системы, состав и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, определения полномочий субъектов бюджетных отношений, а также бюджетного процесса.

Бюджет — роспись денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.