ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2081

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетный процесс — регламентированная нормативными правовыми актами деятельность органов государства по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетное устройство — организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетный процесс базируется на принципах бюджетного устройства.

Принципы бюджетного устройства отражены на рисунке 5 (см. приложение А10).

Бюджетная система Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов.



ТЕМА 11. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


Цель: приобретение знаний о принципах международного права, особенностях субъектов и ответственности в международном праве.

Задачи: 1) знать принципы международного права;

2) уметь характеризовать субъекты международного права;

3) уметь анализировать ответственность в международном праве.


Понятие, сущность и функции международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Государство — основной субъект международного права. Реализация норм международного права. Ответственность в международном праве.



План


  1. Понятие, предмет, источники международного права.

  2. Система и принципы международного права.

  3. Ответственность в международном праве.

11.1 Понятие, предмет, источники международного права


Международное право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения между государствами и иными субъектами международного права в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Предмет международного права — это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами международного права.

Международное право является общим правом, оно не имеет национальной окраски, не входит в правовую систему какого-либо государства, его нормы обязательны для любого государства.

Функции международного права показаны на рисунке 1 (см. приложение А11).

Обеспечительная функция предполагает поддержание и обеспечение международного мира и безопасности.

Координирующая функция означает сотрудничество государств в политических, экономических и социальных областях, что обеспечивается заключением двусторонних и многосторонних договоров между ними.

Охранительная функция проявляется в сложившемся механизме международной правовой защиты прав и законных интересов субъектов международного права.

Источники международного права представлены на рисунке 2 (см. приложение А11).

В международном праве нет в отличие от национального права специального органа, который бы разрабатывал и принимал международно-правовые нормы. Субъекты международного права как равные партнеры создают нормы международного права.

Международный договор соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и международными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.


Международный обычай — это практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя.

Практика государствэто поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или
бездействии аналогичного и повторяющегося характера. Чтобы практика государств стала обычной нормой, она должна быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве государств, решениях национальных судов, дипломатической переписке.

Субъекты международного права показаны на рисунке 3
(
см. приложение А11).

Государства являются основными субъектами международного права. Государства являются суверенными независимыми образованиями, имеют свой аппарат власти и управления, обладают территорией и населением.

Нации и народы, борющиеся за независимость, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Эти нации должны иметь до-государственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т. д. Право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом, и как такая норма международного права она свою задачу выполнила.

В современный период речь идет уже о развитии нации, определившей свой политический статус, о невмешательстве во внутренние дела государств, уважении их государственного суверенитета.

Государства могут создавать новые субъекты международного права — международные организации.

Международные организации — это международные объединения межправительственного (например, ООН) и неправительственного характера (Всемирная федерация профсоюзов), созданные на основе международного соглашения.

Государствоподобные образования — это политико-территориальные образования, пользующиеся международно-правовым статусом.

Ватикан — государство-город, расположенный в пределах Рима — столицы Италии.

В нем находится резиденция главы католической церкви — Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Лютеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 года, которые в основном и действуют в настоящее время. Ватикан пользуется определенными суверенными правами, имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т. д. Он активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т. д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Он участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО и других международных организациях.


В числе таких государствоподобных образований были так называемые «вольные города» (г. Краков (1815—1846), г. Данциг (1920—1939), Западный Берлин, (1971—1990). В соответствии с четырехсторонним соглашением 1971 года западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т. д.), которым была передана часть полномочий — издание нормативных актов. Ряд полномочий осуществляли державы-победительницы. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ.

Физические лица — это лица, на которых распространяется действие международно-правовых норм, которых эти нормы наделяют субъективными правами и обязанностями.



11.2 Система и принципы международного права


В систему отраслей международного права входят:

  • право международных договоров;

  • право международных организаций;

  • право внешних сношений (дипломатическое и консульское право);

  • международное воздушное право;

  • международное морское право;

  • международное космическое право;

  • право международной безопасности;

  • международное гуманитарное право;

  • международное экологическое право.

Принципы международного права:

  • суверенного равенства государств;

  • неприменения силы и угрозы силой;

  • нерушимости границ;

  • территориальной целостности государств;

  • невмешательства во внутренние дела;

  • равноправия и права народов на самоопределение;

  • сотрудничества государств;

  • мирного разрешения международных споров;

  • уважения прав человека и основных свобод, включая свободу
    мысли, совести, религии и убеждений;

  • добросовестного выполнения государством международных
    обязательств.

Принцип суверенного равенства государств означает юридическое равенство государств в пользовании всеми правами, присущими их суверенитету, в признании их равной правосубъектности в международных отношениях, в праве свободно выбирать и развивать свои политические и социально-экономические системы.

Принцип неприменения силы и угрозы силой требует от государств воздерживаться от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любого другого государства. Никакие причины не могут оправдывать таких действий государства.

Под принципом нерушимости границ понимается недопустимость посягательства на границу государства, запрещение действий, направленных на захват части или целой территории государства.

Принцип территориальной целостности требует от государств воздерживаться от любых действий, связанных с нарушением территориальной целостности и политической независимости государств, а также не превращать территорию другого государства в объект оккупации с помощью силы или угрозы силой. Никакая оккупация или приобретение территории таким способом не признаются законными в международном праве.


Принцип невмешательства во внутренние дела запрещает государствам прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, независимо от характера их взаимоотношений.

Принцип равноправия и самоопределения народа означает право народа в условиях полной свободы самому определять свой политический статус без всякого вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, социальное и экономическое развитие.

Принцип сотрудничества призывает государства осуществлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество во всех областях отношений, способствуя развитию взаимопонимания и доверия, международному миру и безопасности, росту благосостояния народов.

Принцип мирного разрешения споров требует от государств, в случае конфликтных ситуаций, прибегать на основе свободного выбора к любому из мирных средств, установленных международным правом. К ним относятся: переговоры, обследование посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство.

Принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, трактуется как обязанность государств поощрять и развивать гражданские, политические, социальные, экономические права и свободы, вытекающие из достоинства человеческой личности и обеспечивающие ее развитие. Государства должны уважать право национальных меньшинств, проживающих на их территории, на равенство перед законом и гарантировать им возможность фактически пользоваться всеми правами и свободами человека.

Принцип добросовестного выполнения государством международных обязательств обозначает, что каждое государство обязано выполнять международные обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров.



11.3 Ответственность в международном праве


Государства являются субъектами международной ответственности и реализуют ее путем применения индивидуальных и коллективных мер к государству-нарушителю.

Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за противоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени государства или по его поручению.

Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты).

К международным преступлениям относятся: агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды), международный терроризм.


Международный деликт — это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.

Виды ответственности государств представлены на рисунке 4 (см. приложение А11).

К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация.

Сатисфакцияэто действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Сатисфакция осуществляется в следующих формах: извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя, отзыв должностного лица, оскорбившего другое государство.

Ресторациявосстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Кроме того, государство может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия это ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-нарушитель.

В качестве примера можно привести повышение таможенных пошлин на товары в ответ на подобное действие другого государства, нарушающее торговое соглашение между ними.

Репрессалии индивидуальные принудительные меры потерпевшего государства в ответ на нарушение международного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством-нарушителем, разрыв дипломатических отношений с отзывом дипломатического представительства). Запрещается применение вооруженных репрессалий — военных действий против государства-нарушителя.

К формам материальной ответственности относятся: репарация (денежное возмещение ущерба), реституции (возвращение вывезенных культурных и иных ценностей). В случае уничтожения или порчи культурных ценностей применяется субституция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).



ТЕМА 12. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ


Цель: получение знаний о коррупции, ее причинах.

Задачи: 1) знать, что такое коррупция;

2) уметь характеризовать формы коррупции;

3) уметь анализировать причины коррупции.


Понятие и сущность коррупции. Юридические признаки коррупции. Формы коррупции. История возникновения и развития коррупции, ее причины.



План


  1. Понятие и сущность коррупции.

  2. Причины коррупции.



12.1 Понятие и сущность коррупции


Коррупция — умышленное использование государственными должностными или приравненными к ним лицами своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды, а равно подкуп указанных лиц путем противоправного представления им имущества или другой выгоды, с тем, чтобы указанные лица совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных обязанностей.

Государственные должностные лица — Президент Республики Беларусь; депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов; а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь и в других воинских формированиях.