ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 2269
Скачиваний: 25
Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» 2006 года и других законодательных актах, международных договорах.
Юридические признаки коррупции:
-
обязательный субъект коррупционных отношений — должностное лицо (либо приравненное к нему лицо), уполномоченное на выполнение государственных функций;
-
умышленная вина, которая сопровождается корыстной или иной заинтересованностью субъектов;
-
действие или бездействие — использование лицом своего служебного положения, а также связанных с ним возможностей;
-
корыстная цель — противоправное получение для себя или близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот, преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.
Выделяют следующие формы проявления коррупции:
-
совершение или несовершение какого-либо действия (с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей в результате требуемых или принятых вознаграждений в любом виде);
-
незаконное получение вознаграждений или стимулов (в любом виде за совершение или несовершение какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей);
-
подкуп или попытка подкупа лица (для совершения или несовершения какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей).
Помимо традиционных способов получения вознаграждения (деньги, дорогие подарки), практикуется также бесплатное предоставление услуг, подлежащих оплате; обещание трудоустроить на высокооплачиваемые должности; открытие на их имя счетов в иностранных банках; приобретение недвижимости за границей и др.
Также выделяют три основных варианта коррупции:
-
обоюдовыгодная двусторонняя сделка;
-
вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;
-
инициативный, активный подкуп служащих, в том числе с психическим и иным воздействием на них.
12.2 Причины коррупции
Причины коррупции кроются в экономических, политических, правовых и психологических факторах.
Экономические факторы:
-
экономическая нестабильность, проявляющаяся в изменениях инфляции и, следовательно, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует их искать любые источники доходов;
-
неудовлетворенность условиями оплаты труда;
-
появление слоя людей, имеющих высокий доход и, следовательно, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа и др.
Политические факторы:
-
реальная возможность представителей власти на месте определять формы наказания за правонарушения, например ГАИ;
-
отсутствие эффективности контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе, реагирование;
-
бюрократическая волокита при решении служебных и личных вопросов;
-
проникновение в государственные органы представителей организованных преступных групп и др.
Правовые факторы:
-
отсутствие законодательного определения коррупционного преступления;
-
существование многочисленных пробелов в законодательстве и др.
Психологические факторы:
-
низкий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от государственных служащих;
-
признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров;
-
создание клиентами условий для получения представителями госаппарата незаконных доходов;
-
сложившееся мнение более простого и быстрого решения проблем по «телефонному праву» и др.
Развитие коррупции характерно для общества, в котором, во-первых, мерой всего являются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьера и т. д.), ценность человека определяется размерами его личного состояния, независимо от способов получения последнего. Во-вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д. В-третьих, в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (безработица, бездомность и т. д.).
Заслуживает внимания и такое обстоятельство: продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе крупных «подарков», подношений.
Т
Е М А 1 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
КОРРУПЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДЫ
И МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С
КОРРУПЦИЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Цель: получение знаний о формах и методах борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.
Задачи: 1) знать, каким образом можно предупредить коррупцию;
2) знать, что такое коррупционные правонарушения, что к ним относится;
3) знать, какие существуют меры борьбы с коррупцией в Республике Беларусь;
4) знать принципы борьбы с коррупцией, органы, осуществляющие борьбу с коррупцией в Республике Беларусь.
Меры по предупреждению коррупции. Коррупционные правонарушения. Принципы борьбы с коррупцией. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.*
План
-
Предупреждение коррупции.
-
Коррупционные правонарушения.
13.1 Предупреждение коррупции
Предупреждение коррупции — деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порожда-ющих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.
Статья 16 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» предусматривает положение о том, что государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию им своего служебного положения и связанных с ним возможностей, дает обязательство по соблюдению определенных ограничений.
Государственное должностное лицо не вправе:
-
заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики);
-
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией;
-
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах;
-
выполнять имеющие отношения к служебной деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которого оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
Помимо всех перечисленных ограничений, закон не допускает прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Лицо, принятое на государственную службу в нарушение указанного требования, подлежит переводу на должность, исключа-ющую подчиненность, а при невозможности перевода или отказе от него — освобождение от занимаемой должности.
Граждане Республики Беларусь, поступающие на государ-ственную службу, государственные служащие и члены их семьи обязаны представлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган.
Для предупреждения коррупции необходимо:
-
установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
-
повышенный контроль за доходами и расходами государ-ственных служащих;
-
установление режима обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей и т. д.
13.2 Коррупционные правонарушения
Коррупционное правонарушение — деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 23.06.2006 года коррупционными правонарушениями являются:
-
вымогательство или принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;
-
предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;
-
действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица при исполнении служебных обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
-
передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности;
-
использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности;
-
использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
Физическое лицо, предоставившее государственному должностному или приравненному к нему лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, освобождается от ответственности, если имело место вымогательство со стороны государственного должностного лица, а физическое лицо добровольно заявило о содеянном.
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ
ПРАВА»
Т Е М А 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
План
-
Основные теории возникновения государства и права.
-
Формы государства.
1.1 Основные теории возникновения государства и права
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая (религиозная) теория, господствовавшая в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354—430 н. э.), Фома Аквинский (1225—1274) — христианские философы и богословы. В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть — вечны, незыблемы, святы, их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека, являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
-
принять государство и власть как данность, полученную свыше;
-
признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский — представитель Бога на Земле, монархи — представители Папы и через него Бога в своих государствах);
-
полностью и во всем подчиняться власти — небесной (божественной), т. е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, — т. е. монархам и государству;
-
не пытаться изменить установленный Богом порядок.
2. Патриархальная теория. Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н. э.). В современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (т. е. государство — это своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:
-
монарх является отцом всего народа;
-
благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
-
король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
-
власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
-
подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.