ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2269

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» 2006 года и других законодательных актах, международных договорах.

Юридические признаки коррупции:

  1. обязательный субъект коррупционных отношений — должностное лицо (либо приравненное к нему лицо), уполномоченное на выполнение государственных функций;

  2. умышленная вина, которая сопровождается корыстной или иной заинтересованностью субъектов;

  3. действие или бездействие — использование лицом своего служебного положения, а также связанных с ним возможностей;

  4. корыстная цель — противоправное получение для себя или близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот, преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.

Выделяют следующие формы проявления коррупции:

  1. совершение или несовершение какого-либо действия (с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей в результате требуемых или принятых вознаграждений в любом виде);

  2. незаконное получение вознаграждений или стимулов (в любом виде за совершение или несовершение какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей);

  3. подкуп или попытка подкупа лица (для совершения или несовершения какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей).

Помимо традиционных способов получения вознаграждения (деньги, дорогие подарки), практикуется также бесплатное предоставление услуг, подлежащих оплате; обещание трудоустроить на высокооплачиваемые должности; открытие на их имя счетов в иностранных банках; приобретение недвижимости за границей и др.

Также выделяют три основных варианта коррупции:

  1. обоюдовыгодная двусторонняя сделка;

  2. вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

  3. инициативный, активный подкуп служащих, в том числе с психическим и иным воздействием на них.



12.2 Причины коррупции


Причины коррупции кроются в экономических, политических, правовых и психологических факторах.

Экономические факторы:

  • экономическая нестабильность, проявляющаяся в изменениях инфляции и, следовательно, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует их искать любые источники доходов;

  • неудовлетворенность условиями оплаты труда;

  • появление слоя людей, имеющих высокий доход и, следовательно, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа и др.

Политические факторы:

  • реальная возможность представителей власти на месте определять формы наказания за правонарушения, например ГАИ;

  • отсутствие эффективности контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе, реагирование;

  • бюрократическая волокита при решении служебных и личных вопросов;

  • проникновение в государственные органы представителей организованных преступных групп и др.


Правовые факторы:

  • отсутствие законодательного определения коррупционного преступления;

  • существование многочисленных пробелов в законодательстве и др.

Психологические факторы:

  • низкий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от государственных служащих;

  • признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров;

  • создание клиентами условий для получения представителями госаппарата незаконных доходов;

  • сложившееся мнение более простого и быстрого решения проблем по «телефонному праву» и др.

Развитие коррупции характерно для общества, в котором, во-первых, мерой всего являются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьера и т. д.), ценность человека определяется размерами его личного состояния, независимо от способов получения последнего. Во-вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д. В-третьих, в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (безработица, бездомность и т. д.).

Заслуживает внимания и такое обстоятельство: продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе крупных «подарков», подношений.



Т Е М А 1 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Цель: получение знаний о формах и методах борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Задачи: 1) знать, каким образом можно предупредить коррупцию;

2) знать, что такое коррупционные правонарушения, что к ним относится;

3) знать, какие существуют меры борьбы с коррупцией в Республике Беларусь;

4) знать принципы борьбы с коррупцией, органы, осуществляющие борьбу с коррупцией в Республике Беларусь.


Меры по предупреждению коррупции. Коррупционные правонарушения. Принципы борьбы с коррупцией. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.*

План


  1. Предупреждение коррупции.

  2. Коррупционные правонарушения.



13.1 Предупреждение коррупции


Предупреждение коррупции — деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порожда-ющих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

Статья 16 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» предусматривает положение о том, что государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию им своего служебного положения и связанных с ним возможностей, дает обязательство по соблюдению определенных ограничений.


Государственное должностное лицо не вправе:

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики);

  • принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией;

  • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах;

  • выполнять имеющие отношения к служебной деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которого оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).

Помимо всех перечисленных ограничений, закон не допускает прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Лицо, принятое на государственную службу в нарушение указанного требования, подлежит переводу на должность, исключа-ющую подчиненность, а при невозможности перевода или отказе от него — освобождение от занимаемой должности.

Граждане Республики Беларусь, поступающие на государ-ственную службу, государственные служащие и члены их семьи обязаны представлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган.

Для предупреждения коррупции необходимо:

  • установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

  • повышенный контроль за доходами и расходами государ-ственных служащих;

  • установление режима обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей и т. д.



13.2 Коррупционные правонарушения


Коррупционное правонарушение — деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 23.06.2006 года коррупционными правонарушениями являются:

  • вымогательство или принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;

  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;

  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица при исполнении служебных обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности;

  • использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности;

  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.


Физическое лицо, предоставившее государственному должностному или приравненному к нему лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, освобождается от ответственности, если имело место вымогательство со стороны государственного должностного лица, а физическое лицо добровольно заявило о содеянном.














СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА»



Т Е М А 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА



План


  1. Основные теории возникновения государства и права.

  2. Формы государства.



1.1 Основные теории возникновения государства и права


Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (религиозная) теория, господствовавшая в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354—430 н. э.), Фома Аквинский (1225—1274) — христианские философы и богословы. В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть — вечны, незыблемы, святы, их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека, являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

  • принять государство и власть как данность, полученную свыше;

  • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский — представитель Бога на Земле, монархи — представители Папы и через него Бога в своих государствах);

  • полностью и во всем подчиняться власти — небесной (божественной), т. е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, — т. е. монархам и государству;

  • не пытаться изменить установленный Богом порядок.

2. Патриархальная теория. Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н. э.). В современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (т. е. государство — это своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:

  • монарх является отцом всего народа;

  • благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

  • король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

  • власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

  • подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.