Файл: 12.3. Примеры решения задач по системам массового обслуживания.docx
ВУЗ: Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса
Категория: Лекция
Дисциплина: Моделирование систем
Добавлен: 19.11.2018
Просмотров: 1890
Скачиваний: 46
Необходимо определить, какая часть выпускаемой продукции в таких условиях подвергается контролю и какая часть пропускается на дальнейшие операции без контроля (т.е. какая часть получает отказ от прохождения контрольных операций).
Определим параметр μ потока обслуживания μ = 1/1.25 = 0.8. Относительная пропускная способность q = 0.8 : (1.5 + 0.8) = 0.348. Таким образом, контрольным операциям будет подвергаться менее 35% продукции участка. Абсолютная пропускная способность А = 1.5 * 0.348 = 0.52. Вероятность отказа в обслуживании, т.е. пропуска на дальнейшую обработку без контроля, равна (1 - 0.35) = 0.65.
Интересно, что если увеличить производительность труда контролера и таким образом снизить продолжительность контрольных операций, то пропускная способность системы, конечно, повысится, однако далеко не до такой степени, как может показаться на первый взгляд. Допустим, что с оснащением контроля новым, более производительным оборудованием s снизилось в 2 раза и соответственно в 2 раза увеличилась интенсивность потока обслуживания, т.е. μ = 1.6. Тогда при той же интенсивности потока заявок получим
q = 1.6/(1.5 + 1.6) = 0.516, т.е. контролироваться будет около 52% всех изделий, а не 70%, как можно было бы ожидать.
Рассмотрим теперь многоканальные системы массового обслуживания.
Для повышения пропускной способности СМО надо увеличить число каналов обслуживания, т.е. число линий связи в телефонной системе, количество контролеров на производстве и т.д. Для потребителя это будет удобно, но общая эффективность системы при этом может снизиться, так как каждый новый канал требует дополнительных затрат на установку и обслуживание.
Граф двухканальной системы массового обслуживания с отказами будет иметь вид, показанный на рис. 6.
Рис. 6. Граф двухканальной системы массового обслуживания
Состояние S1 — это состояние, когда в СМО имеется одна заявка и один канал занят, а второй свободен. Из состояния S0 в состояние S1 систему переводит поток заявок с интенсивностью λ. Как только приходит первая заявка, один канал становится занятым, тот же поток переводит СМО из первого состояния во второе, когда заняты оба канала и следующим заявкам будет даваться отказ.
Если в системе занят один канал, то этот канал производит μ обслуживании в единицу времени. Теперь пусть система находится в состоянии S2, т.е. в ней работают два канала. В состояние S1 система будет переходить, если обслуживание закончил либо первый, либо второй канал. Таким образом, суммарная интенсивность потока обслуживания будет равна 2.
Для состояния S0 баланс воздействий будет, λ р0= μ p1 откуда получим:
Воздействия,
выводящие из состояния S1
(стрелки,
направленные из
S1),
будут равны λ р1+
μ
p1.
Они
компенсируются воздействиями, приводящими
в это состояние (стрелки, направленные
внутрь S1):
Баланс воздействий будет равен:
С учетом того, что λ р0= μ p1 получим: или иначе
.
Так как сумма всех вероятностей по-прежнему должна равняться единице, получаем:
Откуда следует:
Произведя по полученным формулам соответствующие расчеты из предыдущего примера, получим q = 62%. Таким образом, производительность двух контролеров больше, чем одного, работающего в 2 раза быстрее.
Граф трехканальной системы массового обслуживания с отказами имеет вид, как на рис. 7.
Рис. 7. Граф трехканальной СМО с отказами
Повторяя рассуждения, аналогичные предыдущим, можно получить:
Проделав расчеты с данными для предыдущего примера, в случае трехканальной системы получим q = 81%. Для многоканальных СМО вводится еще один параметр — среднее число занятых каналов
Для системы контроля с тремя контролерами получим kср = 1.52. Таким образом, работы не хватает для загрузки даже двух контролеров, но все три не обеспечивают 100%-ную проверку всей выпускаемой продукции. Причина такого положения заключается в случайном характере поступления изделий на контроль.
Можно проверить, что получится, если увеличить число контролеров. Хотя, наверное, уже очевидно, что подобный подход явно нельзя назвать эффективным.
На рис. 8 изображен граф n-канальной системы массового обслуживания с отказами.
Рис. 8. Потоки в многоканальной системе массового обслуживания
Такой же процедурой, которая применялась для 2- и 3-канальных СМО, можно получить:
Вероятность отказа равна рп, а относительная пропускная способность: q =1- Рn.
В производственной системе с четырьмя контролерами и при тех же интенсивностях потоков, которые указаны в этом примере, получим q = 92%, а среднее число занятых каналов k — 1.75.
Теперь должно быть ясно, что 100% - ной проверки всей продукции таким путем не добиться. Следовательно, необходимо изменить систему обслуживания и перейти к СМО с ожиданием.
Системы массового обслуживания СМО с ожиданием
Рассмотрим СМО с одним каналом, на вход которого требования поступают с интенсивностью λ. Заявка, поступившая в момент, когда канал занят, не покидает систему, а становится в очередь и ожидает. Граф состояний такой системы показан на рис. 9.
Рис. 9. Граф системы массового обслуживания с ожиданием
Состояние S0 соответствует свободному каналу; S1 означает, что канал занят, но очереди нет; S2 - канал занят и одна заявка стоит в очереди; S3 - в очереди две заявки и т.д. В состоянии Sk например, канал занят и (k - 1) заявок ожидают обслуживания. По стрелкам слева направо систему из одного состояния в другое переводит поток заявок с интенсивностью λ, а по стрелкам справа налево переводит поток обслуживании, имеющий интенсивность μ. Всякий раз при переходе из одного состояния в другое очередь изменяется на единицу.
Для получения вероятности начального состояния можно использовать уравнение λ р0 = μ p1, откуда p1 = (λ/μ) р0. Величину λ/μ называют интенсивностью нагрузки СМО. в дальнейшем будем обозначать ее ρ. Для устойчивой работы СМО с ожиданием необходимо, чтобы средняя интенсивность потока обслуживания была больше интенсивности потока заявок, т.е μ > λ и, следовательно, ρ < 1. Если же λ > μ, то система не справится с обслуживанием и очередь будет расти до бесконечности.
Используя введенные обозначения, вероятность состояния S1 можно записать в виде: р1 = ρ р0. Чтобы получить вероятности р2 и р3 можно использовать полученные ранее выражения: p = ρ2 р0 , р3 = ρ3 p0. Аналогично можно получить выражение для произвольного члена: рk = ρk р0.
Для определения р0 напишем выражение для суммы вероятностей:
Величина 1 + ρ + ρ2 + ... + ρk представляет собой сумму членов геометрической прогрессии, она равна 1/(1 - ρ). Поэтому р0 = 1- ρ, откуда получаем рк = ρk (1 - ρ).
Используя это выражение, можно определить характеристики системы массового обслуживания с ожиданием, существенные для ее функционирования: среднюю длину очереди, среднее число заявок в системе, среднее время пребывания в системе и вероятность образования очереди.
С вероятностью р2 в очереди стоит одна заявка, с вероятностью р3 — две заявки и с вероятностью рk в очереди находится (k — 1) заявок.
Следовательно,
Сумма геометрической прогрессии 1 + 2ρ + 3ρ 2 + ... равна 1/(1 - ρ)2, поэтому
Среднее число заявок, находящихся в системе обслуживания, состоит из среднего числа находящихся в очереди и среднего числа находящихся на обслуживании, включая интервалы, когда очереди не было. Эта величина ей принимает значение 0, если канал свободен. Вероятность такого состояния равна р0 = 1 - ρ. Если канал занят, значит заявки обслуживаются, и ω принимает значение 1. Вероятность этого равна 1 - р0= ρ . Следовательно,
Вероятность образования очереди равна вероятности того, что в системе будет более одного требования, т.е.
Рассмотрим такую же систему контроля продукции, которая была в СМО с отказами, но теперь установим такой порядок, при котором контролер проверяет всю продукцию. Если контролер будет занят, блоки ожидают, пока он освободится. Интенсивность нагрузки в первом случае будет:
При указанных условиях данный режим контроля невозможен, поскольку будет непрерывно возрастать. Во втором случае, т.е после модернизации контрольного оборудования:
В системе будут проверяться все 100% изделий, поэтому прежние параметры (относительная и абсолютная пропускная способность) теперь теряют смысл. Интерес представляет средняя длина очереди, т.е. среднее число изделий, ожидающих, пока контролер освободится и возьмет их на проверку. Для ее определения используем формулу для Lср = 0.8789/(1 - 0.9375) = 14.06. Среднее число изделий, находящихся в системе, рассчитывается по формуле для ωср = =0.9375/0.0625 = 15. Среднее округленное время ожидания в системе контроля определяется по формуле для Тож:
Время ожидания находится в допустимых пределах, и систему технического контроля с ожиданием можно считать вполне приемлемым вариантом системы технического контроля, обеспечивающей 100%-ную проверку всех блоков. Вероятность образования очереди при заданных выше интенсивностях потока изделий и производительности контроля рk= 0,88.
Задача № 2.
Фирма организует у себя телефонную связь. Аналитически известны интенсивность потока заявок λ. и интенсивность потока обслуживании μ. Необходимо обосновать оптимальное количество каналов обслуживания. Очевидно, что чем больше количество каналов, тем вероятность обслуживания (вероятность связи) выше, но при этом может снизиться эффективность работы станции из-за простоев в этих каналах и лишних затрат на обслуживание.
Решение.
Данную
задачу можно описать n-канальной
системой с отказами.
Граф
состояний такой системы показан на рис.
10.
Рис. 10.
Состояния системы:
So — все каналы свободны;
S1 , — занят один канал, остальные свободны;
S2 — заняты два канала, остальные свободны;
Sn — заняты все п каналов.
Уравнения Колмогорова для такой системы:
Решая эту систему уравнений, легко можно получить значения р0, p1, p2 и т.д.
Предположим, что на телефонную станцию поступает в среднем 1.5 заявки в минуту, а поток обслуживании имеет интенсивность, равную 0.5 заявки в минуту. Следовательно,
λ / μ = 3. Вероятность обслуживания поступившей заявки для n каналов:
где
Среднее число занятых каналов:
Для трех каналов (n = 3) получим следующие результаты. Вероятность обслуживания заявки Q = 0.65, что составляет 65%. При этом среднее число занятых каналов N = 1.96, что составляет 65% от всех трех каналов. Соответственно 35% поступающих в систему заявок получают отказ.
Увеличим число каналов обслуживания до 4. Получим вероятность обслуживания заявки Q = 0.79, что составляет 79%. Вероятность отказа уменьшается до 21%. Вместе с тем число занятых каналов становится равным 2.38, что составляет 60% от всего числа каналов. Мы видим, что при сравнительно небольшом снижении процента занятых каналов (с 65% до 60%) происходит существенное увеличение вероятности обслуживания — с 65 до 79%.
В случае 5 каналов Q — 89%, процент занятых каналов — 53%.
В случае 6 каналов Q = 94%, процент занятых каналов — 47%.
Подведем итоги.
При увеличении каналов с 3 до 4:
-
количество занятых каналов снижается на 5 %;
-
вероятность обслуживания возрастает на 14 %.
При увеличении каналов с 4 до 5: -
количество занятых каналов снижается на 7%;
-
вероятность обслуживания возрастает на 10%.
При увеличении каналов с 5 до 6: -
количество занятых каналов снижается на 6%;
-
вероятность обслуживания возрастает на 5%.
Таким образом, в динамике мы видим, что увеличение каналов с 3 до 4 является оптимальным, так как при минимальном снижении числа занятых каналов наблюдается максимальный прирост вероятности обслуживания. Дальнейшее увеличение каналов невыгодно из-за простоев в них.
Задача № 3.
На автозаправочной станции имеется одна колонка и площадка, на которой могут находится одновременно не более т автомашин. Если все места на площадке заняты, то очередная машина, прибывшая к станции, не останавливается, а проезжает мимо. Аналитически было выявлено, что на автозаправочную станцию в среднем в минуту прибывает поток машин с интенсивностью λ1, а поток обслуживания с интенсивностью μ определяется длительностью заправки.
Менеджеров интересуют вероятность отказа в обслуживании и среднее время ожидания в очереди в зависимости от мест в очереди т.
Решение.
Данную задачу можно представить в виде одноканальной системы с ограниченной очередью. Число мест в очереди т. Если все места заняты, то очередная заявка, поступающая в систему, получает отказ. Граф состояний такой системы показан на рис. 11.
Рис. 11
Состояния системы;
S0, — канал свободен;
S1 — канат занят, идет обслуживание, но очереди нет;
S2 — канал занят, одна заявка стоит в очереди;
S3 — канал занят, в очереди стоят две заявки;
Sm+l — канал занят, в очереди стоят т заявок. Уравнения Колмогорова для такой системы:
Решая эту систему и вводя = λ/μ, получаем: вероятность свободного канала
где k = (1, 2, 3, … m+1)
Вероятность отказа pm+1.
Среднее число заявок в очереди:
где pk+1 — вероятность того, что в очереди стоят k заявок.
Среднее время ожидания в очереди: r/λ.
Предположим, что на автозаправочную станцию прибывает в минуту в среднем одна машина. Следовательно, λ = 1.
Предположим, что длительность заправки составляет в среднем 2 мин. Следовательно, μ = 1/2. Таким образом, ρ = λ/μ = 2.
Если число мест в очереди т = 3, то вероятность отказа рт+1 , = 51,6%, а среднее время ожидания в очереди равно 2,1 мин.
Если число мест в очереди т = 6, то вероятность отказа рт+1 , = 50,2%. а среднее время ожидания в очереди равно 5 мин.
Видно, что если ρ > 1, то при больших т вероятность отказа стабилизируется, становясь равной (ρ — 1 )/ ρ. Чтобы существенно снизить вероятность отказа, необходимо (если нельзя уменьшить ρ) переходить к многоканальным системам.
Задача № 4.
В порту с одним причалом выгружаются прибывающие суда. Аналитически известны интенсивность потока заявок λ и интенсивность потока обслуживании (разгрузка судов) μ. При этом может образоваться очередь.
Менеджеров, организующих работу порта, интересуют вероятности очередей размером k и вероятность отсутствия очереди.
Решение.
Данную задачу можно представить в виде одноканальной системы с неограниченной очередью. Граф состояний такой системы показан ниже.
Рис. 12.
Состояния системы:
S0 — канал свободен (очереди нет);
S1 — канал занят (идет выгрузка одного судна), но очереди нет;
S2 — канал занят, в очереди стоит одна заявка;
S3 — канал занят, в очереди стоят две заявки;
…
Sk — канал занят, в очереди стоят (k — 1) заявок. Эта система характеризуется бесконечным числом дискретных состояний.
Вероятность обслуживания без очереди (состояние S0):
p0 = 1 - ρ
Вероятность очереди из (k — 1) заявок:
Если условие ρ < 1 не выполняется, то стационарный режим в рассматриваемой системе не устанавливается: очередь при t → ∞ растет неограниченно.
Задача № 5.
Имеется инструментальный склад, обслуживающий несколько цехов фирмы. Аналитически известны интенсивность потока требований на инструмент λ и интенсивность потока обслуживании μ за смену. Известны также потери в единицу времени: от простоя в очереди — п усл. ед., на содержание кладовщика — т усл. ед.
Менеджеров, организующих производственный процесс, интересует среднее время ожидания обслуживания и среднее время обслуживания при разном количестве кладовщиков s инструментального склада. Также важно найти оптимальное количество кладовщиков с учетом затрат в единицу времени на простой в очереди и на содержание кладовщика.
Решение.
При работе одного кладовщика данную задачу можно представить в виде одноканальной системы обслуживания с неограниченной очередью:
При ρ > 1 очередь растет неограниченно.
При ρ < 1 имеем следующие показатели.
Вероятность отсутствия очереди:
Вероятность
очереди из (k
— 1) заявок:
Среднее время ожидания обслуживания:
Среднее время обслуживания:
При работе s кладовщиков задачу можно описать как многоканальную систему с неограниченной очередью.
Если ρ/s < 1, то существуют финальные вероятности.
Если ρ/s ≥ 1, то очередь растет до бесконечности.
При этом ρ может быть больше 1.
Предположим, что условие (ρ/s) < 1 выполнено. Тогда вероятность
Среднее число заявок в очереди:
Среднее число заявок в системе (с учетом уже обслуживающихся заявок):
Среднее время пребывания заявки в очереди:
Среднее время пребывания заявки в системе:
Предположим, что затраты в единицу времени на простой составляют 7 усл. ед., а на содержание одного кладовщика 5 усл. ед. Тогда получим следующие результаты при разном количестве кладовщиков (полагаем, что λ = 1.6, μ = 0.9, ρ = =1.77).
При s = 2: Тс = 5.11, общие затраты 7x 5.11 + 5x2 = 45.77 усл. ед.
При s = 3: Тс = 1.42, общие затраты 7х 1.42 + 5x3 = 24.94 усл. ед.
При s = 4: Тс = 1.17, общие затраты 7х 1.17 + 5 х 4 = 28.19 усл. ед.
Видно, что с экономической точки зрения выгодно держать на складе трех кладовщиков.